Содержание научно-методической работы в ДОУ в контексте современных психолого-педагогических требований к управлению образовательным учреждением

Разделы: Работа с дошкольниками


Статья из опыта работы к совещанию для руководителей ДОУ на тему: «Управление научно-методической работой в ДОУ». Материал является продуктом совместной деятельности руководителей ДОУ № 99 под руководством научного куратора Л.В. Коротковой – ст. преподаватель кафедры «Духовное наследие Л.Н. Толстого» ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Проанализировав литературу рекомендательного характера педагогов –новаторов (Третьяков, Петюков, Слободчиков), где описан опыт ведения инновационной и экспериментальной деятельности (в основном это школьные экспериментальные площадки и школы, занимающиеся инновационной деятельностью), а также, приняв во внимание рекомендации методического совета экспериментальной площадки «Школа Л.Н. Толстого», мы увидели у всех много общих подходов. Обратимся к таблице:

«Перечень документов по управлению экспериментальной и инновационной работой ДОУ».

Экспериментальной работой ДОУ Инновационной работой ДОУ
Основополагающие

Концепция.

Программ исследования.

План-программа действий (комплексно-целевая программа деятельности по этапам).

Образовательная программа.

Система контроля (или мониторинг качества деятельности ДОУ).

Отчеты по этапам работы.

Заключения по этапам работы.

Договор о сотрудничестве с научным руководителем или исследовательской базой.

Вспомогательные

Перспективное планирование.

Методические рекомендации по содержанию работы.

Конспекты занятий.

Материалы презентаций, конференций, семинаров, творческие отчеты и т.д.

Основополагающие

Концепция.

Программа развития.

Образовательная программа.

Система контроля (или мониторинг качества деятельности ДОУ).

Информационная карта инновационной деятельности ДОУ.

Карта учета инновационной деятельности.

Договор о сотрудничестве с научным руководителем или исследовательской базой.

Примечание: заключение пишется, если нет карты учета инновационной деятельности. Если карта присутствует в документах, то ее пункты 12, 13, 14 компенсируют заключение.

Вспомогательные

Перспективное планирование.

Методические рекомендации по содержанию работы.

Конспекты занятий.

Материалы презентаций, конференций, семинаров, творческие отчеты и т.д.

Карта учета инновационной деятельности

Дата_____________________

1 Проблема  
2 Цель инновации, нововведения  
3 Сущность инновации  
4 Прогнозируемый результат  
5

Классификация нововведения (в области управления, дидактики, психологии, частной методики, социологии, права, гигиены и физиологии, междисциплинарной области и пр.)

 
6

Инноватор:

(ФИО, возраст, образование, специализация, педстаж, разработчик, распространитель, пользователь)

 
7

Нововведение прошло стадии:

-формирование идеи, целеполагание, разработка,

освоение на стадии опытно-исследовательской работы, распространение (диффузия), рутинизация

 
8 Нововведение прошло экспертное апробирование:

однократно, многократно.

 
9 Инновационный эксперимент:

- констатирующий, формирующий, уточняющий;

- активный или пассивный (экспертное наблюдение)

 
10 Препятствия на пути разработки и внедрения.  
11 Экспертный контроль осуществляется:

(специалистами, общественностью, самоконтроль).

 
12 Оценка инновации:

(критическая, низкая, допустимая, оптимальная).

 
13 Какие еще проблемы предстоит решить.  
14 Особые замечания о значении инновации и её оценка с учетом альтернативных мнений.  

Обращаю ваше внимание, уважаемы коллеги, что никакого законодательного акта на предмет того, что в дошкольном учреждении, находящемся в режиме развития, в обязательном порядке должен быть именно этот перечень документов, нет.

В «Законе об образовании» говорится о том, что любое образовательное учреждение должно иметь Образовательную программу.

Наше дошкольное учреждение, исходя из собственного опыта работы, пришло именно к этому перечню документов, для того чтобы эффективно управлять научно-методической работой по результатам, отслеживать уровень развития детей, уровень повышения квалификации педагогов и достичь в полном объеме решение задач поставленных перед коллективом.

Инновационная работа в ДОУ также как и экспериментальная имеют общую схему развития, включающую в себя 5 этапов:

  1. аналитико-прогнозтический (подготовительный) где идет анализ того, что имеем, выявляем проблемы, противоречия, прогнозируем результат, что устраивает, что не устраивает и т.д.;

  2. рабочий – внедрение инновационной деятельности и работа по достижению результатов;

  3. коррекционный – анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми;

  4. обобщающий – анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати;

  5. внедренческий – семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Руководителям ДОУ при вступлении на путь как инновационной, так экспериментальной деятельности приходится испытывать ряд сложностей, на это следует обратить особое внимание – насколько коллектив педагогов ДОУ готов к работе в режиме развития, насколько способен работать в этом режиме и есть ли заинтересованность у каждого педагога.

Экспериментальная площадка «Школа Л.Н. Толстого» под руководством научного куратора Л.В. Коротковой – ст. преподаватель кафедры «Духовное наследие Л.Н. Толстого» ТГПУ им. Л.Н. Толстого разработала ряд анкет и диагностических методик обследования педагогов на предмет:

  • их готовности к участию в инновационной работе;

  • потенциальных возможностей заниматься инновационной работой;

  • выявления уровня диагностических умений педагога;

  • умений стимулировать познавательную активность детей;

  • владение педагогом методами мотивации, стимулирующими познавательную активность детей;

  • умения контактировать с детским коллективом.

Например:

Анкета для выявления отношения педагогов к экспериментальной работе.

(на начало работы)

Ф.И.О._____________________________________________________________________________

1. Ваше отношение к эксперименту.

2. Знаете ли вы идеи эксперимента.

3. Не противоречат ли идеи, Концепции Закону об образовании Р.Ф.

4. Вы, считаете, что педагоги вашего ДОУ имеют уровень подготовки, чтобы участвовать в экспериментальной работе.

5. Вы участвуете в эксперименте?

6. Соответствует ли на ваш взгляд, материальная база ДОУ потребностям эксперимента.

7. Вы знакомы с программой эксперимента.

8. Целесообразны ли формы, методы, пути реализации программы эксперимента.

9. Обеспечивает ли программа повышение уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

10. Ведется ли психолого – педагогический анализ развития ребенка

11. Предполагает ли программа изменение позиции педагога по отношению к ребенку.

12. Знают ли родители о новых условиях в группе.

13. Какими видите результаты эксперимента?

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога, работающего в инновационном режиме

Аспект педагогической деятельности:

1.Планирование учебно-воспитательной работы.

2.Планирование работы по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

3.Овладение содержанием новых предметов и учебных пособий.

4.Использование разнообразных форм работы с детьми:

на занятиях;

в повседневной жизни.

5.Обеспечение активной работы с детьми в течении всего занятия.

6.Обеспечение развивающего характера обучения.

7.Формирование у детей навыков учебной деятельности (планирование, самостоятельное выполнение работы, доведение начатого дела до конца).

8. Осуществление индивидуального подхода через:

планирование;

подбор методов;

организацию работы.

9. Оценка эффективности своей работы.

10. Обобщение своего опыта работы.

11. Внедрение П.П.О. других педагогов или описанного в литературе в практику своей работы.

12. Работа с родителями.

В случае выявления у педагогов ДОУ низкой заинтересованности к инновационной деятельности мы стимулируем их активность, используя существующие для этого методы активизации педагогического труда.

Это:

1. Анализ конкретных ситуаций, решение педагогических задач

  • ситуация иллюстрация;

  • ситуация упражнение;

  • ситуация оценка;

  • ситуация проблема.

2. Диалог

3. Дискуссия

4. Обсуждение двух противоположных точек зрения

5. Обучение практическим умениям

6. Метод имитации рабочего дня

7. Решение педагогических кроссвордов и перфокарт

8. Метод «педагогический бой» или «мозговая атака»

Данные методы мы используем дифференцированно, учитывая квалификационные характеристики воспитателей.

Информационный банк данных ДОУ № 99 по апробации и внедрению в практику работы предметов дополнительного образования «Школа Л.Н. Толстого» состоит из трех разделов:

  1. Нормативно-правовое обеспечение.

  2. Программное обеспечение.

  3. Методическое обеспечение.

В заключение, уважаемые коллеги, хочу напомнить, что любой документ, составленный вами, должен быть необходимым для внутреннего пользования ДОУ, чтобы составление этих документов не было наиболее важным видом вашей деятельности, чтобы эти документы не жили собственной самостоятельной жизнью, отнимая у вас и ваших педагогов время, которое должно быть посвящено детям.