Урок по теме: "Кусудамы - волшебные шары"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Урок труда.

Тема: Кусудамы- волшебные шары ( оригами).

Номинация: Преподавание в начальной школе.

Цель: Познакомить детей с кусудамой, рассказать о ее волшебных свойствах, значениях. Научить складывать классическую модель. Продолжать работать со схемами, пользоваться условными знаками, принятыми в оригами.

Развивать у детей чертежные навыки, способность следовать устным инструкциям учителя. Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память.

Создать спокойную психологическую обстановку, снять тревожность. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к другим (друзьям, взрослым). Достичь того, чтобы дети получили максимальное удовольствие от своей работы.

Демонстрационный материал:

  • Различные виды классических моделей кусудам, подвешенные к потолку по количеству детей (можно больше).
  • Магнитофон, музыка для релаксации.

Раздаточный материал:

  • Набор цветной и писчей бумаги.
  • Ножницы и клей.
  • Динамические карты (со схемами изготовления бумаги).

Ход занятий.

  1. Организационный момент.
  2. Дети встают в один большой круг.

    Учитель:

    Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Каким может быть настроение?

    Дети:

    Отвечают (хорошее, бодрое, игривое, чудесное, плохое и т.д.).

    Учитель:

    Внимательно посмотрите друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.

    Дети: Определяют, называют имя ребенка (например, Катя).

    Учитель:

    Катя, я попрошу тебя, чтобы ты подала руку своему соседу Сереже, а Сережа – Оле. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете?! Это Катя передает нам свое настроение. Ребята, а еще как можно поднять настроение, улучшить свое состояние.

    Дети предлагают свои варианты.

  3. Основная часть.
  4. Учитель:

    А сегодня мы с вами узнаем еще один способ, как можно улучшить свое состояние, снять свою усталость. А в этом нам помогут эти волшебные шары и называются они кусудамы.

    Дети рассматривают различные виды кусудам.

    Учитель:

    Кусудама – это японское слово и означает в переводе “ лечебная трава”. Традиционно их подвешивали над постелью больного, действительно поместив внутрь лечебные травы. Их не нюхали, не заваривали, но, странное дело, со временем больному становилось легче. Самое удивительное, что волшебные кусудамы нередко помогают преодолеть легкий недуг и без всяких трав.

    Кроме этого, кусудамы могут послужить не только самодельным лекарством, но и великолепным украшением. На этом уроке мы познакомимся с простейшей классической моделью кусудамы (показывает готовую модель).

  5. Практическая часть.

Дети садятся за круглый стол.

Учитель:

Придерживаясь традиций Японии, давайте мы совершим свой ритуал. Поприветствуем свои руки. Разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними:

  • Здравствуй, левая рука!
  • Здравствуй, правая рука!
  • Поработаем вместе?!
  • Сведите руки так, как это делают японцы, закройте глаза и сосредоточьтесь.

Учитель:

Модель кусудамы состоит из шести модулей. Сейчас мы вместе с вами научимся складывать этот модуль.

Для этого нам понадобится белый квадрат.

Идет показ последовательности складывания. [1]

Учитель: Собираем шесть модулей и склеиваем их вместе в один шар.

Дети выполняют задание.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой получился красивый ажурный шар. Перед тем, как начать самостоятельно изготовлять свой шар, я вам предлагаю немного отдохнуть. Пожалуйста, усаживайтесь все на дорожку под одной из подвешенных кусудам и примите позу лотоса. Сейчас мы постараемся улучшить наше состояние, будем получать положительную энергию от кусудам.

Проводится релаксационное упражнение “Волшебный сон”.

Учитель спокойным плавным голосом говорит:

  • Вы не заснете по-настоящему, вы будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Но шептать не надо.

Включается музыка.

Учитель: Внимание! Наступает “Волшебный сон”.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена…
Все губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляется
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Учитель:

Кусудамы излучают положительную энергию, придают нам силу, здоровье.

Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Подтянулись! Улыбнулись!

  1. Самостоятельная работа.
  2. Детям раздаются динамические карты, где показан весь процесс складывания модели.

    Индивидуальная работа.

  3. Итог урока.

Дети рассматривают изготовленные кусудамы.

Учитель:

Ребята, давайте подумаем и решим, куда можно поместить ваши шары?

А давайте мы подарим их своим самым близким друзьям, родителям и пожелаем им здоровья. И пусть как только они почувствуют усталость, недомогание, вспомнят про наши кусудамы, и они помогут им. Всего вам доброго!

Ссылки:

1. Стр. 32–33, 241–243 “Оригами. Игрушки из бумаги”, Курицына О.Г.

Использованная литература:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “ Кусудамы – волшебные шары”. М., “Аким”, 1997 год.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “ Уроки оригами в школе и дома”. М., “Аким”, 1998 год.
  3. Курицина О.Г., “Оригами. Игрушки из бумаги”. Санкт-Петербург.
  4. “ Дельта”, 2000год.