Урок: "Морфемный разбор слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  1. Познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слова.
  2. Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.
  3. Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.
  4. Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой.

Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок с разминки.

II. Разминка.

Учащиеся по очереди или по желанию отвечают на вопросы.

  1. За сколькими зайцами не стоит гнаться? (За двумя).
  2. Порядковый номер января в своем сезоне? (2)
  3. Какая нога собаке ни к чему? (Пятая)
  4. Какая по счету буква “Р” во втором месяце весны? (Третья)
  5. Название этого месяца заканчивается на “Т”. Какой он по счету? (Март, третий)
  6. Ячейки для хранения меда у пчел? (Соты)
  7. Золотое колесо в синем небе? (Солнце).

III. Повторение основных понятий по теме.

1. Кроссворд

Учащимся предлагается кроссворд (каждой группе отдельно). Решенные кроссворды ученики сдают учителю.

2. Морфологическая шарада.

Каждая группа получает задание. Для того, чтобы разгадать шараду, необходимо собрать слово из разных морфем, указанных в шарадах.

1. Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

2. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

3. Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,
Приставку - в слове выписать,
Корень – в слове преподносить. (Выносливый)

Корень тот же, что и в слове именной,
Один суффикс, как в слове дружина,
Другой – как в слове высотник. (Именинник)

IV. Объяснение нового материала.

На доске – эпиграф:

Помни при разборе слова:
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Каждая группа самостоятельно знакомится с планом и образцом разбора в учебнике. (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык. Теория., учебник для 5-9 классов. – 5-е изд., -М., 1996). Ученики выполняют морфемный разбор слова “загородка” в группах, под контролем заранее подготовленного ученика.

Вопросы для обсуждения:

  • На какие две части делится изменяемое слово?
  • Из каких частей состоит основа самостоятельного слова?

V. Закрепление.

Каждой группе предлагается произвести морфемный разбор слов по данной схеме из упражнения № 478. (Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса  (Под редакцией В.В. Бабайцевой. – М., 1993.)

Вывод:

– Что необходимо определить в слове для выполнения морфемного разбора?
– Нужно определить, к какой части речи оно относится.

Задание: по данным схемам составьте слова. Кто быстрее выполнит задание?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 481. Необходимо произвести морфемный разбор слов по плану.

VII. Итог урока.

Опрос:

  • Что нужно определить в слове прежде, чем выделять морфемы?
  • Каков порядок выделения морфем?
  • Как выделить окончание?
  • Из каких морфем состоит основа?

На данные вопросы каждая группа готовит одного ученика для ответа. В опросе участвуют представители от групп. Куратор оценивает активность в группе.