Апробация УМК Афанасьевой О.В. English-VII в лингвистической группе

Разделы: Иностранные языки


В новых экономических условиях у нас в стране небывало возрос интерес к иностранным языкам, а особенно к английскому. В наши дни появилась возможность выбрать те учебные материалы, которые больше всего соответствуют профилю, интересам, возможностям.

На наш взгляд, самый оптимальный вариант преподавания английского языка в психолого-лингвистической группе (9 кл.)—УМК-VII, авторы Афанасьева O.В. Михеева И.В.

УМК-VII является логическим продолжением УМК-VI той же серии.

Данный комплект построен на принципах коммуникативной направленности обучения, дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности с учетом родного языка и наглядности. Работая по УМК-VII, учитель ориентирован на более широкое использование материалов страноведческого и лингвострановедческого характера, а также включение в учебный материал более глубокой информации и о родной стране.

Подобный подход предполагает достаточно тесную связь с другими дисциплинами школьного курса (география, история).

Объем знаний и умений по иностранному языку, заложенный в этом УМК, сориентирован на общеевропейский стандарт, в соответствии с которым выпускники должны быть в состоянии сдать экзамен международного образца CAMBRIDGE FIRST CERTIFICATE. Этот экзамен предполагает весьма обширные и достаточно глубокие знания в области лексики и грамматики, достаточно высокий уровень владения умениями и навыками аудирования, говорения, чтения и письма.

Фактически, УМК-VII завершает знакомство учащихся с существующей системой времен в рамках действительного и страдательного залогов, предлагает более детальную и глубокую проработку такого грамматического явления как артикль, знакомит с сослагательным наклонением. УМК продолжает систематическое обучение лексике современного английского языка, при этом особое внимание уделяется синонимам, стилистическому различию слов, их особенностям.

В данном комплекте используется принцип избыточности, предоставляя возможность учителю вариативно и избирательно использовать предлагаемые в УМК материалы. Многие упражнения носят творческий, развивающий характер. Учитель может предложить учащимся разнообразные виды работ с упражнениями, текстами, что мотивирует их к изучению английского языка, повышает их познавательную активность и даже готовит учащихся к исследовательской работе.

Довольно успешно УМК увязывает материал на повторение с вкраплением новых моментов в уже известные учащимся явления языка. Доля страноведческого материала занимает существенное место, хотя в учебник включены также тексты фабульного характера.

УМК-VII нацелен на филологическое воспитание учащихся. Увеличена доля заданий на развитие языковой догадки, на развитие умения наблюдать факты языка, делать сопоставления, обобщения. В учебнике достаточно хорошо представлены материалы на сравнение аналогичных или сходных явлений родного и изучаемого языков. Работа такого плана четко прослеживается в заданиях типа “READ and СOМРАRЕ”. Этот раздел помогает учащимся усвоить отличительные признаки какого-либо явления в языке. Например, синонимичный ряд глаголов говорения в UNIT 4, упр.47. К тому же предлагается большое количество упражнений для формирования навыков языковой догадки в рамках более широкого конспекта.

Словарь состоит из двух частей. Первая— “ English-Russian Vocabulary” включает лишь новые слова, которые изучаются в течение года. Вторая часть -“Topical Vocabulary” включает в себя слова по пройденным темам в УМК-VI. Хотелось бы отметить, что словарь оставляет желать лучшего, ведь учащиеся таким словарем почти не пользуются.

Помимо этого отличия учебник содержит и некоторые другие нововведения.

Каждый UNIT состоит из следующих разделов: REVISION; READING for INFORMATION; NEW LANGUAGE; READING for DISCUSSION; SPEAKING; WRITING and MISCELLANEOUS.

Каждый UNIT включает в себя тексты на аудирование и упражнения к ним. Все же надо отметить, что развитию навыков и умений аудирования уделяется недостаточно внимания. Было бы неплохо, если бы для аудирования предлагались недлинные тексты со временем звучания 2-3 минуты с заданиями “Pre-listening” и “Post-listening”.

Первый раздел каждого UNITa - REVISION, целью которого является повторение лексико-грамматических явлений языка и реалий страноведческого характера.

Следующий раздел - READING for INFORMATION, куда входит чтение нефабульного текста, достаточно тесно связанного с учебной ситуацией. Тексты этого раздела представляют собой слегка сокращенные аутентичные произведения британских и американских авторов, способствующие расширению кругозора. Продуманно составленные упражнения на понимание данных текстов не сводятся к привычному “Answer the Questions”, интересны такие задания, как “ Match the Phrases”, “Who Is Who”,“ True False or Don't Know”, “ Detailed Information” и др.

Третий раздел учебника - NEW LANGUAGE посвящен введению и усвоению нового материала как грамматического, так и лексического. Очень удобно, что в конце учебника есть раздел “REFERANCE GRAMMAR”, где на русском языке даются пояснения к наиболее сложным грамматическим явлениям, которые изучались в течение года. Надо отметить то, что данный УМК предлагает основательную проработку всего грамматического материала, знание которого предусмотрено Программой за курс основной средней школы.

VOCABULARY SECTION знакомит с новыми словами и лексическими структурами. Такая проблемная область лексики, как фразовые глаголы, преподносится довольно доступно, что учащиеся этот материал могут усвоить даже самостоятельно.

Все упомянутые выше разделы готовят учащихся к работе с материалами раздела READING for DISCUSSION. Цель этого раздела - продолжение обучения чтению как виду речевой деятельности, направленной на извлечение нужной информации из печатного текста Задания, относящиеся к этапу работы над текстом “Post-reading” составлены неординарно, и учащиеся выполняют их с желанием и интересом.

Упражнения раздела SPEAKING составлены на материалах предыдущих разделов и логически и тематически связаны с ними. Предлагаемые здесь задания требуют творческого выполнения, и при этом следует обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности говорящих и стимулировать их на высказывание своей собственной точки зрения, своего отношения к обсуждаемой проблеме.

В разделе WRITING предлагается длинный перечень упражнений, из которых учитель может выбрать те задания, которые считает необходимым, т.е. дифференцированно подойти к выполнению учащимися письменных упражнений. Здесь обязательно есть упражнения на закрепление активного вокабуляра, грамматических явлений. К нововведениям этого раздела стоит отнести написание диктантов (предложений, коротких текстов) с опорой на изучаемую лексику.

Последний раздел - MISCELLANEOUS содержит интересный дополнительный материал в виде стихов, идиом, песен, малоизвестных фактов, и учитель включает их в учебный процесс по своему усмотрению, хотя материал с лингвострановедческой направленностью исключать нежелательно.

Книга для чтения - READER состоит из двух частей. Первая часть - слегка адаптированная аутентичная повесть “Five on a Treasure Island” является обязательной для всех учащихся. После каждой главы предлагаются упражнения, направленные на контроль понимания прочитанного. Вторая часть является дополнительным материалом. В нее включены более простые аутентичные тексты о людях и фактах.

Реализация принципа аутентичности позволяет учесть перспективу выхода на требования к уровню владения английским языком, обозначенному в Проекте государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, в соответствии с которым выпускники 9 класса должны научиться читать и понимать на слух несложные аутентичные тексты.

Одной из основных характеристик данного УМК является социокультурная направленность процесса обучения. Широко привлечены лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше овладеть языком через знакомство с культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.

Рабочая тетрадь - ACTIVITY BOOK содержит разнообразные интересные упражнения на закрепление лексико-грамматического материала. Но большим минусом данного компонента является наличие ключей в конце рабочей тетради почти ко всем упражнениям, что не позволяет в достаточной мере проконтролировать знания учащихся и поставить реально заработанную оценку.

Подводя итоги, хочется отметить, что на настоящий момент вряд ли существует более удачный и подходящий вариант УМК для преподавания английского языка в психолого- лингвистической груше (9кл), чем УMK-VII Афанасьевой О. В. К тому же данный УМК в полной мере помогает организации личностно-ориентированного урока, что является особо актуальным в последнее время.

Итак, УМК – VII способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;

3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;

4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.