Образ культуры Древнего и средневекового Китая

Разделы: МХК и ИЗО


ОБРАЗ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ.

Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его китайцы, - страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около 6 тыс. лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобретения китайцев, такие как шёлк, порох, компас, сейсмограф, водоподъёмный насос, механические двигатели, использующие силу падающей воды, являются достоянием всего человечества. Именно в Китае впервые появился фарфор, секрет изготовления которого вплоть до XVIII века будут искать все европейские алхимики, а также бумага, кисти, тушь, книгопечатание, искусство каллиграфии. Китайские математики знали десятичные дроби и впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел; астрономы умели вычислять лунные затмения и предсказывать солнечные; на основе многовековых наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь и отмечено существование солнечных пятен уже в 28 г. до н.э. (учёный Чжан Хэн соорудил небесный глобус, описал 2500 звёзд, объединив их в 320 созвездий). Культура Китая отличалась не только разнообразием, но и большой жизненной стойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали Китаю в его исторической эволюции пройти ряд важных стадий, общих с развитием других стран. От V тыс. до н.э. вплоть до XIX века Китай пережил первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную эпохи, сохранив преемственность традиций и преобразовав внешние культурные влияния.

Искусствоведы выделяют следующие периоды в Древней и Средневековой истории Китая:

  • Древний период (Яншао, неолит) V – III тыс.;
  • период Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.);
  • период Чжоу (XI – V вв. до н.э.) и Чжаньго (V – III вв. до н.э.);
  • периоды Цинь и Хань (с III в. до н.э. по III в. н.э.);
  • Северный Вэй (IV – VI века);
  • Тан и Сун (VII – X вв., X – XIII вв.);
  • Юань (XIII – XIV вв.);
  • Мин и Цин (XIV – XIX вв.).

Чрезвычайно длительный Древний период оставил важный след в духовной жизни страны. Именно в этот период был заложен фундамент всей дальнейшей её культуры.

Мы переходим к более подробному рассмотрению периодов Древнего и Средневекового Китая.

Древнейшие племена, заселившие долины больших рек Китая в V – III тыс. до н.э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени – сосуды из бледно-жёлтой и красновато-бурой обожжённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао, отсюда и название первого периода. В этих сосудах хранили вино и масло, готовили пищу, а большие сосуды служили погребальными урнами. Вылепленные вначале вручную, а в последствии с помощью гончарного круга, глиняные изделия – вазы, миски, чаши, блюда отличались необычной правильностью форм. Их обжигали при температуре около 1500°С, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они становились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами – спиралями, а также изображениями зверей (репродукция “Сосуды Яншао”).

Следующий период истории Древнего Китая получил название Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель – Ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В это время формируется представление древних китайцев о Вселенной. Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли облака и дождь, ветер и гром, которых представляли себе в образах драконов, птиц и зверей. Однако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возникло и другое верование – культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о потомках. В свою очередь душам умерших тоже служили – ухаживали за могилой, совершали жертвоприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в могилу клали различные ремесленные изделия – оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности.

Когда образовалось государство, возникло ещё представление о небе как о могущественном верховном божестве Вселенной. По представлениям древних китайцев, земля – квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет форму окружности. Поэтому они называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года небу и земле приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые для неба, квадратные для земли. В быту широко использовались различные сосуды. Для чего они служили, мы узнаем, прослушав сообщение.

Сообщение кадета:

МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ.

Тяжёлые монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шань-Инь, служили для жертвоприношений духам природы и духам – покровителям племени. В них как бы соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с большим мастерством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом. Главное место в нём отводилось воплощавшим стихию и воды изображениям птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя – охранителя человека, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана. Сосуды были разнообразны по форме. В прямоугольных огромных чанах на четырёх ножках с двумя ручками “фан-дин” готовили жертвенное мясо. Высокий, стройный, расширяющийся внизу и вверху кубок “гу” предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхность этих сосудов наносили тонкий спиралевидный линейный “узор грома” (“эли-вэнь”), на фоне которого в технике рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы вырастали из бронзы. Эти сосуды должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил, поэтому они сами часто имели форму зверей и птиц, а их поверхность сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти рёбра ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивали их ритуальный характер.

В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых.

Вопрос преподавателя: Где ещё в истории Древнего Мира мы встречаемся с подобным явлением? (Ответ: в истории Древнего Рима, когда завоевав греков, победители переняли культуру побеждённых).

В период Чжоу было широко распространено создание ритуальных сосудов в форме зверей или птиц – так называемых оберегов, охранителей стран света: тигра – Запада, феникс – Юга, дракон – Востока, черепаха – Севера. Эти изображения отождествлялись не только со сторонами света, но и с пятью элементами, составляющими основу мира – огнём, металлом, деревом, водой и землёй. Их символика сплеталась с культом плодородия небесных светил, как бы связывая человеческие судьбы с мирозданием (слайд “Крылатый дракон”). Государство Чжоу существовало многие века, однако, его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III вв. до н.э. в китайской истории получил название Чжаньго (“Борющиеся царства”). Этот период интересен тем, что именно это время богато философскими исследованиями, касающихся вопросов соотношения жизни природы и человеческого общества. Среди философских учений, оказавших воздействие на формирование всех областей китайской культуры, важнейшими стали конфуцианство и даосизм, каждое из которых охватывало свою сферу проблем.

Сообщение кадета:

КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551 – 479 гг. до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государём и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека – Ритуал. Согласно Ритуалу, надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе, живописи.
В отличие от конфуцианства даосизм сосредотачивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао – Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчинённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал – ян и инь. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире нарушится гармония. Поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.

Совершенно верно, ведь Лаоцзы говорили: “Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Тот, кто нарушает законы дао, погибнет раньше времени”. В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь, а затем династия Хань. Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Ци Шихуанди был китайским императором недолгое время, однако, сумел укрепить централизованную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств, и разделили страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. Была создана единая письменность, что позволило людям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие диалектов.

Слайд “Великая Китайская стена”.

По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени – Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников. Более подробно об этом грандиозном сооружении мы узнаем из видео сюжета (видеофильм из цикла “Великие творения людей” – “Великая Китайская стена”).

За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 км при высоте в 10 м и ширине в 8 м. Массивные квадратные башни, поставленные через каждые 100 – 150 м, отмечают изгибы этой гигантской стены-змеи, отделяющей мир китайской культуры от северных “варваров”.

Огромное значение для развития Китая имеют два события, которые историки приписывают Ханьскому периоду. Это: изобретение бумаги в I веке н.э. и установление караванных торговых связей между Китаем и Средней Азией. По Великому шёлковому пути, идущему через горы и пустыни, китайцы везли на запад шёлк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживлённой торговле Ханьской империи с Индией и даже далёким Римом, в котором Китай называли Страной Шёлка.

Итак, древний период, завершившийся падением Ханьской империи в III в., сметённой восстанием рабов, послужил основой для расцвета искусства в период средневековья. Именно в древний период зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Средневековье – пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. Средние века прославились в Китае рядом открытий: был изобретён фарфор, книгопечатание, появилась пейзажная живопись, а также каллиграфия – искусство художественного письма. После крушения Ханьской империи страна вновь оказалась раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Северный Вэй. Императоры Вэйского царства, выходцы из среды кочевников, оказались под могучим влиянием китайской культуры, стремились усвоить китайскую письменность, придерживались китайских обычаев. Они запрещали племенные обряды, одежду, язык. В этот период в Китае распространилась новая религия – буддизм (проникший в страну из Индии через Центральную Азию). В культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также древние буддийские храмы и высокие многоярусные башни-пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Самым древним скальным монастырём является Храм Заоблачных Высот – Юньган (слайд “Юньган”).

Юньган насчитывает свыше 20 пещер от 2 до 20 м высотой, высеченных в песчаных скалах. Они заполнены множеством скульптурных изображений буддийских святых и рельефами на темы буддийских сказаний. 15-ти метровая скульптура Будды - яркий образец местного искусства: угловатость обобщённых форм тела и лица с заострённым носом и небольшим ртом, полураскрытым в улыбке, строгие параллельные складки одежды, закрывающие плоское тело и т.п. Однако передано обязательное для изображения Будды возвышенное состояние покоя, самоуглублённости и физическая красота с “32 признаками совершенства”, главный из которых – удлинённые мочки ушей (знак благородного происхождения), ушниша – выступ на темени (символ божественной мудрости), миндалевидные глаза и т.д.

Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств Тан (VII – IX вв.) и Сун (X – XIII вв.). Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Например, чиновники, жившие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие их них являлись членами Императорской Академии живописи, открывшейся в X веке.

В городах и за их приделами возводили величественные кирпичные буддийские пагоды. Танские пагоды имели обязательно нечётное (счастливое) число этажей 3, 5, 7 и более, а также отличались строгостью и удивительной гармонией пропорций. Самая знаменитая из них – 60-ти метровая 7-этажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей), построенная в 652 году в Чанъяне. Благородная простота её форм свидетельствует о величавом духе архитектуры того времени. Не случайно, очарованные устремлённым ввысь силуэтом пагоды, танские поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в её честь стихи:

Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы,
Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь.
Если подняться на башню, ты отрешишься навеки...

Репродукция “Пагода”.

В VII – VIII вв. главное место среди других видов искусства заняла живопись. Тонкое понимание природы помогло художникам выработать приёмы живописи, обобщающие её законы. В процессе других поисков художниками была определена своеобразная форма картин-свитков, помогающих показать мир во всём его многообразии. Свитки не были постоянным украшением комнаты. Они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях. Горизонтальные свитки нужно было разматывать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести перемежались подчас красивыми каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл живописи. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, позволяя взгляду охватить их. Китайские живописцы уже в VIII в., наряду с прозрачными минеральными красками, стали применять богатую оттенками чёрную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма: тщательная “гун-би” (“прилежная кисть”), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины; другая – свободная и как бы незавершённая “сё-и” (“живопись идеи”), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Жанры живописи впервые были созданы в Китае:

    1. “Живопись фигур”, “жэньу” – люди;
    2. “Цветы и птицы”, “хуа-няо”;
    3. “Горы и воды”, “шань-шуй”.

Жанр “люди” или “живые фигуры” включал в себя всё, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифические сюжеты, сцены дворового быта. Прославленными живописцами этого жанра в Танский период были Янь Либэнь и Чжоу Фан. От многочисленных произведений Янь Либэня сохранился только один свиток с изображением 30-ти императоров. Он воспроизвёл вереницу образов владык, живших задолго до его времени. При всей условности типов, поз и лиц, поражает, с какой свободой владеет художник гибкой линией, очерчивающей складки одежды, контуры лиц, причёски.

Репродукция: Янь Либэнь “Властелины разных династий”.

Ещё ярче выражено стремление к детальному описанию увиденного у Чжоу Фана. Слайд: Чжоу Фан “Придворные дамы”. В образе придворных красавиц, прогуливающихся с собачками, играющих в шашки, он сумел воспроизвести не только атмосферу придворного быта, но и новый, характерный для времени идеал полнокровной и земной красоты.

В жанре “хуа-няо” (“цветы и птицы”) нашло поэтическое толкование, сложившееся ещё в древности представление о значительности каждого явления природы. Философская идея “великого в малом” выражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Многие живописцы Танского и Сунского времени посвящали себя этому жанру, с удивительной зоркостью запечатлевая лёгкое оперение птицы, присевшей на дерево, красоту распустившегося пиона, грустное очарование увядающих листьев клёна. Родоначальником этого жанра стал Хуан Цюань.

Репродукция: Хуан Цюань “Дикие утки в камышах”.

Каждый изображённый мотив природы напрямую связан с благожелательной символикой. Так, пышный пион символизировал знатность и богатство, гибкий бамбук – стойкость и мужество, гранат с его бесчисленными зёрнами – многочисленное потомство, вечнозелёная сосна – долголетие; сочетание сосны, бамбука и дикорастущей сливы – верную дружбу, персик – бессмертие. Т.е., если немного знать китайскую символику, можно глубже проникнуть в живописное полотно. Очень тесно к жанру “цветы и птицы” примыкает жанр “насекомые и животные”. Именно здесь китайские художники позволяли себе пристально, словно через увеличительное стекло, рассматривать каждое движение зверя, бесконечно приближая его к зрителю и в то же время, воплощая в этих маленьких сценах единую и цельную картину природы.

Наиболее возвышенные представления о времени, созвучные поэзии, воплощались в жанре “шань-шуй” (“горы и воды”). Полотна никогда не писались с натуры, а по воображению и отражали представление о единстве главных сил вселенной, т.к. горы считались воплощением светлого мужского начала (ян), а воды - тёмного женского начала (инь). Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Чжаодао и Ван Вэй.

Повествовательные пейзажи Ли Чжаодао, яркие и насыщенные по цвету, выполнены в манере “гун-би” – (“тщательная кисть”) – тонкой кистью с тщательной прорисовкой деталей. Синие и зелёные хребты гор обведены золотой каймой, благодаря которой картина становится похожа на драгоценность. Белые облака, перерезающие вершины гор, создают эффект воздушного пространства.

Репродукция: Ли Джаодао “Путники в горах”.

Совсем иное впечатление производят пейзажи Ван Вэя, написанные чёрной тушью с мягкими размывами в манере “сё-и” (“живопись идеи”). В его картине “Просветление после снегопада” только два цвета – чёрный и белый. Однако художник открывает в них множество разнообразных оттенков. Горные дали, словно растворяющиеся в дымках тумана, застывшие воды реки, чёрные деревья подчёркивают умиротворяющую тишину заснеженных равнин.

Репродукция: Ван Вэй “Просветление после снегопада”.

Развитие живописи продолжается и в Сунский период. Однако настроение и стиль китайских пейзажей значительно изменились. Чувства, переданные через образы природы таким живописцем, как Ма Юань, полны тонкого лиризма, овеяны воспоминаниями. Ма Юань – мастер монохромного пейзажа, композиции его свитков асимметричны, просты и всегда неожиданны. Он виртуозно передаёт пространство, воздух, эффекты вечернего или ночного освещения. Его работам свойственны тонкий лиризм и одухотворённость.

Слайд: Ма Юань “Лунный свет”.

Именно этот пейзаж навеял следующие стихотворные строки:

День догорал, сумерки гуще и гуще,
Светлой луны сияние ярче и ярче...
Я в темноте жду терпеливо и тихо
Лунного света, который спускается с неба.

Периоды Тан и Сун – время расцвета всех жанров китайской средневековой живописи. Однако именно в пейзаже наиболее ярко и полно отразились особенности духовной культуры Китая.

В XIII в. Сунская империя прекратила своё существование, страна, завоёванная монголами, почти на 90 лет оказалась во власти чужеземной династии Юань. Сгорели дворцы, были разграблены ценности. В этот тяжёлый период крупнейшие художники бежали на юг, нашли прибежище в далёких провинциях. Их картины полны печали, овеяны тоской по прошлому, они передают тончайшие оттенки настроения. В результате долгой борьбы в XIV в. монгольское владычество было свергнуто и на смену иноземной династии Юань пришла китайская династия Мин. Период Мин – время расцвета культуры Китая, время рождения больших и торжественных архитектурных ансамблей. С 1421 г. Пекин становится постоянной столицей Китая, в нём отстраивается огромный дворцовый ансамбль, в котором жило несколько тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь. Своего рода “внутренний город”, государство в государстве со строгой системой подчинения старшим, со своими законами и судом.

Вообще, практически все храмы Пекина представляют собой большие комплексы. Величественный Храм Неба, возведённый в 1420 – 1530 гг. Во Внешнем городе состоит из двух зданий и беломраморного ступенчатого алтаря. Этот грандиозный алтарь связан с древнейшими религиозными обрядами китайцев, почитавших Небо и Землю как дарителей урожая. Круглые террасы алтаря и синие конические крыши храмов символизируют Небо, а квадратная территория ансамбля – Землю. В ансамбле господствует анфиладный принцип построек. Зритель, проходя долгий путь от ворот храма сквозь строй белых резных рамок, вживается в ритм ансамбля, постигает красоту каждого сооружения. Самое высокое здание – Храм Молитвы за годовую жатву. Он увенчан густо-синей трехярусной конусообразной крышей и вознесен на тронную беломраморную террасу. Он – венец ансамбля, средоточие всех эстетических и символических замыслов. Малый храм – Храм Небесного величия с одноярусной крышей ритмически вторит главному.

Репродукция “Храм Неба”.

В период правления династий Мин и Цин активно развивалась и живопись. Однако она всё более ощутимо тяготела к былым традициям. В открывшейся вновь академии живописи считалось, что важнее не изучать природу, а следовать классическим образам Танского и Сунского времени. Фантазия художников была скована жёсткими предписаниями, ограничивающими темп и методы работы. Вплоть до смертной казни карались мельчайшее нарушение установленной трактовки фигур, деревьев, общего строя композиции. Однако наиболее талантливые художники даже в рамках существующих строгих правил создавали яркие и выразительные картины.

Репродукция: Яо Динмэй “Река под снегом”.

Слайд: Цоу Юй-гун “Цветы и птицы”.

Слайд: Чоу Ин “Задумавшийся учёный”.

В период позднего Средневековья на первое место среди всех декоративно-прикладных изделий выдвинулся фарфор, технология которого достигла совершенства. Фарфоровая продукция стала многоцветной. Особенно знаменит трёхцветный фарфор доу-цай (“борьба цветов”), который расписывали жёлтой, зелёной и красной эмалевыми красками. В XVIII в. фарфор стали вывозить во многие страны мира. Отличавшийся звонкостью, необыкновенной белизной и тонкостью, фарфоровые изделия Китая были необычно притягательны для жителей европейских стран.

Репродукция: “Доу-цай”.

Итак, в Китайском искусстве, как ни в каком другом, многообразно воплощались идеи противоборства добра и зла, милосердия, любви и надежды. Все эти качества и по сей день актуальны и определили своеобразие и общечеловеческую значимость выдающихся творений китайской художественной культуры.