Урок по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных единственного числа"

Разделы: Русский язык


Цель: знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Учить находить существительные с изучаемой орфограммой. Учить правильно писать гласные е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Ход урока:

1. Организация класса.
2. Синтаксическая пятиминутка.

А) Задание 1-2 уровня сложности. Построить схему предложения, объяснить постановку знаков препинания.

С верхушк… дерева взлетела большая птица и только по догадк… я понял направление её полёта.

Задание 3 уровня сложности. Составить и записать предложение, соответствующее схеме “рис.1”. Дать характеристику предложения.

Рисунок 1

Б) Проверка работы.

3. Подготовительная работа к изучению новой темы.

Задание 1 уровня . Списать предложение, вставить пропущенные орфограммы.

Задание 2–3 уровня. Выписать словосочетания из предложения, в которые входит слово с пропущенной орфограммой, соответствующие схемам:

сущ. + сущ.;
глаг.+ сущ.

4. Работа по теме.

А) Выписать варианты на доску:

С верхушки По догадки

С верхушке По догадке

  • Почему получились разные варианты при записи этих слов?
  • Сформулируйте вопрос, который мы должны решить на уроке.
  • Когда в окончаниях существительных пишутся Е и И?

Записать тему урока.

Правописание гласных Е и И в окончаниях существительных в единственном числе.

Б) Работа в группах.

Задание 1 уровня сложности. (1 группа)

Используя правило на странице 201 учебника, заполнить таблицу “Окончания существительных в единственном числе”. “рис.2”

img2.jpg (19277 bytes)

Задание 2-3 уровня сложности. (2, 3 группа)

Составить схемы, модели “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”

В) Проверка работы.

5.Закрепление.

А) Самостоятельная работа.

Задание 1 уровня сложности. Работа по индивидуальным карточкам.

Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….

Задание 2 уровня сложности. Работа по карточкам.

Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и.

Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….

Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.

-е или -и в окончаниях существительных.

1) рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке
2) стоять на опушке, на дороге, на площади
3) ехать к дочери, к маме, к бабушке
4) лежал на столе, на полке, на парте
5) направляться к реке, к избушке, к площади
6) край рощи, дороги, аллеи
6) запах полыни, сирени, зелени
7) просить о помощи, о поддержке, о выдержке

Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.

Б) Проверка работы у учащихся, выполнявших 3 уровень. Работа над ошибками.

В) Проверка работы у остальных учащихся.

6. Итог урока. Оценки. Домашнее задание.