Урок по теме "Доли. Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. На наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби.
  2. Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает количество предметов, это число – отношение.
  3. Развитие логического мышления учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  1. Введение.

Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли?
Тогда, когда один предмет (буханка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.

Доля – это каждая из равных частей единицы.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре – “четверть”, на пять – “пятая”, …

Для записи любой доли используют горизонтальную черту, ее называют дробной чертой … – такие записи называют обыкновенными дробями.

В дроби число 3 называется числителем дроби, а число 4 – знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель показывает, сколько взять таких частей.

Сегодня мы поупражняемся в подсчете числа равных долей, на которых разделено целое, и числа взятых долей.

  1. Основная часть.

Задание 1

Задание 2. Отметьте – квадрата.

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

  1. Закрепление.
  1. № 798  Прочитайте дроби:

Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.

№ 799 Запишите в виде дроби число:

  • три пятых,
  • семь десятых,
  • одиннадцать сотых,
  • двадцать три тысячных,
  • восемь пятидесятых,
  • одиннадцать сорок восьмых,
  • одна двадцать пятая,
  • десять тридцать седьмых.
  1. Итог урока: История дробей
  1. Посмотрите, как изображали дробь в Древнем Египте.
  2. В древнем Китае вместо черты использовали точку.
  3. Дроби на Руси называют долями, позднее ломанными числами. В старых руководствах находим следующие названия дробей:

половина полтины
полтреть
четь
полполтреть
полчеть
полполполтреть
полполчеть
пятина
полполполчеть (малая четь)
седьмина
треть
десятина

  1. Задание на дом.

Варианты творческого задания:

– представить себя учителем и придумать, как лучше объяснить ученикам материал об обыкновенных дробях.