Урок литературы в 7-м классе. Изучение произведения "Житие Сергия Радонежского"

Разделы: Литература


Изучение произведения “Житие Сергия Радонежского”

Способы создания характера в “Житии” (2) часа

Цели обучения:

1. Выяснить, каковы отличительные признаки духовной литературы.
2. Добиться усвоения понятия жанра “Житие”.
3. Обобщая и систематизируя знания о характере главного героя в исторической повести, определить черты идеального героя духовной литературы.
4. Продолжить работу над основными понятиями “образ - характер - герой”

Цели воспитания: воспитывать патриотизм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду, трепетное отношение к памятникам старины, историко-культурным ценностям, к православной религии.

Цели развития:

1. Развивать аналитическое мышление, приемы наблюдения.
2. Учить спорить, доказывать свои мысли, аргументируя.
3. Формировать умение выделять главное.
4. Работать над формированмием эмоциональной культуры личности.
5. Развивать грамотную речь.
6. Пополнять словарный запас языка.

Оборудование:

1. Аудиозапись. Сборник песен “История любви” М.Мордвиновой.
2. Две иконы с изображением лика преподобного Сергия Радонежского.
3. Книга С.О. Никулиной “Игумен земли русской”. “Житие преподобного Сергия Радонежского в стихах”. Иллюстрации С.Н.Ерошкина. г.Рязань, Изд. “Зерна”, 2000 г.
4. Репродукция картины М.В.Нестерова “Явление отроку Варфоломею”.
5. Брошюра “Покровский Хотьков. Женский монастырь”.
6. Брошюра “Дорога к Вечной любви” (Заповеди) г. Минск, “Библейский курс” 1992 г.
7. Репродукция фотографий (стенд). “Храм Преображения Господня в Радонеже”, “Успенский храм Св.-Троице-Сергиевой Лавры”, “Святой источник преподобного Сергия”, “ Радонежские леса”, “Памятник Сергию Радонежскому в отрочестве Варфоломея”, “Повествование жития преподобного Сергия на стенах Лавры”.
8. Церковная свеча.

Этапы урока:

  1. Оргмомент. Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке, создание ситуации, при которой школьники самостоятельно формулируют цель урока.
  2. Беседа. Создание проблемной ситуации. Наблюдения. Выводы.
  3. Словарная работа.
  4. Работа по картине.
  5. Экскурс по репродукциям фотографий
  6. Итог урока
  7. Задание на дом.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Зажигается свеча.

    Звучит песня Маргариты Мордвиновой “В путь”

    (……. песня)

    Учащиеся прослушивают аудиозапись, определяют тему, идею песни.

    Самостоятельно формулируют тему урока.

  3. Беседа.
  4. Внимание привлекается к записи на доске: “душевный человек” - “духовный”

    Учитель:

    – Можно ли между этими словосочетаниями поставить знак равенства?

    Учащиеся мыслят:

    “душевный” – значит добрый, отзывчивый
    “духовный” – живущий с Богом в душе

    Учитель:

    – Почему раздел учебника носит название “Духовная литература”?

    В путь…

    В путь, Господи благослови!
    В путь Твое слово пронести.
    В путь. Нет пути счастливей, чем
    Тот, на котором Божий свет.

    Припев:

    Неси меня, мой ангел над землей,
    От тленной жизни белизной крыла укрой.
    Буду славить Творца, буду петь о Нем
    На пути, на пути моем.
    Жить, Господи, благослови!
    Жить, как Ты, Отец, учил.
    Дай мне, Боже, дойти до Тебя,
    Каждым вздохом, славя и любя.
    Неси меня, мой ангел, над землей,
    От тленной жизни белизной крыла укрой.
    Буду славить Творца, буду петь о нем
    На пути, на пути моем.

    Учитель:

    – В наше время не редкостью стали откровения больших и малых артистов о вере, о Церкви. Металось мятежное сердце Маргариты, пока не нашло покоя во Христе. Она живет по соседству с нами в Казачинском районе, ее песни – короткие истории любви человеческой души с Богом и Бога с человеком.

    После высказываний учитель обобщает:

    – В Писании сказано “Бог есть Дух”, значит духовная литература – это литература о Боге, о тех святых, которые жили, соблюдая Заповеди.

    (Учащиеся вспоминают 10 заповедей)

    – Почему недавно изученную повесть “Тарас Бульба” мы не отнесем к разряду “духовной”?

    (Учащиеся живо спорят. Говорят о том, что запорожцы “стремились к славе”, нарушали одну из главнейших заповедей “Не убий”.)

    Учитель:

    – Правильно отмечал академик Д.С.Лихачев, что в Древней Руси существовала своеобразная духовная культура, “незримая”, плохо понятая, плохо изученная.

    Приоритет главных жизненных ценностей и радостей человека Древней Руси был не в экономической стороне жизни, не в стяжании материальных благ, а в духовно-нравственной сфере.

    “Духовным” раньше называли завещание. Некоторые ученые считают произведения Древней Руси своеобразным Завещанием, не поддающимся измерению нашими “европейскими” мерками высоты культуры.

    – Что говорит вам слово “житие”? Почему не сказать просто “жизнь”?

  5. Словарная работа:
  6. Запись в словарь:

    Житие – эпический жанр духовной литературы, в котором рассказывается о жизни святых, совершивших во имя веры подвиги или пострадавших за нее.

    Ученики списывают с доски в тетрадь:

    “Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца”.

    Учитель привлекает внимание к иконам (на иконах лик Сергия Радонежского), указывая на разницу в изображении святого, делая акцент, что икона – живописное изображение Бога или святых. Напоминая, что у верующих (православных) икона является предметом поклонения, к ней они обращаются с Молитвой.

    – Кто вспомнит и прочтет вслух Молитву? (Многие в классе знают “Отче наш”)

    Учитель:

    – Молитва – не только обращение к Богу. Она учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и стремиться только к хорошему.

    Православные верующие, кому сегодня не дается учение, обращаются к иконе преподобного Сергия со словами: “Преподобный Отче Сергия! Моли Бога о мне!”

    Поговорим о произведении , которое вы прочли дома.

    – Понятны ли эти страницы? Тронули ли они вас?

    – Расскажите о родителях Сергия.

    После того, как ученики рассказали, учитель показывает репродукцию “Мощи в Хотьково”, говоря, что этот склеп находится в Покровском женском монастыре.

    – В какое время Бог избрал ребенка на служение? Как назвали мальчика? Что было в нем особенного?

  1. Работа по картине.

На доске картина М.В.Нестерова “Явление отрока Варфоломею”.

По индивидуальному заданию, подготовленному дома, выступает ученик:

Он был украшен воздержаньем,
Постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его расцвет.
Любил он бедную одежду,
Трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен
И развлечений детских чужд.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый промысел о нем.
Он старца дивного встречает,
Ему решается сказать
Что более всего желает
Науку книжную понять.
И черноризец, помолившись,
Просфору отроку подал,
А тот, вкусив ее, не сбившись,
Псалтирь с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился,
Тем радуя отца и мать
И больше прежнего молился,
Мечтая сам монахом стать.

(Поясняются слова: черноризец – монах, просфора – специально испеченный хлеб для богослужения, пост – воздержание в еде, преподобный – монах, достигший святости).

Это стихи православного педагога С.О.Никулиной. Благодаря ее стихам понимаешь дух того времени, а далекие события становятся рядом.

(Учащиеся высказываются по поводу увиденного на картине).

Беседа по произведению продолжается:

– Во сколько лет Варфоломей принял монашеский постриг?

– Примерами из “Жития” докажите, что он “чудотворец”.

– Назовите черты характера Сергия Радонежского. В чем его святость?

Ребята отмечают: прозорливость, трудолюбие, смиренно-мудрость, терпение, чудодейственность, непорочность, богоугодие, благочестие, милосердие, щедрость, бескорыстие. Говорят, что святость Сергия в его Вере, доброте, кротости и всепрощении.

– Есть ли в характере Сергия недостатки?

Работа в тетрадях

“Способы создания характера в “Житии”

1 способ – идеализация

2 способ – индивидуализация

3 способ – сочетание жизнеподобия и фантастики

  1. Экскурс по репродукциям фотографий:

“Храм Преображения Господня в Радонеже”;

“Успенский храм Св.-Троице-Сергиевой Лавры” (где находится гроб преподобного Сергия);

“Святой источник преподобного Сергия”;

"Радонежские леса”;

“Памятник Сергию Радонежскому в отрочестве Варфоломея”;

“Повествование жития преподобного Сергия на стенах Лавры”.

  1. Итог урока формулируют учащиеся.

Учитель дополняет:

– Сергий Радонежский – один из любимых героев средневековой литературы, он и до сих пор волнует воображение писателей. Вот роман современного писателя Дмитрия Балашова “Похвала Сергию”, опубликованный в 1993 году. В прологе автор пишет: “Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Бог, свершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека, на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз – уже закружится голова”.

Гасится свеча.

Звучит песня М.Мордвиновой “Отче любящий”

  1. Домашнее задание.

Перечитать “Житие”.

Подготовится к тестированию, включающему вопросы:

  1. Образ автора.
  2. Своеобразие.
  3. Лексикон “Жития”.
  4. Тональность.
  5. Композиция.

Всего на данную тему отвела 3 часа. Работаю по учебнику А.Г. Кутузова.