Урок-конференция по теме: "Нестандартные приемы в решении квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Место урока в системе уроков. Заключительный урок по теме: “Квадратные уравнения”.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме

Форма урока. Урок-конференция.

Метод урока. Частично поисковый.

Цели урока:

Образовательная: углубление и систематизация знаний учащихся по теме.

Развивающая: развитие умений самостоятельно учебно-познавательной деятельности.

Дидактическая: дальнейшее закрепление, расширение, углубление, активизация знаний учащихся, формирование личностного аспекта восприятия знаний, развитие умений и навыков самостоятельного пополнения знаний.

Воспитательная: пробудить общественную активность школьников, сделать результаты работы учащихся зримыми, тем самым активизировать учебно-воспитательный процесс.

Оборудование к уроку:

  • Настольная таблица у каждого “Номограмма для решения квадратного уравнения ”.
  • Приборы и инструменты для выполнения чертежей и рисунков: лазерная указка, кодоскоп, компьютер.
  • Стенды по теме конференции: “Как подготовить доклад”, “Квант” № 4 за 1972, стр. 34, материал о применении номограмм в производстве, вопросники для оппонентов, вопросники для оценки выступлений учащихся, кодопозитивы по темам выступлений, список выступающих с указанием темы выступления.

Основные этапы урока

  • Организационный момент (1 мин.).
  • Вступительное слово учителя (2мин.).
  • Выступления учащихся и их оппонентов, оценка выступления учащимся (38 мин.).
  • Домашнее задание (1 мин.).
  • Заключительное слово учителя (2 мин.).
  • Подведение итогов урока (2 мин.).

Фрагменты хода урока

1. Вступительное слово учителя. Приветствие присутствующих, сообщение о ходе конференции, о том, что все учащиеся класса делают записи и рисунки в рабочих тетрадях, записывают предложенные задания для работы дома.

2. Последовательность выступлений учащихся:

“Геометрический способ решения квадратных уравнений” (доска оформлена в перемену, на доске рисунки, краткие записи, пример для решения.

“Графический способ решения квадратного уравнения” (кодоскоп, кодопозитивы с изображением парабол, графиков прямых).

“Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки” (кодоскоп, кодопозитивы).

“Решение квадратного уравнения с помощью номограммы” (кодопозитивы).

Метод “переброски” (делает записи на доске по ходу сообщения).

“Свойство коэффициентов квадратного уравнения” (делает записи на доске по ходу сообщения).

После каждого сообщения по теме выступает оппонент из числа учащихся.

Каждое сообщение оценивается по определенным параметрам, и оценочный лист сдаётся сразу после выступления ученика (передается к компьютеру, где обрабатываются результаты, и находится средний бал за выступление; выступающий сдаёт учителю свою работу: доклад по теме).

Домашнее задание состоит из 6-8 уравнений, предложенных выступающим и записанных в тетрадь в ходе урока.

Заключительное слово учителя:

  • оценивает самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой по математике;
  • сообщает о предварительной работе с учащимися по подготовке сообщения;
  • о возможности каждым учеником продолжить работу в научном обществе учащихся в школе, сдать экзамен в форме реферата;
  • привлекает внимание к материалам стенда;
  • указывает, где можно взять указанную в списке литературу;

5. Итоги выступлений после обработки на компьютере, с учётом письменного оформления работы и оценки оппонента, подводит учитель: сообщает оценки докладчикам, лучшим оппонентам.

Организация учащихся для подготовки к конференции

а) В классе 28 человек, он разбит на 6 групп (по числу докладов). Каждая группа работает над одной из тем по рекомендованной литературе. Через две недели каждая из групп в индивидуальной беседе с учителем предлагает варианты изложения темы и определяет докладчика и оппонента. Через неделю вся группа слушает доклад. Докладчик – тот, кто лучше других разобрался в материале. Оппонент – ученик этой же группы. Вся группа знакомится с содержанием и оформлением доклада. При оценке выступления ученика на конференции остальные члены этой группы после выступления их докладчика сразу сдают оценочный листок для обработки компьютеру.

б) Примерный план выступления оппонента.

1. Материал изложен (или сообщение сделано):

так, что вызывает интерес к теме; или

от простого к сложному;

чётко и ясно, или

не очень последовательно, или

неуверенно, или ….

2. В выступлении привлекались (указывает средства привлечения внимания учащихся к излагаемому материалу).

3. Речь выступающего (варианты: образная, математически грамотная, выступающий умело выражает свои мысли, логически выдержанная или ….).

4. Содержание выступления:

  • интересное,
  • новое для меня,
  • сможет пригодиться в дальнейшем;
  • хочется продолжить изучение вопроса, почитать литературу по этой теме.

5. У меня вопрос к выступающему (задаёт … вопрос).

6. Мои пожелания выступающему (говорит).

Содержания оценочного листа

(есть у каждого ученика на столе).

Выступал (а) ___________________

Знание содержания.

Решение примеров.

Записи на доске.

Речь выступающего.

Оформление работы.

Оценка работы выступающего на подготовительном этапе.

Рекомендуемая литература для учащихся.

  1. Пичурин А.Ф. За страницами учебника алгебры. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древности.- М.: Наука, 1967 г. – стр.167-22.
  3. Чистяков В.Д. Три знаменитые задачи древности. – М.:Просвещение, 1980 г.
  4. Тельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1990 г.– стр. 267-295.
  5. Колосов А.А. Книга для внеклассного чтения по математике. – М.: Учпедгиз, 1963 г. – стр. 74-91, стр. 269-295.