Контроль заместителем директора по УВР работы учителя начальных классов через контроль результатов деятельности учащихся

Разделы: Администрирование школы


Управленческий контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей организации.

Цель контроля – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения.

Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам организации в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей различные показатели деятельности и проведение их анализа.

Система учета и отчетности основывается, в свою очередь, на нормативно-правовой базе образовательного учреждения, включающей в себя приказы Минобразования России, инструктивные и методические письма, СанПиН, школьные локальные акты, такие как должностные инструкции, Положение о ВШК, Положение о ведении школьной документации.

При контроле учебно-воспитательного процесса наибольшие трудности вызывает контроль работы учителя, так как он затрагивает эмоциональную сферу проверяющего и проверяемого. В связи с этим на первое место выходит вопрос о выборе объективных методов контроля работы учителя, которые бы исключали личную заинтересованность обеих сторон.

Общепризнанными считаются следующие методы контроля работы учителя:

наблюдение, проверка документации, анализ и самоанализ урока, беседа.

Однако, по нашему мнению, контроль результатов учебной деятельности учащихся является одним из основных методов контроля работы учителя, т.к. любое нарушение в работе учителя влечет за собой нарушения в учебной деятельности учащихся.

Исходя из этого, цель нашей работы: выделить методы контроля работы учителя через контроль результатов учебной деятельности учащихся.

Контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится с использованием следующих методов: наблюдение, устный опрос, письменная проверка, графическая проверка, комбинированная проверка, анкетирование, тесты, проверка документации.

Рассмотрим первый метод – наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

При использовании схемы наблюдения, на разных этапах урока мы можем ставить перед собой разные цели контроля работы учителя.

Этапы урока

Контроль деятельности учащихся

Контроль деятельности учителя

Организация начала урока

Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.

Знание учителем психологических особенностей учащихся конкретного возраста, приемов концентрации внимания учащихся.

Постановка цели урока (учителем или учащимися)

Осознание цели урока каждым учащимся.

Работа учителя над формированием учебной мотивации учащихся.

В зависимости от типа урока:

изучение нового материала,
закрепление и развитие знаний, умений и навыков,
формирование умений и навыков,
актуализация опорных знаний,
проверка знаний.

Наличие логики и взаимосвязи в ответах и вопросах учащихся по ходу урока, активность учащихся на уроке, реакция учащихся на неправильный ответ. Отсутствие переутомления учащихся. Дисциплина:

а) готовность к уроку;
б) во время урока;
в) во время самостоятельной работы;
г) во время объяснения;
д) во время дачи домашнего задания;
е) реакция на звонок;

Степень подготовленности учителя к уроку (логика в ответах учащихся свидетельствует о продуманности вопросов учителя), высокая активность учащихся на уроке свидетельствует о хорошем эмоциональном контакте с учителем, о его работе над развитием познавательной деятельности учащихся.

Адекватная реакция учащихся на неправильный ответ говорит о постановке и выполнении воспитательных задач урока.

При наличии признаков переутомления учащихся на протяжении второй половины урока можно говорить о невосприимчивости учителя к психологическому состоянию класса.

Подведение итогов урока

Установление связи между целью и итогом урока.

При наличии данной связи можно говорить о работе учителя над формированием учебной мотивации учащихся, о хорошо продуманном ходе урока.

В зависимости от типа урока, этапы урока могут быть разными: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания учащимися нового материала, обобщение и систематизация знаний и т.д., мы выделили лишь основные.

Следующие методы - устный опрос, письменная проверка, графическая проверка, комбинированная проверка показывают уровень усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа – небольшая по времени письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания (КИМы).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе может контролировать результаты проверок по следующей схеме:

Вид контроля

Организация контроля учителем

Организация контроля завучем

Текущий контроль

Проведение стартовых работ.

Проведение самостоятельных работ, графических проверок.

Анализ результатов самостоятельных работ и графических проверок

Тематический контроль

Проведение контрольных работ после изучения темы курса

Подбор контрольных работ. Анализ результатов контрольных работ.

Итоговый контроль

Проведение контрольных работ за четверть, полугодие, тестирование за год

Подбор контрольных работ, организация годового тестирования с использованием КИМов.

По результатам контроля завуч может принимать следующие управленческие решения:

Вид контроля

Результаты контроля

Управленческое решение

Текущий контроль

Формирование знаний и умений идет неудовлетворительно у 30-50 % учащихся

Собеседование с учителем о возможных причинах и способах корректировки своей деятельности.

Тематический контроль

Не усвоен программный материал по теме курса любым количеством учащихся.

Проведение контроля работы учителя со слабоуспевающими учащимися, посещение уроков с целью анализа эффективности использования на уроках форм и методов обучения.

Итоговый контроль

Результаты обучения неудовлетворительны у любого количества учащихся.

Проведение фронтальной проверки работы учителя.

Следующие методы – анкетирование и психологическое тестирование учащихся – применяются для оценки педагогического такта учителя, его работы по формированию учебной мотивации, влияния метаиндивидуальных характеристик учителя на учащихся, то есть всех тех критериев, которые формально не проявляются, но оказывают очень сильное влияние на эффективность усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Данными методами можно диагностировать эффективность системы обучения. Для этого мы должны не только выяснить, как изменились знания, умения, навыки, уровень понимания учащихся и определить их (ЗУНП) качество, но и оценить удовлетворенность учащихся процессом обучения. Можно воспользоваться:

  1. анкетами с прямыми вопросами;
  2. личностными опросниками;
  3. экспертными оценками перечисленных составляющих.

Для определения мотивации учения, необходимой для успешного усвоения знаний, применяется методика Лускановой Н.Г., для исследования уровня школьной тревожности применяется методика “неоконченных предложений” или тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. Изучение рисунков детей позволяет оценить взаимоотношения учащихся и учителя.

На основании проведения анкет и тестов, изучающих удовлетворенность учащихся процессом обучения, можно судить о психологических показателях результативности педагогической деятельности, таких как формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам, повышение заинтересованности учащихся процессом познания, умение самостоятельно работать, развитие творческих способностей учащихся и сформированность творческого отношения к труду, познанию, общению, развитие волевых качеств личности учащихся, умения преодолевать трудности.

Проверка документации учащихся включает в себя анализ рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ, дневников. Два раза в год проверяются личные дела учащихся.

Этот вид контроля можно проводить по следующей схеме:

Составляющие контроля

Тетради для контрольных работ

Рабочие тетради

Дневники

Оформление обложки

     

Наличие и правильность написания даты

     

Регулярность проверки

     

Соблюдение единого орфографического режима

     

Наличие анализа своих ошибок

     

Соответствие объема домашнего задания норме.

     

На основании анализа документации учащихся можно сделать вывод о функциональных показателях результативности педагогической деятельности, таких как контролирование, учет, оценивание деятельности учащихся, обучение их самоконтролю, самооценке, самоорганизации.

В целом, контроль работы учителя через контроль результатов деятельности учащихся начальных классов можно проводить по следующему плану:

Содержание контроля

Цель

Предмет, объект

Критерии

Сроки

Ответ-ственный

Где рассматриваются
Результаты

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Ведение школьной документации учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗУНы учащихся.

Соответствие правилам ведения школьной документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствие Гос. Стандарту.

Тетради для контрольных работ.

 

 

 

 

 

Рабочие тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный процесс.

Наличие, правильность оформления.

Работа над ошибками, соблюдение норм оценок, виды контрольных работ.

Соблюдение норм оценок и единого орфографического режима.

Соблюдение единых орфографических требований.

Система работы над ошибками, проверка объема классных и домашних работ.

Работа над каллиграфией, соблюдение норм оценок, виды письменных работ.

Система работы над ошибками, индивидуальная работа.

Правильность ведения.

Единый орфографический режим.

Работа учителей и родителей с дневниками.

Норма домашних заданий.

Проверка правильности ведения.

Математика: устные и письменные вычислительные навыки. Стартовый контроль во 2-4 кл..

Русский язык: диктант. Стартовый контроль во 2-4 кл.

Математика 2-4 кл, промежуточный контроль. Умение решать задачи.

Русский язык 2-4 кл.

Промежуточный контроль. Состав слова. Словарный диктант.

Итоговый контроль 1-4 кл. Математика, русский язык, чтение.

 

 

Сентябрь

Декабрь

 

Март

 

 

Октябрь

Декабрь

 

Февраль

 

 

Апрель

 

Октябрь

 

 

Январь

Март

Май

 

Сентябрь

 

 

Сентябрь

Ноябрь, февраль.

 

 

 

 

Октябрь, декабрь, март, май.

Зам. директора по УВР, рук-ль ШМО.

 

 

 

 

Зам. директора по УВР, рук-ль ШМО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР, рук-ль ШМО.

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР.

ШМО.

 

 

 

 

 

 

 

 

ШМО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШМО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совещание при директоре.

3.

Психологические показатели результативности педагогической деятельности.

Степень удовлетворенности учебным процессом.

Психоло-гические особен-ности учащихся.

Уровень учебной мотивации, уровень школьной тревожности, индекс эмоциональной близости к учителю.

Сентябрь, апрель.

Психолог.

 

Таким образом, мы определили методы контроля результатов деятельности учащихся, на основании которых мы можем говорить об эффективности деятельности учителя. Эти методы являются частью контроля деятельности учителя, и, конечно, не исключают и не заменяют проверку документации учителя, анализ и самоанализ уроков, наблюдение за методикой работы учителя, но помогают завучу изучить особенности деятельности учителя более досконально.