Обобщающий урок по теме: "Земная кора", 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Образовательная и воспитательная цели урока состоят в том, чтобы обеспечить системность и прочность знаний учащихся, внедрить в их сознание наиболее важные мировоззренческие идеи, темы, способствовать дальнейшему развитию разнообразных качеств личности учащихся: трудолюбия, интереса к научным знаниям, любви к родной природе и др.

Оборудование: образцы горных пород и минералов, физическая карта России, атласы.

Ход урока:

  1. Организация класса, постановка учебной задачи.

    Эпиграф:

    Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
    Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
    Только парус мечты вел по свету мои корабли,
    Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
    Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
    Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
    Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
    И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
        ( Вс. Рождественский)

  1. Вводное слово учителя:

Когда мы знакомились с горными породами, мы рассматривали песчинку под микроскопом. Вам открылся удивительный мир, играющих граней, цветов, скрытых от невооруженного глаза, а также открылась подлинная красота незаметной, самой прозаической песчинки, почти невидимого обломка когда-то мощной горной породы, принесенной ледником или поднятой из земных недр.

В одно мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В огромном камне – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
  У. Блейк.

Есть на все в программе мера
Наша тема “Литосфера”
Завершилась, как ни жаль
И теперь зовет нас в даль.
Гидросфера – оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанье о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть затейник.
Я сегодня – коробейник.
У меня “Товар” по теме,
На “покупку” будет время.

В лотке из картона, обклеенном картинками по теме лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов.

  1. Блиц-опрос (устный).

    • Расплавленная каменная масса. (Магма)
    • Раскаленная каменная масса без газов. (Лава)
    • Источники, извергающие через определенные промежутки времени кипящую воду. (Гейзеры)
    • Окатанные водой мелкие обломки пород. (Галька)
    • Излившаяся магматическая горная порода. (Базальт)
    • Огнедышащая гора. (Вулкан)
    • Глубинная магматическая горная порода. (Гранит)

Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А еще нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?

(Ученики определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождения.) Уместно спросить, в чем разница между минералом и горной породой.

На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников, цветов.

Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их? Кто поэт?

Проверяются опережающие задания. Ученические варианты.

Далекое время
Застыло на камне
А мы прикоснулись к нему.
Попало к нам в руки
Великая тайна,
Мы сбросим веков пелену.

Учитель, показывая на карту, говорит: "Неровная поверхность"

Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь впадина дети,
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?

Ученики говорят, что и на материках, и в Мировом океане есть равнины и горы. Вывешиваются картины гор.

Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие супер силы
Их в движенья приводили?
С давних пор привыкли горы
А высотах вести споры.
Трудно, дети или просто
Вам расставить их по росту?

С помощью карты ученики называю горы, объясняют как пользоваться шкалой высот и называют принцип деления гор по высоте.

А теперь, друзья сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.

Называются основные низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.

И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье?

По цветным фотографиям ученики определяют, что это вулканы и рассказывают о строении вулканических гор.

А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне “Бывал ни раз”,
Дайте образный рассказ.
Я даю координаты
Поищите – ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках?

29 с.ш. 87 в.д. ( Джомолунгма)
44 с.ш. 43 в.д. (Эльбрус)
65 с.ш. 60 в.д. (гора Народная)
3 ю.ш. 38 в.д. (Килиманджаро)

Даны координаты гор на материках, чтобы еще раз ученики поупражнялись в определении.

А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты
Вы скажите лишь ответы.

Разминка

От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его…(овраг)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня,
Какие горы Этна? Гекла?
Еще вопрос вам от меня? (Вулканы)

Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен? (Гейзер)

Чтоб узнать глубины вод,
Что применим? (Эхолот)

По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте с легка. (Барханы)

Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово.

    • Ядро, мантия, впадина, земная кора;
    • Овраг , дюны, вершины, барханы;
    • Вершины, отмель, склон, подошва.
    • Атмосфера, литосфера, биосфера, гидросфера;
    • Эпицентр, очаг, кратер, сейсмические волны;
    • Хребет, низменность, гребень, перевал.
  1. Игра – соревнование “Восхождение на гору”.

Восхождение на гору
Только там ребятам в пору,
Кто объект найдет на карте,
В путь, счастливого вам старта!

На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с 5 вопросами. Если ответы верные, ученик продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине. Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.

Карточка №1

    1. Сколько можно провести на глобусе и карте экваторов? Начальных меридианов? Параллелей?
    2. Скольким километрам соответствует дуга меридиана в 1 градус?
    3. Какие горы можно считать высокими?
    4. Где бывает толщина земной коры наибольшая?
    5. под действием чего разрушаются горы?

Карточка №2.

    1. Что общее и в чем отличие между географической широтой и долготой?
    2. Дайте определение экватора, параллелей, меридианов?
    3. Где на Земле чаще всего случаются извержение вулканов, землетрясения?
    4. Какие полезные ископаемые образуются в районах вулканической деятельности на Земле?
    5. Где бывают горы и равнины?

  1. Итог урока. Выставление оценок.