Как научить ученика учиться?

Разделы: Иностранные языки


Развивающее обучение с точки зрения дидактики (дидактика занимается разработкой целей обучения, содержания, методикой) – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, а обучение – ведущая, движущая сила психологического развития ребёнка, становление у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности - основа развития, т.е. ученик напрягает свой ум и волю.

В моей работе меня всегда интересовал вопрос: “Как организовать учебную деятельность ученика, чтобы она была направлена на формирование познавательной самостоятельности детей, развитие и формирование способности, нравственных убеждений и активной жизненной позиции?”. Несколько лет подряд я вела дополнительные занятия по предмету, превратившиеся в конечном итоге в дополнительный урок, который невозможно организовать по всем классам. Результат: группа распалась. И я начала искать новую форму учебных занятий, такую форму, где центральное звено - самостоятельная учебнопознавательная деятельность учеников, основанная на способности ребёнка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с познавательной целью. А суть заключается в том, что ученик не только овладевает знаниями, умениями и навыками, но и овладевает способами действия (суть развивающего обучения).

И я нашла такую форму работы, что ученик любого класса, начиная с 8-го, может заниматься дополнительно по индивидуальной программе. В кабинете есть следующие программы:

  • Английский язык за 4 недели. Автор Ralph Althoph (с кассетами).

  • TRIO 1, 2, 3 PLUS. Автор:Paul Radley (с кассетами).

  • Говорим по-американски. Автор: Каспин (с кассетами).

  • English on Business. Автор Gerald Lees (с кассетами).

  • 1n Britain. Автор Michael Rees ( с кассетами).

  • USE of English. Автор Virginia Evans (с кассетами).

  • The Cambridge English Course. Авторы: Michael Swan, Catherine Walter (с кассетами).

  • Pronounce it Perfectly in English. Автор Jean Yates (с кассетами).

  • Говорим по-английски. Автор: Richard Dixon.

  • Самоучитель английского языка. Автор А.В. Петрова.

  • Учебник английского языка. Авторы Н.А. Бонк, Н.С. Котий.

  • Знакомимся с Америкой. Автор В.М. Павлоцкий.

  • Английский (4 части). Автор: Эккерсли.

  • Интенсивный Оксфордский самоучитель английского языка. Автор А. Хорнби.

  • Английский язык. Учебник для Х1 кл. школ с углублённым изучением. Автор Э.А. Дивинская.

  • Английский. Учебник для поступающих в ВУЗы. Автор: Н.П. Сикорская.

Ученик переписывает кассету, выбирает книгу или газетную статью для чтения и обсуждения и дома готовится. Самостоятельно обработав указанный блок (весь учебный материал заранее разбиваю на тематико – грамматические блоки), ученик приходит тогда, когда он считает, что готов, в любой день после 14 часов (окончание уроков) до 15 часов (моё время работы в кабинете). У учеников есть личные карточки, где я отмечаю, какой грамматический материал пройден и по какой теме состоялась беседа. А беседа идёт по схеме:

1) Ты упоминаешь …докажи … (Could you prove if you mention that…).
2) А ты не думаешь, что … (Don’t you think that…).
3) Интересно, почему ты так думаешь? (Why do you think so I wonder).
4) Что бы ты сделал (а), если бы ты … What would you do if you (were) …?.....

Таким образом, создаются возможности для интенсивного, содержательного общения, т.е. организуется ситуация общения, исходя из самостоятельного обработанного учеником материала, без принуждения, без привязанности к определённому времени, без оправданий со стороны учащихся, почему он не выполнил задание или пропустил занятие. Если приходят одновременно 2 или 3 ученика, то они вовлекаются в беседу по схеме:

1) Have you ever heard…?____________________________________________ (Ты слышал когда-нибудь, что ?)
2) Do you like what …told us about…?___________________________________(Тебе нравится то, что … рассказывал (а) о …?
3) Do you take it ?____________________________________________________(Ты согласен?)
4) 1s his/her/ speech interesting (dull, boring)? Why ?______________(Его /её/ речь интересна, скучна, раздражает? Почему?)

Некоторые приходят 1 раз в неделю, другие – 1 раз в 2 недели, третьи – всего 10 раз за учебный год. Но у меня была и такая ученица, которая приходила 3 раза в неделю (Акунёва Яна). В 11-м классе на областной олимпиаде в Курске она вышла на 2-е место и была зачислена по этому результату на факультет иностранного языка.

При такой форме работы учитель опирается на интерес и эмоции ученика, цели и задачи, наличие мотивов, направленных на активацию его деятельности. Правда, это занимает много личного времени учителя, но учёту не поддаётся то моральное удовлетворение, когда видишь, как увлечённо работают дети, как они хотят говорить по-английски, как хотят высказать своё мнение. При дальнейшем изучении английского языка, т.е. после окончания школы, они не испытывают трудностей. Тем самым решается основная задача при обучении иностранному языку: научить ребёнка учиться.

Большую помощь мне оказывает “Английский язык” - приложение к газете “Первое Сентября”, которую я выписываю много лет. Газетные подборки “Russia”, “English speaking, countries”, “English Grammar in situation”, “ Famous People”, “Business English”, “American Studies”, “”Methods in Teaching”, “Tests”, “Holidays”, “News in Brief” и другие помогают сделать работу учителя интереснее и помогают мотивировать деятельность учащихся.

Роль учителя при такой форме работы – организатор, руководитель, соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося в ситуации общения.