Минутные вопросы. Развитие внимания на уроках биологии

Разделы: Биология


Данная методика может быть использована в начале урока по любому предмету, так как она способствует концентрации внимания ученика на теме урока.

Используемые термины:

  • Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
  • Непроизвольное внимание – внимание, при котором психическая деятельность человека действует без сознательных волевых усилий личности. Это внимание непреднамеренное, пассивное.
  • Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Без произвольного внимания не может осуществляться процесс обучения.

Работа по активизации внимания на уроках представлена в виде:

  • краткой методической разработки;
  • примеров вопросов по экологии и биологии, которые автор использует в начале каждого урока.

Необходимость составления вопросника продиктована следующими причинами: полная потеря интереса к учебе у большинства учеников, отсутствие мотивации обучения. Вследствие этого - апатия, потеря способности к мобилизации внимания. Автор считает, что предлагаемая методика – один из способов выхода из этой удручающей ситуации.
Какие же преимущества имеет предлагаемая работа? Во-первых, начало урока с неожиданного вопроса действует подобно ледяному душу, который ввергает учеников в состояние легкого стресса и мобилизует все, казалось давно уснувшие возможности. Во - вторых, благодаря вопросу, за короткий промежуток времени из глубоких недр памяти ученика извлекается неожиданная даже для него самого информация. В-третьих, ответ на поставленный вопрос – это зачастую удачное введение в новую тему. В-четвертых, составление вопросов является мощным стимулом для интеллектуального развития преподавателя, а быстрая обратная связь и свежее мнение учащихся при поиске ответов корректируют вопрос, обогащая учителя новым запасом знаний. И самое главное – вопрос быстро активизирует процессы произвольного внимания. Данная методика полезна и с точки зрения учащихся – оценивание ответов только положительное, что приводит к созданию в самом начале урока приподнятой атмосферы, рассчитанной на успех, а это, в свою очередь, сберегает здоровье школьников.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МИНУТНЫХ ВОПРОСОВ.

Подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов – большая нагрузка для учителя, но такая работа с лихвой окупается. Как ни странно, вопросы по биологии и экологии с одним предполагаемым ответом трудно найти в литературе. Кроме того, к концу учебного года учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.

Подготовка перед уроком и в начале урока.

На перемене ассистенты раскладывают на столы листочки для ответов, которые заготовлены заранее в большом количестве. В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки, преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произносит слово: “Время!!!”.

Ответ на вопрос. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. (Сначала многие будут возмущаться и просить повторить вопрос. Будьте непреклонны! Не повторяйте вопрос!) По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: “10 секунд!”. Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать на листочке. Листочек должен быть обязательно подписан.

По истечении 1 минуты учитель говорит: “Время!!!”. Ассистенты, проходя по классу один раз, собирают ответы и кладут на стол учителя.

Оценка. Преподаватель объявляет правильный ответ и комментирует его. Еще лучше перед ответом зачитать варианты ответов учащихся, при этом фамилии авторов ответов не называются. Ученикам, чьи ответы оказались правильными, выставляется от 1 до 4-х баллов в отдельный журнал (обычно учителя не любят “двойную” бухгалтерию. Но Вы сами быстро убедитесь, что в этом журнале очень заинтересованы ученики. Еще бы! Там – приятная перспектива, там – не бывает негативных оценок, тут же, без проволочек. Процесс проверки происходит быстро, т.к. учитель просит поднять руку тех, кто правильно ответил. (Обученные ассистенты сами выставляют баллы.) Чем меньше учащихся, которые ответили на вопрос, тем выше оценивается ответ. Если на поставленный вопрос ответил только 1 ученик, он сразу получает "5" в журнал. Таким образом, в течение несколько уроков (а, возможно, и сразу) в этом журнале ученик может “накопить” 5 баллов, которые превращаются в отметку “5” и выставляются в обычный школьный журнал. В итоге у учащихся формируется положительный эмоциональный фон по отношению к минутным вопросам.

Вывод. Ученикам очень нравятся минутные вопросы, т.к. они не получают плохой отметки, и как следствие, негативных эмоций. (Как известно, процесс познания может происходить только в атмосфере положительных эмоций.) Вопрос запоминается, и служит ценной информацией для урока. С введением в классах минутных вопросов эффективность уроков заметно возросла.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ

1. 19 сентября отмечается день работников лесного хозяйства. Сергей Тимофеевич Аксаков в книге “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии описывал два типа лесов: чёрный и красный. Каждый тип состоит из совокупности определенных пород деревьев. Напишите 3 любые породы, относящиеся к краснолесью.

Ответ: ель, пихта, сосна, лиственница. (К краснолесью Аксаков относил хвойные породы, а чернолесью – лиственные.)

Источник: Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губерии. Уфа, 1984 г/

2. В 100 г этого продукта относительно высокое содержание белка. Этим продуктом в 1998 году в России отравилось 467 человек, из них 34 человека умерло от отравлений, причем, этого бы не произошло, если бы люди были более внимательны при сборе этого продукта. В последующие годы статистика ещё более страшная. Так что же это за продукт?

Ответ: грибы.

Источник:  “Аргументы и факты” 2000 г.

3. Некоторые млекопитающие имеют полосатую окраску. Среди них встречаются те, которые источают дурной, отпугивающий запах. А как располагаются полосы у этих животных относительно их тела?

Ответ: Вдоль тела, т.к. такая окраска подчёркивает контур тела. (Хищник быстрее запомнит облик такого животного.)

4. Какое значение свет имеет для животных? Выразите ответ одним словом!

Ответ: информационное!

5. О чём говорит тот факт, что в цикле развития мхов есть стадия, похожая на многоклеточную водоросль.

Ответ: о том, что мхи произошли от водоросли.

6. Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает “яд”, они – не клетки, но живые, однако некоторые учёные полагают, что они относятся к неживой природе. Никто точно не знает механизмы их происхождения. Назовите их.

Ответ: вирусы.

Источник: Биологический энциклопедический словарь. М., “БРЭ” 1995 г. С. 97

7. Как известно, вся наследственная информация о клетке и об организме в целом хранится в ядре, в структурах, которые называются хромосомами. Эта информация диктует клетке как ей работать. Но и в цитоплазме, вдали от ядра, идут процессы, согласно ядерной информации. Что же руководит этими процессами вдали от ядра?

Ответ: ферменты.

Источник: Биологический энциклопедический словарь. М., “БРЭ” 1995 г. С. 668.

8. Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы. Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсс Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей.

Ответ: леворукость.

Источник: Светлова Е. Чем левши хуже. Газета “Совершенно секретно” 2000 № 10

9. Общая площадь всех легочных пузырьков у человека –100 кв. м, всасывающая поверхность тонкой кишки у человека – 500 кв. м, суммарная фильтрующая поверхность почек 40 кв. м. Список таких примеров можно продолжить и в мире растений. Это огромная всасывающая поверхность корневых волосков, и фотосинтезирующая поверхность листьев. Кратко сформулируйте ответ на вопрос: почему природа придаёт такое значение поверхностям?

Ответ: чаще всего именно на поверхности раздела 2-х сред происходит основной обмен веществ в живых системах. (Принимать все, что связано с идеей более интенсивного обмена веществ на поверхности.)

Источник: Биология. Человек. Учебник П/Р Батуева А.С. М., 1998 г. С. 111.

10. В этой жидкости, присущей человеческому организму, 98% воды, 0,1% мочевины, 0,3% хлористого натрия, молочная кислота, лимонная кислота, аммиак, жиры, ароматические и другие вещества. Назовите эту жидкость.

Ответ: пот.

Источник: Биологический энциклопедический словарь. М., “БРЭ” 1995 г. С. 501

11. Если вы листали учебник Батуева "Человек", то не могли не заметить, что у первых в организме этой жидкости 5 л, а у вторых – 4 л. Кто такие первые и кто такие вторые?

Ответ: первые – мужчины, вторые – женщины. Речь идёт о крови.

12. Основатель учения об электричестве был вовсе не физик, а анатом и физиолог – его звали Луиджи Гальвами (итальянец, годы жизни 1737-1798.) Как мы сейчас называем те явления в организме, которые тогда в XVIII веке натолкнули Гальвани на мысль о “животном электричестве”?

Ответ: нервный импульс.

Источник: Новый иллюстрированный энциклопедический словарь М., “БРЭ” 1999 г. С. 160

13. Если всё содержание этого элемента в организме человека принять за 100%, то 50% сосредотачивается в костях. Назовите этот элемент. На выбор предлагается Са, Мg, Р.

Ответ: Mg.

14. У женщин среднего возраста это составляет 35% от массы тела, у мужчин – 40% от массы тела, у пожилых людей – 30%, у спортсменов – 50%. Так что же это?

Ответ: мышцы.

Источник: Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. М., 1997 г.

15. Профессор Преображенский, герой романа Михаила Булгакова, делал операцию на органе, который регулирует рост скелета у человека. Назовите этот орган.

Ответ: гипофиз.

16. До 1940 года большинство биохимиков ошибочно считало, что гены, управляющие наследственностью клетки, являются чем? (Выбрать: жирами, белками, углеводами).

Ответ: белками.

17. Как известно, при охлаждении водный раствор кристаллизуется, но при быстром охлаждении тканей у животных наблюдается так называемая витрификация тканей,- т.е. при охлаждении не образуется в растворе кристаллов, замороженный раствор однородный, прозрачный. Переведите на русский язык с латинского слово витрификация.

Ответ: стекло. Vitrum – от лат. стекло

18. Лауреат Нобелевской премии по химии 1903 года Сванте Аррениус писал: “Если бы содержание этого удвоилось , то температура земной поверхности повысилась бы на 4° С”. Современные учёные прогнозируют, что действительно к 2040 году температура приземного слоя атмосферы при удвоении этого действительно повысится на 4° С. Такова гениальная прозорливость Сванте Аррениуса. Напишите, что по мнению великого химика будет причиной повышения температуры атмосферы?

Ответ: СО2 – углекислый газ

Источник: Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об окружающей среде. Книга для чтения по экологии. СПб.,2000 г.

19. Береза бородавчатая – апрель, май; боярышник кроваво – красный –май, июнь; папоротник орляк – июль; сирень обыкновенная – май. Найдите одну грубую ошибку и объясните ее.

Ответ: папоротник не цветет (приведены сроки цветения растений)

20. Екатерина II для воспитания своих внуков (Константина и будущего императора Александра 1) составила свод правил – “Азбуку”. В “Азбуке” для сохранения здоровья предписывалось употребление простой пищи, довольно низкая температура в комнате, твердые тюфяки для сна и др. Что же должны были делать ее внуки, чтобы стать добрыми?

Ответ: Екатерина II требовала, чтобы они не только не мучили и не убивали животных, напр. птиц, бабочек, мух и т.п., но чтобы имели попечение о принадлежавших им собаках, птицах, белке и даже цветах в горшках, поливая их. Прим.: ответ засчитывается, если в нем упомянуто о заботе о животном или растении.

Источник: Сб.: Российские самодержцы 1801-1917. А.Н.Сахаров. Император Александр 1. М.,1993, С.28-30.

21. Им не ведомы такие болезни души как жадность, зависть, лицемерие. Но у них есть другие болезни – сухобокость, смоляной рак, синева и гниль. Кто они?

Ответ: деревья (болезни древесины).

Источник: Справочник. Спутник лесника. М.,1990, С.198-200.

22. То, с чем воевал один известный литературный герой, сейчас создается в странах с плоским рельефом, таких как Дания и Нидерланды. Именно эти устройства возможно в будущем решат острую энергетическую проблему. Назовите их.

Ответ: мельницы. Больше всего их в Калифорнии, в США - около 15000(1994г.). Ист.: ШПИРЭ (школьный проект по использованию ресурсов и энергии).

Источник: ШПИРЭ (школьный проект по использованию ресурсов и энергии). Norges naturvernforbund. С.53-54.

23. Самый важный обитатель озера Байкал – веслоногий рачок эпишура. Под одним квадратным метром акватории Байкала их насчитывается около 30 млн особей. Он – главный корм для рыб. Но есть ещё одна причина, которая ставит этого рачка на первое место по значению для жизни Байкала. Назовите эту причину.

Ответ: рачки очищают воду.

24. До нас полностью дошел труд “Сельское хозяйство” римского ученого – энциклопедиста Варрона (116-27г.г.до н.э.). В нем орудия труда разделяются на три группы. Одна из них – немые (повозки). Другая группа – издающие нечленораздельные звуки (скот). Назовите последнюю третью группу.

Ответ: одаренные голосом (рабы).

Источник: Сб.: Сеятели и хранители. Кн.2. М.,1992, С.489.

25. По мнению Василия Семи-Булатова, героя рассказа А.П. Чехова “Письмо к ученому соседу”, люди там жить не могут, поскольку: они заслоняли бы для нас волшебный свет; дождь идет вниз на землю, а без дождика люди не могут жить; нечистоты и помои сыпались бы на землю. А еще там нельзя жить потому, что там легко можно укрыться от повинностей. Назовите место, где по мнению Василия Семи-Булатова люди не живут.

Ответ: луна.

Источник: А.П.Чехов. Письмо к ученому соседу. Избр. Произв. Т1 М., 1962, Стр. 9.

26. Авторы книги “Мы должны их спасти” А.Г. Банников и В.Е. Флинт пишут: “Возможности использования видов настолько непредсказуемы, что было бы величайшей ошибкой дать вымирать какому-то виду только потому, что сегодня мы не знаем его полезности”. Этих животных беспощадно уничтожали до тех пор, пока не воспользовались их же оружием, которое широко используется человечеством. Что это за животные?

Ответ: змеи.

27. Его впервые изготовили в 1910 году в США. Он снял многие неудобства и теперь для решения определенной задачи не надо, к примеру, брать лягушку или рыть землю. Хотя он и снял эти неудобства, существует одно опасение: то, что он содержит, может вызвать глобальную экологическую катастрофу.

Ответ: холодильник.

Источник: Ксения Васильева. Ледяной дом // г.24 часа, №41, 2000, С.19.

28. В списке объектов, требующих специальных мер охраны есть названия “Лунный”, “Морской”, “Бизон”, “Черепаха”, “Пейзажный”. Что означают эти названия?

Ответ: ледниковые валуны, граниты…

29. В 1963 году она увидела свет благодаря Международной Комиссии службы выживания и служила всему миру. Вторая , родившаяся в 1978 году, служила Советскому Союзу . А третья родилась в 1999 году и является огромной ценностью для Ленобласти. Назовите ее.

Ответ: Красная книга Ленобласти.

30. Эта древняя отрасль сельского хозяйства существует около 5 тысяч лет. Главный ее продукт у чистоплотных знатных греков ценился на вес золота. А получают его следующим образом: берут грену, помещают её в инкубатор. Через некоторое время вытаскивают и дают листья. Через несколько дней то, что получилось, морят и сушат, а после этого, из того, что осталось получают этот продукт. Назовите его.

Ответ: шелк.

31.Закончите строку:

“… Не обольщайся цифирью немедленных выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того, чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
лучше остынь и подумай ...”

(Роберт Рождественский.)

Ответ. “не навреди”

32. Он обладает неслыханной ценностью, является самым крупным из найденных в России. С его близким “родственником” Вы сталкиваетесь каждый день. Наконец последнее, ему дали имя… “26 съезд КПСС”. Назовите его.

Ответ: алмаз; его масса 342,5 карата (68,5 грамма), он был добыт в России в 1980 году.

Источник: Николай Варсегов. Никогда алмаз “Алроса” не останется без спроса//г. Комсомольская правда, 27сент.2000,С.10.

33. В своей книге “Путешествие натуралиста…” Чарльз Дарвин приводит мнение, согласно которому в распространении определенного вида мыши по изолированным водой островам архипелага Галапагос приняло участие одно животное. Назовите его.

Ответ: хищная птица.

Источни: Дарвин Чарльз. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле “Бигль”. М.,1983, С.256.