Психолого-педагогическое сопровождение подростков по социальной реабилитации

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Психолог в школе - миф или реальность, что может сделать один человек с тысячей учащихся и их родителями, сотнями учителей и миллионом проблем? Сколько можно решить проблем? И можно ли вообще что - нибудь изменить в такой консервативной системе, как образование? Постоянное чувство неудовлетворения подтолкнуло меня написать личностный проект (себе и для себя) по изменению данной ситуации. Это привело меня к пониманию необходимости менять тип мышления учителей (да, да именно мышления), так как оценочный фактор, который чаще звучит как приговор и не располагает к развитию, совершенствованию, губит у учащихся корни познавательного интереса и уж точно не способствует развитию учебной деятельности.

Основная проблема заключалась в том, что загруженного до предела педагога, которому очень удобно прийти к психологу и заявить о существующей проблеме, чаще на бегу, между делом, замотивировать на совместную деятельность с психологом, человека, у которого нет полномочий наказать и заставить, трудно или вообще невозможно. Эффективность от работы психолога есть лишь тогда, когда окружающие люди меняются вместе с “трудным” ребенком, а психолог может выяснить первопричины и организовать пространство для коррекции ребенка или подростка. Если нет совместной деятельности между педагогом и психологом, то какими бы методиками ни владел психолог, ребенок, возвращаясь в прежний класс, семью, повторяет прежние поведенческие стереотипы, а то и вовсе теряет уверенность и разочаровывается в окружающих. А педагог говорит: “Что хотите от меня, даже психолог с ним работал и ничем не смог помочь, – это ребенок такой…”. Таким образом, получается, если педагог не готов к совместной деятельности с психологом, то все психологические данные про ребенка чаще используются против самого ребенка. С этим, мне кажется, сталкивались многие школьные психологи.

При всем при этом у педагогов достаточно нерешенных педагогических проблем (дисциплина, неуспеваемость, утомляемость) и периодически учитель бывает в таком психологическом состоянии, когда его можно замотивировать на решение этих проблем. Вот здесь и может возникнуть совместный проект (программа развития класса), т.е. совместное обсуждение и формулирование проблемы и гипотезы, как можно ее преодолеть. Дальнейшее целеполагание и набрасывание первых совместных шагов по преодолению существующей проблемы, позволяет понять место психолога в данном проекте. В данном случае появляется симбиоз педагога и психолога, т.е. “мы”.

Еще есть один момент в школьной работе, который можно использовать для психолого –педагогической деятельности, – это темы по самообразованию, которые формально существуют, но качественно педагога не продвигают на новый методический уровень. Прочитал книгу, пересказал на методическом объединении, новую прочитал, снова поделился, – что дают такие методические объединения? Если школа работает в проектном режиме, то члены педагогического коллектива совместно обсуждают поле проблем, вырабатывают общую методическую тему, и затем каждый педагог или группа педагогов берется за прорабатывание локальной проблемы, но уже направленной на реализацию перспективной общей методической темы. Таким образом, каждый работает глубоко над каким-то элементом, который потом, например, через психолого - педагогическую мастерскую, обсуждается с точки зрения результативности и вновь возникших проблем. В этом есть много плюсов, во –первых, педагог не остается один на один со своей методической темой, можно обсудить и поделиться с коллегами и все тебя понимают, так как все данной темой занимаются, взаимно интересно и полезно, получается методическое единение, а не объединение, во- вторых происходит практическое опробование теоретических технологий, происходит осознание результативности, эффективности и рождение своих методик, методов, технологий, ведь делишься не столько отработанными приемами, сколько возникшими проблемами при их практическом применении, в –третьих, создается творческая атмосфера, где педагог выходит из позиции практика в позицию теоретика, а иногда и исследователя, в четвертых, на мой взгляд самое важное, у педагога начинает формироваться новый тип мышления – экспертирование своего труда . Что я понимаю под экпертизой? Это умение педагога выйти в рефлексивный пласт мышления и осознать все свои действия и их эффективность. А так как неизбежно возникают проблемы при практической реализации задуманного проекта, то руководителю мастерской нет необходимости подключать внешнюю мотивацию, учитель, проблематизируясь, выходит на внутреннюю (познавательную) мотивацию.

В данном процессе психолог может быть в роли мастера (руководителя) или в роли подмастерья, если нет опыта проектирования и экспертирования. В любом случае психологу понятно, какая и кому из педагогов помощь нужна. Исходя из этого, происходит осознанное планирование своей деятельности. Главное - происходит совместное формулирование заказа, понятно, для чего данный вид работы будет делаться, какое место он занимает в годовом плане психолога.

Так как в нашей школе учатся подростки, не сумевшие адаптироваться в общеобразовательных школах, у которых отсутствуют конструктивные планы на будущее, то приоритетным направлением в нашей школе становится воспитание. Как поместить в учебно-воспитательный процесс школы такие понятия как “ воспитание в подростке гражданской позиции, ответственности за свои действия и поступки, умение преодолевать жизненные трудности?” Над этим задумался наш коллектив. Наиболее эффективный способ моделирования учебно- воспитательного процесса, направленного на социальную реабилитацию, – это психолого-педагогическое проектирование.

На наш взгляд, неудачниками не рождаются. Желание добиться успеха присуще людям с самых ранних лет. Мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т.е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного взаимодействия человека со средой. На его формирование влияет множество внешних факторов. Внешняя среда может способствовать или препятствовать возникновению у школьников стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления. В психологии существует понятие выученная беспомощность, социальная депривация, нам на практике приходится сталкиваться именно с этими факторами, наши ученики зачастую действуют по принципу избегания неудач, у них слабо развито стремление самоутвердиться социально приемлемым способом, самосовершенствоваться в какой- то сфере.

Наша задача создать такую образовательную среду, которая поможет подростку поверить в свои силы. Ребенку необходимо вернуть веру в добро и справедливость, чтобы он почувствовал чувство собственного достоинства, чтобы израненная и опустошенная душа наполнилась светом, чтобы наш подросток смог достойно войти в социум и стать достойным гражданином города.

Чтобы сформировать у учащихся мотивацию на успех, необходимо педагогам понять сильные стороны каждого ученика и важно, чтобы сами ученики знали о своем положительном ресурсе. Здесь огромную роль играет психолог, который сможет дать полную психологическую картину класса. В изучении когнитивного стиля мышления, особенностей типа личности, совместимости педагогов и учащихся, формирование учебных групп, а главное для поиска положительного потенциала у трудных подростков я использую соционику и методику Кейрси (см.приложение 1). Создавая на каждом уроке ситуации успеха и мотивируя на поэтапное преодоление своих трудностей, можно сформировать более высокий уровень притязаний и мотивацию на успех. Такое психолого – педагогическое сопровождение на уроках будет способствовать психологической коррекции личностных качеств, а в конечном итоге социальной реабилитации.

Проектную деятельность мы понимаем как мыследеятельность человека, направленную на осмысление способа преодоления проблемы и практическую реализацию задуманного.

Так как прямого перехода из sit 1 в sit 2 нет, то необходимо придумать проект перехода.

Первый шаг: понимание эмоционального неудовлетворения (sit 1).

Второй шаг: желание рационализировать и обозначить предметность эмоциональной проблемы.

Третий шаг: понять, какого результата хочется добиться (sit 2).

Четвертый шаг: придумать идеальный образ перехода (гипотеза) из sit1 в sit 2.

Пятый шаг: спланировать переход от идеального к реальному действию.

Чем проект отличается от плана?

План- действия

Проектная деятельность

– от частного к общему;

– набор конкретных действий, которые знаем, как выполнять, которые получается делать;

– эти действия направлены на группу детей ;

– план составляет человек, который все знает и ни в чем не сомневается;

результат – это выполнение плана на 100%, т. е. сами мероприятия.

– от общего к частному;

– предположение, придумывание того, как можно решить проблему;

– деятельность, направленная на решение проблемы (все больше так не могу, а как хочу, не знаю);

– проектная деятельность возможна при постоянной рефлексии своих достижений и трудностей, пока 1 шаг не удастся, не стоит переходить ко второму;

– следовательно, если проблемы нет, то нет и потребности в преодолении этой проблемы;

результат: выход на качественно новый уровень понимания, куда и как дальше двигаться, это постоянная рефлексия,т.е. изменение внутри головы и души человека.

Достоинства: просто, понятно и алгоритмично.

Ограничен рамками нашего костного мышления и поведенческими стереотипами, делаю как всегда, количественное увеличение дел и мероприятий.

Оценивание внешнее, человек ждет похвалы или наказания.

ПРОБЛЕМА – ЭТО ТО, ЧТО НЕВОЗМОЖНО РЕШИТЬ, ПРОБЛЕМА ВСЕГДА В ЧЕМ-ТО ВНЕШНЕМ

“Что бы я ни придумывала, он все равно ничего не хочет делать.”

Достоинства: выбирая путь преодоления трудностей, мы даем простор фантазии, а не зацикливаемся на известном способе

Оценивание внутреннее: удовлетворен или не удовлетворен, получилось или нет, понимаешь, над чем дальше работать, в чем суть проблемы.

Проект всегда мой и нужен мне.

Происходит экспертиза.

ПРОБЛЕМА – ЭТО ТО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ИСКАТЬ ПУТИ ВЫХОДА, ПРОБЛЕМУ ПРЕОБРАЗУЮТ В ЗАДАЧУ.

Мои действия пока неэффективны, нужно подумать, а как еще можно сделать. Признаком того, что человек начал работать по придуманному проекту, является появление проблем и желание понять, как ее решить, поиск помощников, желание поговорить в специальном месте и специально отведенном времени.

Механизм взросления подростков (переход от детства к взрослости) остается проблематичным в образовательной системе. Зачастую взрослость формируется стихийно. Нет практической модели социализации, особенно для детей из социально-неблагополучных семей. Нормы поведения и требования для подростка отличаются от норм и требований взрослых. Как выстроить психолого-педагогическое сопровождение, чтобы ребенок отказался от детского поведения и взял на себя взрослые нормы?

На наш взгляд, необходимо помочь подростку, спроектировать свой жизненный путь. Каждый трудный подросток – это нереализованная индивидуальность. Поэтому нужно помочь осознать каждому подростку свой личностный ресурс, потенциал, с помощью которого он сможет социализироваться в обществе. Это можно сделать через целенаправленное формирование позиции самодостаточного, ответственного и самостоятельного взрослого, способного отвечать за свои поступки. Это основное направление в работе классных руководителей и психолога.

МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Основное содержание педагогической деятельности по социальной реабилитации заключается

–  в активизации положительного внутреннего потенциала подростков: трудному подростку необходимо показать его положительные стороны (тестирование и специальный анализ его достоинств, внушение ему, что он достойная личность, разработка посильных, но постепенно усложненных заданий на уроке и вне урока, помогают трудному подростку поверить в то, что не все потеряно и есть шанс быть “хорошим”);

в сотрудничестве педагогического коллектива и учащихся школы через проектирование своей деятельности: подростку сложно осознать причины своего поведения и понять, как исправить сложившуюся ситуацию, ведь легче “плыть по течению”, чем понять суть своей проблемы, поверить, что ее можно решить, да и часто трудному подростку дать грамотный совет некому - родители заняты бытовыми проблемами или собой. Наши педагоги в доброжелательной обстановке, не оценивая, а лишь понимая подростков, через специальные занятия и психологические тренинги, спецкурс “Социализация”, помогают им построить образ возможного пути реабилитации; круглые столы и семинары помогают регулировать права и обязанности педагогического и ученического коллективов;

в создании реальных пространств для подростка: мы помогаем подросткам искать рабочие места, где бы он смог реализовать свое новое положительное “Я”, или дополнительное образование. Мы сотрудничаем с организациями, способными предоставить рабочие места для низко квалифицированных рабочих- подростков и со структурами города, способствующими повышению культурно- нравственного, физического развития подростков.

Наш коллектив второй год работает в проектном режиме. Первое, что я сделала, это провела диагностику классного коллектива. Меня интересовала преобладающие типы личности по К.Юнгу, сильные и слабые стороны педагогов (пользовалась соционическими тестами). Второе, я понимала, что понять, что такое проектная деятельность можно, только если находиться в ней. Поэтому передо мной стояла задача организовать деятельность педагогов, а потом через рефлексивный семинар организовать понимание проектной и экспертной деятельности. Сколько не объясняй, что такое апельсин, никогда не поймешь это, пока его не съешь. Итак, первый год мы занимались пониманием проектной деятельности и механизма социальной реабилитации. Только поняв механизм своего изменения, можно попытаться организовывать процесс изменения другого человека. Можно накормить рыбой, а можно научить ловить рыбу.

В процессе проектирования участвовал весь педагогический коллектив: учителя предметники и классные руководители. Учителя предметники продумывали, каким должен быть урок, чтобы он способствовал социальной реабилитации. А в этом году учителя отрабатывают конкретные методики, направленные на активизацию положительного потенциала подростков, на создание ситуаций успеха для каждого учащегося, на формирование навыков целеполагания, рефлексии, планирования учебных действий, развитие коммуникативных навыков необходимых для конструктивного общения. Педагоги пришли к пониманию необходимости формировать эти навыки у подростков для реализации задач по социальной реабилитации. Так как многие учителя не владеют в полной мере этими навыков, то им пришлось организовывать совместную деятельность с подростками по овладению этими навыками. Внимание педагогов акцентировано на организации проблематизации – важного этапа для личностных изменений. Так как для многих подростков их социальные и личностные проблемы – это повод не меняться, а лишь оправдывать свое неудачное существование или обвинять других в своих неудачах, учителя организовывают процесс формирования ответственности за свои проблемы. Это важный мотивационный момент, без которого реабилитация невозможна. Лишь взяв на себя ответственность за свои же неудачи, у подростка появляется потребность совершенствоваться. Теперь педагоги, пользуясь данными психолога, создают ситуацию успеха на учебном предмете. Мастерство учителя направляется на организацию индивидуального и дифференцированного подхода. Далее обязателен рефлексивный этап и выход на новые учебные цели. По большому счету учителя стремятся организовать учебную деятельность (по В.В. Давыдову) у подростков.

Классные руководители с теми же подростками работают на личностном уровне. У каждого подростка есть мечта, желания, а также страх и неуверенность перед ее осуществлением, так как отсутствует удачный социальный опыт. Ведь наши подростки редко были в чем -то успешны и поведение родителей чаще не является образцом для подражания. Поэтому многие классные руководители проектируют вместе с подростками желаемое будущее и доводят мечты ребят до реальных действий, которые необходимо делать им уже “сейчас” для реализации своей жизненной цели. У каждого классного руководителя есть проект, который вырастает в программу развития класса. Программа составляется с учетом стартовой диагностики класса, его основной проблематики и при необходимости на психолого-педагогической мастерской в течение года корректируется. Если промежуточный результат не устраивает педагога или детей, то ищутся новые формы достижения поставленной цели, или меняется направление работы. Но, так или иначе, все запланированные действия (мероприятия) лежат в рамках решаемой проблемы.

Результаты психологической диагностики учителям предоставляется для реализации индивидуального и дифференцированного подхода. Так учителя знают про ученика:

  • тип нервной системы (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник);
  • уровень нервно–психического напряжения;
  • тип восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая);
  • тип асимметрии полушарий и учебный стиль (конкретно последовательный, конкретно разбросанный, абстрактно разбросанный, абстрактно последовательный);
  • тип личности (сильные и слабые стороны; конфликтогенные ситуации, которые следует избегать с данным учеником).

Данная информация была предложена по каждому ребенку в развернутом виде и обобщенном для конкретного класса. В виде следующей таблицы:

Фамилия имя

темперамент

Нервно-психическое напряжение

Учебный стиль
Асимметрия (глаз, ухо, рука)
Система восприятия

Основные черты характера

Конфликтогенные ситуации:

На психолого- медико- педагогическом консилиуме были разработаны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению каждого класса. В отличие от стандартного ПМПК педагоги предметники нашей школы предоставляли информацию по стартовой диагностике надпредметных умений и навыков и стартовый срез проблематики . Ведь каждый из них выбрал себе методическую тему и экспериментальный класс, где отрабатывает методы формирования необходимых навыков для социальной реабилитации и продумывает критерии оценки своей работы. Таким образом, объединение данных психолога, учителей предметников, врача, социального педагога и классного руководителя позволяет получить четкую картину класса. В конце года проводится повторный ПМПК для отслеживания результативности психолого-педагогического сопровождения.

Психолог с целью углубления уровня самопознания, коррекции самооценки, планирования будущего учащихся ознакомил самих подростков с результатами психологического тестирования. Считаю данный вид работы необходимым, так как одновременно можно не только познакомиться с ребятами, но и на базе данных выполнить коррекционные задачи. Кроме того, у нас сложилась такая атмосфера между учителями и учащимися, которая позволяет ученику сказать, например, следующее: “У меня конкретно последовательный учебный стиль и визуальная система восприятия, поэтому прошу Вас, Марья Ивановна, объяснить мне в соответствии с моим типом” Это то, что можно назвать реальным результатом нашей деятельности.

Особое направление в работе психолога и классных руководителей занимает работа с родителями. Основной задачей данного направления является создание ситуации сотрудничества. Для этого мы информирует о методах работы с их детьми. С родителями, которые привыкли к тому, что их детей гонят со всех школ, что на родительских собраниях ругают только их ребенка, приходится вначале проводить работу, направленную на демонстрацию успехов его сына или дочери. Такой подход помогает привлечь родителей к воспитанию подростка, что подтверждает увеличение количества родителей на родительских собраниях и на консультации у психолога и классного руководителя.

Созданную мною модель психолого-педагогического сопровождения трудных подростков можно использовать и в общеобразовательной школе при работе с трудными подростками, и с отдельно взятым учителем. Таким образом, главное и первое – необходима совместная деятельность, т.е. проект изменения проблемной ситуации, второе – грамотная диагностика, направленная на поиск положительных ресурсов трудного подростка, в - третьих – психолого-педагогическое сопровождение с учетом его психотипа, а при предметном обучении нужно учитывать когнитивный стиль мышления, т.е. как его эффективнее всего обучать. Тогда обучение происходит с учетом зон ближайшего и актуального развития низкозатратным путем. Ученик находится в ситуации успеха, у него уменьшается количество пропусков по неуважительной причине, появляется интерес к учебному материалу, а благодаря грамотному классному руководству происходит закрепление положительного опыта и проектирование вместе с подростком его социально приемлемого будущего. Классный руководитель, который научился работать в проектном режиме, начинает эту технологию переносить на работу с детьми, и вместе с трудным ребенком проходят все этапы проектной деятельности: проблематизация, целеполагание, планирование будущего, рефлексия... Теперь это сделать гораздо легче, так как у подростка появилась уверенность в себе и в том, что есть рядом заинтересованный взрослый в его успехе. Учителя, работающие в проектном режиме, привыкают к экспертной деятельности, у них любая возникшая проблема трансформируется в задачу, которую можно и нужно решать самостоятельно или совместно с психологом. В помощь педагогу предметнику и классному руководителю психолог проводит свою коррекционную работу. Через клуб “Взросление” трудный подросток может обсудить свои проблемы и воспользоваться психологической помощью. Наши выпускники говорят: “Только в этой школе меня поняли и, наконец- то, я начал понимать себя”.