Социально-педагогические основы взаимодействия семьи и школы

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Одна из форм взаимодействия школы с семьей учащегося является психолого-педагогическое просвещение родителей.

Цель проведения родительского ринга: педагогическое просвещение родителей как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье.

Задачи:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие семьи в воспитании детей.

Участники: родители учащихся, учащиеся, классный руководитель, социальный педагог.

Подготовка:

1. Беседа социального педагога с детьми “Кто для нас наши родители?”:

  • Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?
  • Имеем ли мы право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?
  • Понимают ли тебя папа и мама?
  • Всегда ли справедливы к тебе родители?
  • С кем из родителей ты наиболее близок?
  • Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?
  • Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменил в своей семье?
  • Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей?

В беседе принимает участие классный руководитель, который будет фиксировать ответы учащихся.

2. Анкетирование родителей с целью определения педагогического потенциала семьи.

Например, анкетный опрос родителей “Мир вашему дому”. Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

  • Как вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?
  • Хорошей организации быта.
    Радости общения.
    Покоя, защищенности.

  • Что в наибольшей степени заботит Вас в вашей семье?
  • Здоровье детей.
    Хорошая учеба.
    Трудовое участие детей в жизни семьи.

  • Одинок ли Ваш ребенок в семье?
  • Да.
    Нет.
    Не знаю.

  • Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
  • Да.
    Нет.
    Не знаю.

  • Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
  • Быть материально обеспеченным человеком.
    Встретить любовь.
    Иметь много друзей.
    Реализовать свои интеллектуальные возможности.

  • Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
  • Да.
    Нет.
    Не знаю.

  • Есть ли у Вашего ребенка секреты от своей семьи?
  • Да.
    Нет.
    Не знаю.

  • Что для Вашего ребенка вечер дома?
  • Радость общения.
    Возможность быть самим собой.
    Другое.

3. Подготовка приглашений на собрание (готовит классный руководитель)

4. Разработка памяток родителям

Разрабатывает творческая группа в составе социального педагога, классного руководителя, активных родителей класса (элемент привлечения родителей в учебно-воспитательный процесс).

Советы родителям:

Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.

Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений.

Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Выражайте неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит есть причины.

Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Оформление, оборудование и инвентарь:

На доске пишется тема собрания.

Для каждой игровой группы оборудуется рабочее место (стол, стулья, ручки, бумага для записей).

Готовится рабочее место экспертов (стол, стулья, ручки, бумага для записей).

На листах ватмана оформляются диаграммы результатов анкетирования учащихся и их родителей.

Ход проведения:

Родители делятся на команды по 2 – 3 человека. Командам раздаются карточки с вопросами (педагогическими ситуациями). На один вопрос отвечает одна команда, при этом у них могут быть разные позиции, разные мнения. Обсуждение длится 10-15 минут. Например:

  • Что делать, если у ребенка нет желания с Вами делиться своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему Вы?
  • Что огорчало Вас более всего, когда Вы были маленькими, в родительской семье. С позиции этого воспоминания оцените условия жизни Вашего ребенка в созданной вами семье.

Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Вступительное слово социального педагога

Вы, - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!”? Сегодня мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

выявление мнений в командах;

комментарий экспертов;

совместный анализ и предложение рекомендаций социального педагога и классного руководителя.

Обсуждение результатов анкетирования. По желанию родителей могут быть проведены индивидуальные консультации по вопросам проведенного исследования.

В завершение родительского собрания раздаются памятки.

Заключительное слово социального педагога

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Предлагаю завершить наш родительский ринг словами философа А. Шопенгауэра: “Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое”.