Система работы с одаренными детьми

Разделы: Администрирование школы


Исходя из реальности сегодняшнего ,дня актуальность создания программы “Одаренные дети” обуславливаются следующими противоречиями:

  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно– образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно – ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать с одаренными детьми;
  • несоответствием между содержанием, формами и методами учебно– воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющих работать со всеми детьми одинаково и стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Для решения этих противоречий создана программа работы с одаренными детьми.

Цели программы:

  • систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей;
  • разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе.

Педагогические задачи:

  • выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность;
  • изучение направленности способностей учащихся и уровня их развития;
  • дифференциация учащихся по темпам усвоения материалов;
  • составление разнообразных минипрограмм для обучения, воспитания и развития учащихся школы;
  • составление индивидуальных карт развития на каждого ученика, мониторинг уровня развития креативности;

Для решения постоянных задач программы развития школы подразумевается:

  • формирование классов с углубленным и профильным изучением, ориентированных на высокие уровни освоения материала учебной мотивации и познавательной активности учащихся;
  • создание новых учебных планов для этих классов;
  • подбор и расстановка высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих развивающими технологиями;
  • сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по вопросам довузовской научной работы учащихся;
  • расширение системы дополнительного образования;
  • введения сквозных факультативных и специальных курсов;
  • индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.

Программа работы с одаренными детьми.

Модуль 1. “Наши звездочки” (школа I ступени)

Цель: выявить детей с опережающим уровнем развития абстрактно-логического мышления, создание предпосылок для положительной мотивации творчества.

План действий.

  1. В рамках психологического сопровождения провести фронтальную диагностику первоклассников.
  2. По итогам опроса учителей (по диагностическим картам) выявить учащихся, опережающих одноклассников в освоении ЗУНов.
  3. Подготовить учителей, работающих по методике ТРИЗ.
  4. По данным диагностики сформировать группы, работающие по ТРИЗу.
  5. Провести предметные общешкольные конкурсы (олимпиады) для третьеклассников (четвероклассников).
  6. Провести консультирование родителей “Как помогать ребенку расти и развиваться”.

Модуль 2. “Попробуй сам” (для 5-8 классов)

Цель: создание условий для развития способности и расширение группы детей, самоактуализирующихся в рамках учебной деятельности; формирование положительной мотивации саморазвития.

План действий.

  1. Сформировать профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов.
  2. Создание системы поощрения для активных учащихся.
  3. Создание службы мониторинга ЗУН и степени обученности по профилирующим дисциплинам в классах с профильным и углубленным изучением отдельных предметов.
  4. Создание развивающих творческих групп для одаренных детей в рамках индивидуально-групповых занятий.
  5. Разработка развивающих программ для индивидуально-групповых занятий.
  6. Проведение школьных предметных олимпиад.
  7. Организация творческих конкурсов за рамками учебной программы (Стихи, статьи, рисунки, дизайн).

Модуль 3. “Выбирай свой путь” (для 9-11 классов)

Цель: создание оптимальных условий для саморазвития самоактуализации и профессионального самоопределения.

План действий.

  1. Обеспечение участия подростков в городских и региональных олимпиадах и конкурсах.
  2. Создание “института кураторства” учителей-предметников для одаренных детей.
  3. Организация научной работы учащихся по различным направлениям.
  4. Организация системы профконсультирования.
  5. Обеспечение участия творческих работ учащихся в Вузовских конкурсах.

Для реализации программы предлагается:

  • Психологу провести диагностику:
  1. Психодиагностику.
    1. Диагностике доминирующих способностей (интеллектуальных, художественно-изобразительных, музыкальных, научных, литературных, математических, химических, спортивных, артистических, технических, исторических, педагогических, интеллектуального лидера, менеджерских)
    2. Выявление творческой одарённости по методике П. Торренса (США).
    3. Диагностика развития интеллектуального уровня. Методика Д. Равена (Англия).
    4. Диагностика конвергентного мышления по методике Н. Ильичевой (Россия).
  2. Педагогическая диагностика.
    1. Олимпиады по научным предметам.
    2. Конкурсы.
    3. Фестивали.
    4. Соревнования.
    5. Наблюдение учителя за развитием учащихся во время учебного процесса как в школе, так и в различных сферах занятий дополнительного образования.
    6. Работа по заявкам родителей, соседей, друзей на предметную деятельность сверходаренных детей.
  • Сформулировать творческие группы учащихся по направлениям:
  • Творческим группам учителей по методическим объединениям разработать обязательный минимум содержания программ опережающего развития;

Желательно, чтобы группы были мобильными по составу, расширялись или сокращались по мере выполнения отдельных заданий. Изначально привлекая к участию в работе групп всех, кто заинтересован, можно добиться единства действий и значительной активности со стороны ориентированных на новации педагогов и родителей учащихся. Осуществляя анализ конкретной проблемы, группы начинают работать по плану научно-педагогического исследования.

  • Организовать занятия учащихся в выбранных направлениях.
  • Мониторинг.

В самом начале работы творческой группе необходимо конкретизировать цели, к которым она будет стремиться, определить критерии оценки деятельности и механизм её осуществления. Поэтому все цели должны быть диагностируемы и ранжированы. А далее строится система контроля и выбирается его периодичность.