Воспитательная программа школа "Я — толерантная школа"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Объяснительная записка

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения.

В декларации прав человека говорится (статья 2), что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире.

Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатое и очень бедное. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе.

Мы проводили социологическое исследование. Выявлено, что в нашей школе обучается 66% учащихся из Старого Оскола и Белгородской области, 14% - из других областей России, а 20% детей из стран ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Армения, Узбекистан и т.д.). Это дает наглядное представление о многонациональности учащихся нашей школы и актуальности проблемы толерантности.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Программа охватывает весь период обучения ребенка в школе. Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и ученических коллективов. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов. Программа включает 5 воспитательных модулей (как относительно “самостоятельных” частей воспитательного процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность, в них участвуют практически все ученики с 1 по 11 класс и определенные разновозрастные объединения (в зависимости от тематики).

1 модуль "Истина" позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и подростка, формирует "Я - концепцию" как систему представления личности о себе;

2 модуль "Интеллект" помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия формам самоопределения личности в самых различных жизненных обстоятельствах.

В ходе реализации 3 модуля "Творчество" учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.

Для формирования гуманистического, демократического мышления необходима реализация воспитательного модуля "Добро", который способствует формированию высоконравственного отношения личности к себе и к миру, толерантности и экологического мышления.

Для успешной реализации идеи 5 модуля "Здоровье" (воспитание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни) в школе создан “Центр здоровья", который непосредственно участвует в работе этого модуля. Это позволяет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Программа построена на принципах: гуманизма, личностной ориентации, первичной нравственно-волевой мотивации и деятельностного подхода.

Цель воспитательной программы "Я - толерантная личность":

  • Воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

В области обучения:

  • научить духу партнерства и сотрудничества;
  • формировать признание многообразия личностей;
  • формировать признание равенства других.

В области воспитания:

  • формировать уважение человеческого достоинства.
  • воспитывать уважение прав других.
  • создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  • формировать способность поставить себя на место другого.
  • формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.

В области социализации:

  • формировать готовность мириться с чужим мнением.
  • способствовать принятию другого таким, какой он есть.
  • воспитывать отказ от доминирования, причинения насилия.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Результатом работы программы должно стать формирование развитой творческой способной к самосовершенствованию личности, которую характеризуют следующие черты толерантной личности:

  • Расположенность к другим.
  • Снисходительность.
  • Терпение.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость.
  • Доверие.
  • Альтруизм.
  • Терпимость к различиям.
  • Умение владеть собой.
  • Доброжелательность.
  • Умение не осуждать других.
  • Гуманизм.
  • Умение слушать.
  • Любознательность.
  • Способность к сопереживанию.

Для эффективной реализации программы организуется методическая помощь всем категориям педагогических работников школы, участвующих в воспитывающей деятельности. При этом используются разнообразные формы методической работы: постоянно действующий семинар по изучению технологии ССЛ для педагогов; круглые столы, МО классных руководителей, творческие мастерские.

Для достижения запланированных результатов обучения, развития, воспитания и социализации в рамках программы "Я толерантная личность" предлагается сочетание базового школьного и дополнительного образования на организационном и содержательном уровне. Для этого созданы: “Интеллект центр”, “Центр здоровья”, “Центр по туризму и спорту”, детские объединения. Введены в учебный план школы спецкурсы "ФЛП" и "ССЛ, "Валеология".

Данная программа учитывает преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, который представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.

СОДЕРЖАНИЕ

"Истина"

Для толерантной личности необходимо умение владеть собой. Освоить это качество можно в ходе изучения основ “Самосовершенствования личности школьника”.

Этот спецкурс предполагает:

  • знакомство с основами психологии личности;
  • обучения методам самоанализа;
  • способам целенаправленного развития определенных качеств.

Это одно из главных направлений, так как идет целенаправленное и системное обучение детей основам теории ССЛ:

  • 1-4 классы "Начало этики".
  • 5 классы "Познай себя".
  • 6 классы "Сделай себя сам".
  • 7 классы "Научи себя учиться".
  • 8 классы "Утверждай себя".
  • 9 классы "Найди себя".
  • 10 классы "Управляй собой".
  • 11 классы "Реализуй себя".

В ходе работы по этому направлению:

  • проходят классные часы по темам ССЛ, "Презентации личности";
  • праздники открытия новых традиций;
  • помогают родителям, пожилым людям;
  • участвуют в заседаниях в клубах интересных встреч;
  • знакомятся со своими правами во время изучения конвенции о правах ребенка, с "Обязанностями и правами ученика", с историей города, семьи;
  • создают летопись классов школы;
  • заботятся о благоустройстве школы, разводят цветники.

"Интеллект"

Толерантная личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы всецело осознавать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания. Это направление "Интеллект" помогает раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности:

  • 1-4 классы "Презентация наук".
  • 5 классы" Я стараюсь, развиваюсь".
  • 6 классы "От знания к поступку".
  • 7 классы" Осознанное познание".
  • 8 классы "Я знаю, что я знаю".
  • 9 классы "Мыслю, следовательно, существую".
  • 10 классы "Юные интеллектуалы".
  • 11 классы "Прикосновение к науке".

Осуществляя данное направление:

  • проводят олимпиады по предметам, турнир эрудитов, вечера вопросов и ответов;
  • помогают своим товарищам проявить свои способности в одном из конкурсов;
  • участвуют в конкурсе "Ученик года";
  • знакомятся с друзьями во время рингов "Презентация личности";
  • создают "Книгу школьных рекордов";
  • заботятся о том, чтобы об успехах ребят знали родители, жители города.

"Творчество"

Творчество это наиболее широкая сфера проявления толерантности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого творца. Совместное творчество предполагает: воспитание терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства. Это направление выбрано потому, что ССЛШ предполагает развитие творческих качеств личности:

  • 1-4 классы "Творить – это здорово".
  • 5 классы "Творческий калейдоскоп".
  • 6 классы "Какой я интересный человек".
  • 7 классы "Создаем себя".
  • 8 классы "Как стать интересным".
  • 9 классы "Жизнеутверждающий мажор".
  • 10 классы "Дом, который построим мы".
  • 11 классы "Мой прекрасный мир".

Осуществляя данное направление:

  • проводят День открытых дверей, праздник Песни, экскурсии, походы, недели истории, географии, МХК, выставки прикладного творчества, рисунков;
  • помогают младшим школьникам в проведении игр;
  • знакомятся с мастерами-умельцами Староосколья, с жизнью разных людей на уроках, классных часах, через посещение творческих вечеров преподавателей школы и школы искусств;
  • создают альбомы, "раскладушки" о мастерах;
  • заботятся о пополнении фонда библиотеки через акцию "Подари книгу школе".

"Добро"

Несомненно, это – одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребенке. Доброжелательность; способность к сопереживанию; способность поставить себя на место другого; снисходительность и терпение.

  • 1-4 классы "Я помогаю маме".
  • 5 классы "Какого ты рода - имени".
  • 6 классы "Чью старость ты утешил".
  • 7 классы "Суд над сквернословием".
  • 8 классы "Путешествие в свое прошлое".
  • 9 классы "Цветок человеколюбия".
  • 10–11 классы "Соблазны и ошибки" (духовное самоопределение).

Осуществляя данное направление:

  • проводят акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для города", вечера встречи с интересными людьми;
  • помогают родителям, ветеранам;
  • знакомятся с историей своей семьи и пишут сочинения "Моя семья";
  • создают и организуют праздничную почту;
  • заботятся о благоустройстве школы.

"Здоровье"

Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.

  • 1-4 классы "Азбука здоровья".
  • 5 классы "Здоровье - счастье человека".
  • 6 классы "Золотые правила здоровья".
  • 7 классы "Спортивная гостиная".
  • 8 классы "Суд над...".
  • 9 классы "Важные мелочи".
  • 10 классы "Саморегуляция. Быть здоровым и красивым".
  • 11 классы "Искусство жить".

Осуществляя данное направление:

  • проводят спартакиады, соревнования "День туриста", конкурсы плакатов "Нет наркотику, сигарете";
  • помогают организовывать походы, экспедиции;
  • знакомятся с приемами релаксации; создают летний оздоровительный лагерь и трудовой отряд;
  • заботятся о сохранении здоровья.

Предлагаем содержание программы в школе II и III ступени

Содержание программы в школе второй ступени.

Возрастные особенности Модуль “Истина” Модуль “Интеллект” Модуль “Творчество” Модуль “Добро” Модуль “Здоровье” Формы работы
Особенностью подросткового возраста является повышенная потребность в признании, внимании, уважении;
боязнь изоляции от сверстников;
обостренное чувство справедливости.

Неустойчивая самооценка, возрастающее стремление приобщиться к взрослой жизни; повышенный интерес к самому себе. Основной мотив развития – самоутверждение завоевание места в группе.

Задачи Тематические беседы:
“Урок России”,
“Родительский дом”,.
“Законы и правила для тебя”,
Викторина “Знаешь ли ты город?”
Фотоконкурс.
“Любимый уголок города”.
“Конкурс юных корреспондентов”,
“Конкурс юных художников”.
КТД “День театра”,
“День микрорайона”,
“Город мастеров”,
“День открытых дверей”.
Праздники:
“Встреча Нового года”, “8 марта”.
Фольклорный праздник. Благотворительная акция “Дорогие мои старики”,
“Операция ромашка”. “Веселые старты”.
Работа центра здоровья”.
5-7 классы
побудить к самопознанию, к самовоспитанию;
сформировать правильное адекватное отношение к себе, адекватную самооценку
 побудить к  умственному саморазвитию;
сформировать мотивы самообразования; познакомить с творческими и исследовательскими методами работы
выявить интересы, склонности и способности подростка пробудить веру в свои силы, в возможность стать лучше;
формировать нравственные и моральные принципы толерантности
сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности

8-9 классы

формирование оптимальной мотивации самоутверждения;
помощь подростку в определении своих сил и способностей в профориентационном самоопределении
формирование понятия о жизненном выборе и его связи с судьбой человека;
подготовка к доступному (по уровню и форме) дальнейшему непрерывному образованию
формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению формирование эмоционально- положительной “Я - концепции” и отношения к окружающим сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни

Содержание программы в школе третьей ступени

Возрастные особенности Модуль “Истина” Модуль “Интеллект” Модуль “Творчество” Модуль “Добро” Модуль “Здоровье” Формы работы
В ранней юности вырабатывается физиологическая саморегуляция, но жизненный опыт ограничен, и контроль над собой еще не установлен, наиболее значимы дружеские близкие доверительные отношения в личных контактах. Семейные отношения, дружба, любовь. Идет ускоренное социальное развитие. Подчеркнутая индивидуальность. Новые формы самоутверждения. Становление ценностных ориентаций.

Задачи

Интеллект - центр;
Научные общества;
интеллектуальный конкурс “Звезды среди нас”.
Акция “Мы с вами, ветераны”.
Круглый стол “Подросток и закон”. Конкурс-беседа “Знаешь ли ты закон?”.
Конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, стихотворений.
Психологические тренинги.
Тематические дискотеки.
Экономическая игра. КТД “И жизнь, и слезы, и любовь”; “Аллея выпуска” “Наш дар школе”; “День здоровья” “День города”; “День толерантности”
сформировать мотивы саморегуляции;
убедить в возможности управления своим состоянием, мыслями, поступками;
дать понимание смысла жизни, счастья на различных уровнях.
сформировать доминанту на саморегуляцию и само-
совершенствование;
подготовить к дальнейшему непрерывному образованию.
сориентировать на дальнейшее само-
совершенствование
обучить учитывать состояние и чувства другого человека, радоваться личностному многообразию общения. обучить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями трудностями.