Урок русского языка в 6-м классе "Повторение по теме "Словообразование"

Разделы: Русский язык


Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Тема урока: “Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме “Словообразование””.

Цели урока:

1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2. Этап активного усвоения знаний

3. Подведение итогов

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

Подготовка к уроку:

1) Оборудование: карточки, плакат со стихотворением А. Блока, папка – раскладушка по теме “Словообразование”, словарь по данной теме.

2)

1.Учитель готовит тесты на каждого ученика
2. Плакат с деформированным текстом
3. Папку – раскладушку по данной теме.
4. Карточку для словарной работы.

3) Учащиеся: готовят домашнее задание, повторяют правила по разделу “Словообразование”.

 Ход урока

Оргмомент.

Слова учителя.

– Цель нашего урока сегодня – вспомнить, повторить правила написания корней и приставок с чередующимися гласными, повторить и отработать навыки морфемного анализа слова.

Открыли тетради. Записали число и тему урока.

I. Словарная работа.

На доске запиши по памяти слова с приставками при- и пре- (вызывается 3 ученика)

II. На доске записаны слова, перепишите их в тетрадь и вставьте буквы.

Пр…забавный, пр…сытый, пр…близиться, пр…строить, пр…дорожный, пр…крыть, пр…лепить.

– Объясните правописание.

Приморский, преспокойно, призадуматься, пришкольный (запись на доске).

– Посмотрите на доску. Я написала слова с этой же приставкой. Все ли слова правильно написаны? Докажите, что есть ошибка.

Вывод: Что такое приставка?

Какие виды приставок мы знаем?

Назовите условия выбора приставки пре -, при -

А все ли слова с пре – и при – подчиняются правилам?

Как определить какую гласную нужно писать в таких словах?

Проверяем словарную работу.

Если вы забыли, как пишутся эти слова, то к какому словарю вы обратитесь?

III. Опрос по карточкам.

– Из каких частей состоит слово? Давайте проверим, как вы это знаете. Ответьте на опросы в карточках.

Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”.

Вопрос

Ответ

1. Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________  
2. Какое окончание в слове “договорилась”?  
3. Какой корень в слове “досрочный”?  
4. Какое окончание в слове “видел”?  
5. С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?  
6. Какой корень в слове “маленький”?  
7. Слово белизна образовано _______________ способом  
8. Каким способом образовано слово “героизм”?  
9. Являются ли однокоренными в современном языке слова “автор” и “авторитет”?  
10. Верно ли, что в слове “преуспеть” одна приставка – ПРЕ - ?  

– Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ваши оценки. Учитель читает правильные ответы.

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Итог: Открыли контрольные вопросы. Взаимоопрос. Начинаю я. Спрашивайте друг друга, но не забудьте привести примеры.

Дети спрашивают друг друга.

IV. На доске написано предложение:

Заг..ралась алая з…ря дог..рали звезды.

– Вставьте буквы, знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными буквами. Сделайте синтаксический разбор предложения

Один ученик работает у доски, а остальные дети пишут в тетрадях.

– Следующий ученик на доске произведет морфемный анализ слова “догорали” и сделает словообразовательный разбор этого слова. Остальные ребята работают в своих тетрадях.

– Разбирая данное предложение, мы повторили корни -гор – гар-, -зор – зар-. А какие еще вы знаете корни с чередующимися гласными?

– Отчего зависит выбор гласной в этих корнях?

V. Распределительный диктант.

Запишите в 2 столбца слова. В 1 – ый столбик слова с чередующейся гласной а, а во 2 –ой – с чередующейся гласной о: касаться, коснись, полагать, изложение, вырос, водоросли, расту, прилагать, росток, слагаемое, прикасаться, выращенный, сложить.

Идет проверка задания с объяснением.

– Теперь сами придумайте не менее 5 слов с чередованием е и и в корне.

Вывод: Мы повторили правописание слов с чередующимися гласными в корне слова. А какие еще орфограммы – гласные могут быть в корне слова?

VI. Работа с плакатом.

– Ребята, давайте прочитаем стихотворение, написанное на плакате.

Л…са вд…ли в…днее,

С…нее н…беса,

Заметней и ч…рнее

На пашне п…л…са

(А. Блок)

– А вы знаете, кто такой Блок?

– Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание корней слов.

– Как проверить безударные гласные в корне слова?

VII. Поиграем.

– Я читаю загадки. Вы говорите отгадку и объясняете написание гласной в корне слова.

Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык,
Чуть нажмешь – поднимет крик.
Все поймут его язык.
(Звонок)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.
(Волна)

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела не куска:
Знать, не вкусная доска.
(Пила)

На месте – дворец
Во дворце – певец.
Кто же это?
(Скворец)

VIII. Проверочная работа.

– Выборочный диктант. Я читаю 4 слова, а вы записываете только правильные слова.

1. Запишите слова с безударными гласными в корне: коса, поля, росток, загар
2. Выпишите слова с приставкой пре - : прибежал, преинтересный, приехал, пришкольный.
3. Выпишите слова с чередующейся гласной – о - : огород, загар, город, уложить.
4. Найти слова с корнями – кос – кас: кашевар, прикосновение, воспитание, брошюра.
5. Выпишите слова с чередующейся гласной е: забирать, уехать, прибежать, затереть.
6. Выписать слова с приставками на с– и з-: побег, слышать, беззвучный, вызвать

Учитель собирает тетради с самостоятельной работой.

Итог урока:

– Ребята, чем мы сегодня занимались?

– Что изучает словообразование?

– Вам понравился урок?

Оценки.

Домашнее задание. Из “Легенды об Арионе” (в учебнике литературы 6 кл.) выписать слова с чередующимися гласными в корне и 10 слов с безударными гласными в корне. Обозначить орфограмму.