Использование возможностей Microsoft Word 2000 при планировании уроков информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительная особенность педагогической деятельности. Естественно, при подготовке к показательным, открытым, нестандартным урокам учитель и готовится по-другому. В данной статье описывается работа выполненная в Безопасненской средней школе № 3, она посвящена одной из важных задач встающих перед учителем: подготовке к уроку, составлению и планированию урока как основного элемента в обучении учащихся.

В работе предпринята попытка “упростить” сам процесс написания планов к стандартным урокам. Естественным стремлением было использование компьютерной техники для облегчения создания и упорядочивания поурочных планов и тематического планирования. У учителя информатики имеются возможности для накопления материала по предмету, дополнительной литературу и т.д.

В работе использованы возможности программы Microsoft Word 2000.

Идея работы заключается в использовании возможностей панели инструментов ФОРМЫ. Конкретно, к опции ПОЛЕ СО СПИСКОМ. Если обратиться к справке редактора, то мы получим: “Поля используются в качестве местозаполнителей для данных, которые могут изменяться, а также для создания составных документов: конвертов, наклеек и т. п. Microsoft Word вставляет поля при выполнении определенных команд, таких как команда ДАТА И ВРЕМЯ из меню ВСТАВКА. Кроме того, можно вставлять собственные поля вручную с помощью команды из меню ВСТАВКА”.

Из этой информации “дословно” были использованы следующие возможности: “Поля используются в качестве местозаполнителей для составных документов”.

При работе с документом, имеющим такими поля, появляется возможность выбора из заранее введенного списка, необходимой текстовой информации. Работа по составлению плана нового урока для учителя сводится к выбору в ПОЛЯХ нужной строки из заранее введенного списка. Выбранная текстовая информация печатается в исходном документе. Количество полей на листе неограниченно. В нашем плане, для поурочного планирования, было использовано 19 полей.

Создавая ПОЛЯ в документе, учитель для каждого поля создает соответствующий список возможных записей. Это довольно кропотливая, но интересная работа. И она с лихвой себя оправдывает.

На рисунке № 1 представлен пример такого документа – “универсального” поурочного планирования. На рисунке затенены ПОЛЯ и раскрыто поле в строке развивающая.

Попробуем описать некоторые поля, которые можно использовать при создании относительно универсального поурочного плана.

Сами поля будут подчеркнуты для наглядности в редакторе, для этого имеется ЗАТЕНЕНИЕ ПОЛЕЙ ФОРМЫ. Приводим фрагмент плана к уроку, раздел второй.

Постановка целей и задач урока:

образовательная:

  • развитие темы изучаемой ранее;

воспитательная:

  • применение знаний на практике;

развивающая:

  • решение задач развитие памяти;

психологическая:

  • воображение объектов;

дифференциации на уроке:

  • сложность заданий.

Рассмотрим на этом небольшом фрагменте, имеющем 5 полей, содержимое полей, то есть сами списки.

Поле:  образовательная

  • развитие темы изученной ранее
  • усвоение основополагающих знаний по теме формирование знаний по программе

Поле:  воспитательная

  • значение знаний для человека
  • способность выражать свои мысли
  • эстетика выполненной работы
  • умение слушать и конспектировать

Поле:  развивающая

  • развитие памяти
  • развитие воображения
  • самостоятельность при работе

Поле:  психологическая

  • продвижение от частного к общему
  • совершенствование умений и навыков
  • определение уровня осмысленности

Поле: дифференциация на уроке

  • объем выполненного задания
  • сложность заданий
  • качество выполненного упражнения

Задача учителя при созданных полях сводится к включению на панели ФОРМЫ опции ЗАЩИТА ФОРМЫ и выборе в каждом из полей одной строки из введенного списка. Естественно, список может быть другим и намного большим, чем в рассмотренном примере. При этом учитель освобождается от набора текстового документа вручную. В каждом поле можно выбрать только одну строку из предложенного списка. Из накопленного опыта можно посоветовать не увлекаться введением длинных списков, много лучше будет если ПОЛЕЙ будет больше. После выбора текстовой документ можно распечатать или сохранить.

Важное место в предложенном планировании занимает анализ поставленных задач перед проведением урока и самоанализ деятельности учителя. Выбирая строки из предложенных списков, учитель устанавливает для своей деятельности своеобразные вехи, к которым сам стремится. Сама подготовка к уроку проходит по разработанному самим учителем алгоритму. Предусмотреть основные, опорные разделы урока при подготовке – это задача данного способа подготовки к уроку. При этом деятельность учителя на уроке, принимая дискретные очертания, не становится расплывчатой. Рефлексивная деятельность учителя, направленная на анализ и оценку проведенного урока, получает своеобразный контрольный список намерений учителя перед уроком. Вот лишь некоторые из полей, предложенных к заполнению в данном разделе: место урока курсе дисциплины, учитываются ли программные требования и стандарты, учитываются ли особенности класса, темп урока и его выбор, характер взаимодействия учителя и учащихся, основа продуктивной мотивации деятельности учащихся и т.д. Рефлексия, самоанализ проведенного урока для учителя, осознание своего я, построение взаимодействия “учитель – учащиеся”. И выполнять самоанализ лучше тогда, когда в планировании были поставлены продуманные вехи деятельности. Сведение планирования к алгоритму – возможно.

Работа по созданию такого универсального плана была продолжена с тематическим планированием уроков (на год или четверть). В его основе лежит использование таблицы, в ней также были использованы поля.

Рассматривая тематическое планирование как основной документ, в него были добавлены гиперссылки на планы уроков, подготовленные при помощи такой методики. Добавлены гиперссылки на основной и дополнительный материал, используемый учителем при подготовке к уроку (рефераты, задачи, задания для учащихся). На рисунке № 2 представлен фрагмент такого тематического планирования. С появлением новой информации, изменением ее в объеме, изменений требованиях к изучаемому материалу, у учителя есть возможность добавить или изменить строки в ПОЛЕ СО СПИСКОМ, создать новую ссылку на документ. Тем самым накапливается материал к урокам, а план (тематическое планирование) оперативно изменяется, причем времени на его адаптацию или изменение учитель будет тратить намного меньше.

В результате получилось электронное планирование уроков по информатике. Преподавание информатики в школе ведется в 9-х, 10-х, 11-х классах. Только для девятых классов планирование, поурочные планы и дополнительные материалы подготовленные таким способом, занимают до 600 Мб. Способ успешно используется другими учителями предметниками, для составления своих планов (например, учителем географии).