Календарно-перспективное планирование

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Вступление.

За последнее десятилетие в сфере дошкольного воспитания произошли огромные изменения. Появились новые интересные программы, великолепные проекты, разработки. И воспитателям захотелось объять необъятное. Все кажется совершенно необходимым, все желательно опробовать, но..., увы, катастрофически не хватает времени. Как ухитриться сделать жизнь детей в группе насыщенной, полноценной, приносящей ребенку радость и в то же время не отбить желание играть, как развить ребенка и не украсть у него детство? На наш взгляд, первый шаг в нужном направлении делает воспитатель, который составляет грамотный перспективный - календарный план. Именно план поможет учесть все виды детской деятельности, распределить их во времени, не упустить ничего.

За последние годы появилось множество видов планирования, однако, анализируя их, приходишь к выводу: все они достаточно трудоемки, требуют много времени для составления, к сожалению, не охватывают всех видов детской деятельности в течение дня.

Считается, что опытный воспитатель и так знает, что должен делать и ему предоставляется право на краткий план. Однако опыт показывает, не имея перспективного плана на год "Общей картины жизни ребенка в д/саду", легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.

Как же быть? С одной стороны мы хотим иметь полный, насыщенный план, а с другой - желательно как можно больше разгрузить воспитателя, сделать написание плана легким, быстрым процессом. Налицо противоречие.

Именно это противоречие и заставило нас разработать некий универсальный вариант годового календарного плана для воспитателя. Основная цель нашей работы: создать определенную систему, которая бы не суживала сознание воспитателя, не держало бы его в узких рамках, а напротив давала бы возможность работать творчески, большую часть рабочего времени отдавать детям, экспериментировать, применять новые технологии.

Некоторую помощь в планировании воспитатель может получить в ряде книг. Так Бородич А.М. в книге "Методика развития речи детей" (Москва, Просвещение) дает очень хорошее, часто применяемое на практике, календарное планирование по развитию речи детей, Николаева С.Н. в книге "Юный эколог" предлагает подробное планирование по экологическому воспитанию. Интересным является планирование опять же по формированию экологической культуры, предлагаемое О.А. Воронкевич в книге "Добро пожаловать в экологию!" Большим подспорьем для воспитателей стала книга "План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду" библиотеки программы "Детство" Но вы уже поняли, что все эти книги, все авторы планируют деятельность какой-то определенной области, будь то развитие речи или формирование экологической культуры. Мы же предполагаем некую систему, позволяющую планировать всю воспитательно-образовательную деятельность, причем не зависимо от программы.

Несколько слов о системе построения нашего варианта календарного плана. Каждый блок рассчитан на год работы с детьми определенного возраста. Материал распределен на четыре квартала, а затем в каждом квартале определено помесячное планирование.

В начале мы предлагаем воспитателю определить задачи воспитания в целом. Эти задачи могут определяться Программой, по которой работает детский сад. Здесь же, мы считаем, следует наметить и задачи по приобщению к двигательной культуре, так как в последнее время в связи с введением в штатное расписание многих детских садов должности физруков, эта работа несколько выпала из поля зрения воспитателя.

Затем, мы полагаем, следует разместить всю информацию о работе воспитателя: список детей группы, сетку занятий, режим дня и условные обозначения. Условные обозначения носят совершенно произвольный характер, их можно изменить, но не следует этого делать часто, так как привычка и зрительная память будут. Вам помогать в дальнейшем и еще, в детском саду у всех воспитателей обозначения должны быть одинаковыми, чтобы в случае подмены любой воспитатель легко читал бы план в любой группе. Мы постарались внести в наш вариант плана все виды детской деятельности, но если в Вашем детском саду приоритет отдается каким-то определенным видам деятельности, Вы легко внесете коррективы в план. Здесь важен сам принцип, а не детали.

Далее начинается собственно само планирование. На каждый квартал, исходя из общих задач, мы планируем задачи экологического воспитания, социально-нравственного, задачи развития культурно-гигиенических навыков. Задачи интеллектуального развития определяет конкретная образовательная программа, принятая в вашем детском саду. Работа воспитателя состоит из конкретных дел, игр, сюжетов, наблюдений, которые будучи запланированы в соответствии с задачами, определенными ранее, представляют собой стройную систему, ее строгое соблюдение в свою очередь приведет к развитию ребенка, сделает жизнь в детском саду полной, интересной, богатой и для детей и для педагога. Для насыщения плана мы использовали и старые, известные всем книги и новые, недавно вышедшие. Первая цифра, поставленная в скобки рядом с определенной игрой, обозначает книгу, вторая цифра - страницу. С помощью этого шифра любую игру легко найти, используя ту литературу, которую мы предлагаем, в случае если у Вас нет какой-то книги, игру можно заменить аналогичной, известной Вам.

В месячное планирование мы включили разделы: экологическое воспитание (ознакомление с окружающей природой, наблюдение за природой, явлениями природы, экологические знания), музыкально-театрализованная деятельность, социально-нравственное воспитание, игровая деятельность. Мы ограничились этими разделами, так как считаем их очень емкими. Воспитателю, пользующемуся нашим вариантом плана, необходимо для работы создать несколько видов картотек.

Так, для полноценного осуществления экологического воспитания на прогулке, в другое время вне занятий потребуется набор карточек, на каждой из которых описывается кратко, но емко наблюдение за живым или неживым объектом, за погодным явлением и т.д. Здесь можно поместить и художественное слово, приметы и прочее. В приложении мы предлагаем образцы.

Такую карточку можно сделать по всем видам деятельности и определившись с задачами, целями, в плане Вы будете ставить только условное обозначение и порядковый номер карточки, содержание же нет необходимости переписывать в план.

Таким образом, у воспитателя на столе кроме нашего плана будут лежать несколько карточек: наблюдение, игра, вопросы к беседе, описание ситуации и т.д.

Так как наш детский сад работает по программе "Развитие", то игровую деятельность мы запланировали согласно этой программе.

Схему построения раздела "Социально-нравственное воспитание" мы использовали из книги "План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду" библиотеки программы "Детство". В этом разделе включен вид деятельности: общение. Несколько слов пояснения: мы рекомендуем темы для бесед, разговоров с детьми, однако здесь легко можно использовать и другие формы деятельности, так некоторые воспитатели в этом разделе с успехом применяют игры из книги "Азбука общения" (Л.Я. Щипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. Детство-Пресс. Санкт-Петербург, 98).

Планом легко может воспользоваться и начинающий воспитатель и опытный. План значительно экономит время воспитателя, освобождая его для работы с детьми. План легко проверить старшему воспитателю, заведующей, увидеть всю работу воспитателя, можно прочитав всего одну страницу. Однако, за кажущейся простотой плана стоит большая подготовительная работа коллектива, большой пакет методических материалов.

Желаем творческих успехов коллегам и готовы к обмену мнениями по поводу нашего варианта календарного планирования.

Задачи воспитания:

1. Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками.
3. Развивать у детей умственные и художественные способности.
4. Способствовать познавательной активности у детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа,
5. Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами деятельности, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.
6. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к и растениям.
7. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт “игрового общения.
8. Способствовать развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

Овладение основами двигательной культуры:

1. Умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.
2. Умение реагировать на сигнал и действовать и соответствии с ним.
3. Умение самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения.
4. Активное участие в подвижных играх.
5. Направленно развивать скоростно-силовые качества.

Освоение навыков гигиенической культуры (четвертый год жизни).

Представления

На картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы ("Девочка умывается," "Мальчик ест кашу", "Девочка купает куклу"). Знать предметы, необходимые для умывания (мыло, полотенце, водопроводный кран, вода и т.п.), для еды (посуда, столовые приборы). Называть предметы и действия (предметы одежды и обуви, действия: снимать, надевать, обувать, растеривать, шнуровать, завязывать и пр.). Называть некоторые свойства и качества предметов и действий, связанные с выполнением гигиенических процедур (мыло: розовое, гладкое, пенится, полотенце: пушистое, красивое, чистое, белое с полосками,). Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действие: "Я сам вымыл руки, я- молодец! Как хорошо, когда руки чистые!" Рассматривать в зеркале свое чисто вымытое лицо. Знать короткие стихи или потешки об умывании, одевании, еде, повторять их за взрослыми или самостоятельно: "Водичка-водичка, умой мое личико" и пр.

Практические умения

Умывание. С небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность: взрослый помогает закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребенок самостоятельно мочит руки в воде, берет мыло, намыливает руки, взрослый показывает, как сделать много пены, ребенок повторяет намыливающие движения, смывает мыло, закрывает кран, если кран тугой, взрослый сам окончательна закрывает его, ребенок самостоятельно вытирает руки и лицо полотенцем, взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы руки к лицо были сухими.
По своему побуждению или по напоминанию взрослого ребенок охотно моет руки.

Уход за внешним видом. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе, испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, грязных рук, непричесанных волос, обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить это.
Радоваться, когда такие неприятные моменты устранены. По напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.

Поведение за столом. Выражать стремление есть самостоятельно, отказываться от предложения "кормить с ложечки", держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Радоваться, что умеет есть самостоятельно как старшие. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду, вкусную еду. Узнавать и называть некоторые блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, компот, сок, чай. По напоминанию взрослых говорить ,"спасибо", помогать убирать за собой тарелку, чашечку, с удовольствием наблюдать, как мама моет посуду, делать попытки вымыть свою чашечку, тарелку, подать бабушке хлеб, пирожок. Уход за вещами и игрушками. Вместе со взрослыми и по их показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь.
Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.

Одевание. Учиться но показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.

Игровые умения. В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать игрушки, "учить" свои любимые игрушки правильно кушать, умываться, в играх-демонстрациях с игрушками, показываемых воспитателем, помогать кукле правильно одеваться, приносить зайчику все, что нужно для купания зайчат и т.п.

Задачи экологического воспитания:

  • Определение и название характера погоды: тепло, холодно, идет дождь, дует ветер.

  • Знание типичных признаков осени: пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю, изменения в поведении птиц, осенние работы в саду и на огороде.

  • Различение и узнавание по внешним признакам 3 домашних и диких животных, растений.

  • Проявление интереса к труду взрослых по уходу за животными, растениями.

Задачи социально-нравственного воспитания:

  • Совершенствование себя как личности через общение с людьми, природой.

  • Воспитание самостоятельности в самообслуживании (самостоятельно умываться, соблюдать опрятность в одежде, выполнять несложные поручения).

  • Проявление вежливости и сопереживания во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.

  • Побуждение воспитателем детей к активности, самостоятельности, проявлению доброты. Содействие развертыванию детьми ролевого диалога в играх.

Задачи по развитию игровой деятельности:

Сюжетная игра:

  • Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами.

  • Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных игровых действий.

  • Выделять для ребенка называние себя именем игрового персонажа

Игра с правилами:

  • Приучать детей к соблюдению элементарного игрового правила в организуемых воспитателем подвижных играх (одновременные одинаковые действия по сигналу воспитателя).

  • Создать условия для простых взаимообменных действий с общим предметом в паре детей (прокатывание мяча, тележки друг другу).

I.  Экологическое воспитание.

1. Наблюдения за природными явлениями:

Отметить состояние погоды (небо чистое, облачное, погода, дождливая, солнечная, ветреная).
Найти типичные признаки осени: пасмурно, дождливо, прохладно, желтеют листья.

2. Наблюдения за деревьями:

Научить различать березу и рябину.
Научить воспринимать деревья как живые существа.
Отметить что с приходом осени листья желтеют и падают на землю.

3. Наблюдения за птицами:

Внимательно наблюдать за птицами, находить отличительные признаки.
Отметить, что птицы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края

Приметы осени:

  • Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, снизу метет.

  • Сентябрь птицу в дорогу торопит.

  • Лето со снопами, осень с пирогами.

  • Гром в сентябре - теплая осень.

  • Осенью паутина на ясную погоду.

Загадки:

Осень золото роняет,
Пусты поля,
Холод пташек угоняет.
Мокнет земля,

До свиданья лес и луг.
День убывает,
Мы летим на теплый юг.
Когда это бывает?

Шел долговяз, да а земле увяз.

Музыкально-театрализованное действие:

  • Игры с пальчиками. Драматизация сказки "Репка";

  • Игры: где мои детки (28.21);

  • "В гостях у матрешки"  (47. 18);

  • Кукольный театр: Еж и грибы (3.38).

II. Социально-нравственное воспитание.

  • Встретим новичка (2.6);

  • Игрушки (2.6);

  • Покажи Мишке наши игрушки (2.6);

  • Кто поможет (2.15);

  • Рассматривание картин: "У бабушки", "Семья" .

III. Игровая деятельность.

Задачи: стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами заместителями и воображаемыми предметами.

Методика работы: воспитатель развертывает игру с кукольным персонажем, просит их найти необходимые для осуществления игрового замысла заместители, сам "находит" их. Предлагает детям осуществлять такие же по смыслу действия. Вовлекает в игру всех желающих. Можно проводить игру на прогулке. Типы сюжетов: несколько связанных по смыслу действий, направленных на кукольного персонажа.

Примерное тематическое содержание:

Бытовые темы: готовить обед для куклы: варить суп, жарить котлеты, кипятить чай; кормить куклу: накрывать на стол, разливать суп, мыть посуду; укладывать куклу спать: стелить постель, баюкать; путешествовать на машине; собирать в лесу грибы, ягоды, листья.

Подвижные игры:

"Птички в гнездышках" - дети ходят и бегают врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Нужно быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

"Лошадки" - дети двигаются вдвоем один за другим, согласовывая движения с сигналом воспитателя, не подталкивая бегущего впереди.

"Мыши, и кот" - дети бегают легко на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

"Лохматый пес" - дети двигаются в соответствии с текстом, быстро меняя направления движения и не толкаясь, стараются не попадаться ловящему.

Игры с мячом: "Брось дальше", "Поймал мяч" Игры- забавы: "Жмурки,", "Прятки".

Дидактические игры:

  • Что изменилось? /5.З1/

  • Чудесный мешочек./5.32/

  • Кто скорее соберет пирамидку.

  • Узнай на вкус /5.З3/