Внеклассная работа по физвоспитанию — главный фактор школьной спортивной жизни

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


При всей значимости физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, большая роль в приобщении детей и подростков к ежедневным занятиям физкультурой и спортом принадлежит внеклассной спортивно-массовой работе. Она включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

Сюда входит:

подготовка команд классов к школьным соревнованиям;
тренировки сборных команд лицея разновозрастных групп по различным видам спорта, как силами учителей физкультуры, так и тренерами-общественниками из числа родителей;
ежемесячные дни здоровья, как для учащихся, так и для членов педколлектива и их семей;
организация спортивных секций, групп здоровья и общей физподготовки под руководством тренеров ДЮСШ и на 50% тренеров-общественников из числа родителей;
организация и проведение подвижных перемен, соревнований, праздников, турниров, конкурсов, товарищеских встреч по спортивным играм, турпоходов;
организация и проведение мероприятий по городской программе “Олимпийское детство и юность города”, которая предусматривает: олимпийский зачёт, конкурс сочинений, рефератов и рисунков по олимпийской тематике, викторину, турнир “Рыцари и Грации”;
успешное участие разнополовых и разновозрастных команд лицея в городской школьной спартакиаде по различным видам спорта, а так же в соревнованиях краевого и зонального уровня и даже в чемпионатах России по легкоатлетическому многоборью “Шиповка юных”;
работа с одарёнными, связь с ДЮСШ и другими спортучреждениями города (в городе организована работа секций по 40 видам спорта);
дополнительные занятия со слабо физически развитыми детьми в спортивных кружках и группах ЛФК;
работа с допризывной молодёжью: тестирование по ОФП, конкурсы и викторины по курсу ОБЖ, соревнования “Школа выживания”, “Безопасное колесо”, по стрельбе, силовому многоборью, пожарно-прикладному спорту и другие, организуются экскурсии в воинскую часть и традиционные товарищеские встречи по футболу, стрельбе и конкурс “А ну-ка, парни!”;
работа с творческой группой старшеклассников (руководителем которой я являюсь) по активизации познавательной деятельности в области “Здоровье и здоровый образ жизни”. Ребятами написано и защищено на ежегодной региональной научно-практической конференции “Наука. Культура. Интеллект.” 12 рефератов с таблицами, плакатами, графиками, диаграммами. Тематика работ разнообразна и актуальна, например:

О физическом благополучии школьников.
Правильная осанка – залог успеха, здоровья и красоты.
Предупреждая плоскостопие.
Как сохранить зрение.
Значение занятий физкультурой и спортом в повышении активной жизненной позиции учащихся лицея.
Адаптация организма девочек 10–12 лет к дополнительным физическим нагрузкам.
Анализ и мониторинг уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности выпускников 2001 года.

Мною так же получен грант и реализован проект “Крепость тела, бодрость духа”, направленный на введение профилактических мероприятий и создание условий и по укреплению здоровья младших школьников в режиме учебного дня; подготовлен новый – “Стадион для всех – “Сад здоровья”.

Сценарий спортивно-развлекательной игры
“Весёлые девчата” (ко дню 8 марта)

Команды девушек 10-х и 11-х классов, а также молодёжная женская сборная команда педагогов лицея, под музыку из кинофильма “Девчата”, поочерёдно приглашаются в актовый зал. Участницы занимают отведённые им места.

Ведущий: “Вот такое сегодня у нас начало. С представления команд начинаем наши соревнования”.

Визитная карточка команд (название, девиз, праздничные поздравления и пожелания) поочерёдно.

Представление членов жюри (в составе педагоги-мужчины и юноши-старшеклассники).

Ведущий: “Представились, и будет. Пускай судьи нас строго не судят. Итак, мы начинаем, объявляется номинация – “Миксер”. Чтобы вам, друзья, сплотиться, нужно в миксер превратиться. Так, слегка преобразиться, но чтоб долго не возиться”. Конкурс Я + ты = мы”. Каждой команде, нужно построиться в шеренгу или в колонну либо по росту, либо по алфавиту имён, либо по размеру ноги (по жребию). Начинать по команде. Кто быстрее?

Ведущий: “Побеждает не сильный, а кому весело. Жюри, ваше слово”

Жюри объявляет оценки за первый конкурс.

Ведущий: “Следующая номинация – “Куча мала”. Куча мала, всем ты взяла: размером и формой, всё выше нормы. Конкурс “Покажи”. Каждой команде, по жребию, изобразить: а) оркестр, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; б) крутых зайцев, диких поросят, сумасшедших куриц; в) пациентов из палаты перед операцией, зрителей, смотрящих крутой боевик, болельщиков проигрывающей команды. Задание участницы показывают поочерёдно, по команде.

Ведущий: “Спасибо за весёлые сценки. Жюри, выставляй оценки”.

Жюри объявляет баллы за оба конкурса и комментирует их.

Ведущий: “Объявляется номинация “Коса на камень”. Как найдёт коса на камень, так добра уже не жди. Восвояси уходи, аль в сторонке обожди”.

Приглашает конкурсантов к выполнению следующего задания Предмет по кругу”. Все участники стоят по кругу через одного. У кого из них большой надувной мяч, тот и начинает. Под фонограмму мяч передаётся по кругу. С остановкой мелодии, участник, который не успел передать мяч, выбывает из игры. Игра продолжается и повторяется несколько раз. В чьей команде на площадке останется больше игроков, те и победили.

Ведущий: “Пока жюри выставляет оценки, объявляется конкурс капитанов. Игра Паровозики”. Участники от команды назначаются “локомотивами”. Их задача: под музыку “сформировать живой паровозик”, двигаясь по залу и продолжая набирать участников не распасться до окончания мелодии. Побеждает “паровозик”, в котором окажется больше участников.

Ведущий: “Да, весело было у нас, спасайте судьи нас”.

Слово для объявления оценок предоставляется одному из членов жюри.

Ведущий: “А теперь номинация “Стенка на стенку”. Стенка на стенку круто пойдёт, ох, разбегайся, добрый народ. Интеллектуальный тур”. Сначала команды задают друг другу по два вопроса. Затем вопросы от ведущего:

Только два предлога, а волос у них много (у–с).

Первое – нота, второе то же, а целое на горох похоже (фа–соль).

Первое – нота, второе – игра, целое встретишь у столяра (до–лото).

Первый слог найдёшь средь нот, а второе – бык несёт,
Хочешь целое найти, так ищи его в пути (до–рога).

С буквой “е” – я жаркая погода, с “о” – настольная игра (лето, лото).

Чтоб отгадать, имей терпенье,
С “л” – часть лица, с “б” – растение (лоб, боб).

Конкурс “Танец на газете”. Каждая команда получает по газете, кладут её на пол и встают на неё. Под быструю музыку (твист или чарльстон) участники танцуют на газете и стараются разорвать её на как можно большее количество частей. По окончании члены жюри подсчитывают количество клочков газеты и определяют команду-победителя.

Пока идёт подсчёт, проводится конкурс для болельщиков. Для участия в игре “Номерки на середину зала приглашаются по одному человеку от “болеющих” за ту или иную команду. Каждому из них закрепляют на спине карточки с двухзначными или трёхзначными номерами, но так, чтобы участники их не видели. По сигналу, держа руки за спиной, они стараются заглянуть друг другу за спину и подсмотреть номер соперника. Кто увидел номер и отгадал верно, продолжает игру, а соперник с этим номером выбывает. Если назвавший ошибается, выбывает сам. Игра продолжается, пока не останется один – победитель. Команде, за которую выступал участник, начисляются дополнительные очки.

Ведущий: “Ну, а теперь, уважаемое жюри, итоги подводи. Мы закончили”.

Члены жюри поздравляют женщин с наступающим праздником, объявляют общий итог, награждают победителей.

Ведущий: “Спасибо всем участникам за интересную игру, болельщикам – за поддержку команд, жюри – за неподкупность и справедливость оценок”.

Положение о проведении конкурса “Чудесная скакалочка”

Цель

Конкурс проводится с целью повышения уровня физической подготовленности девочек младшего школьного возраста, повышения их мастерства в упражнениях со скакалкой.

Задачи

Привлечение школьниц к систематическим занятиям со скакалкой, содействие приобретению опыта выступлений на соревнованиях.

Участники

К конкурсу допускаются девочки 2–4-х классов, прошедшие предварительную подготовку, медицинский осмотр и допущенные врачом.

Время и место проведения

Конкурс проводился накануне международного женского дня, 5 марта 2003 года в актовом зале МОУ лицей № 102, с приглашением гостей: мам, бабушек и т.д.

Программа конкурса

Конкурс проводится в три тура. Первый и второй включают в себя обязательные упражнения. Третий – упражнения по произвольной программе. На конкурсе выполняют прыжки со скакалкой на месте, с продвижением вперёд и назад. Скакалку можно вращать вперёд и назад, прямо и скрестно. Прыжковые упражнения разрешается выполнять на одной и на обеих ногах.

Программа для участниц конкурса

1 тур.

Все прыжки выполняются при вращении скакалки вперёд.
Бег на месте – 32 счёта.
Подскоки на месте на двух ногах с промежуточным прыжком – 32 счёта.
Подскоки на месте на двух ногах без промежуточного прыжка – 32 счёта.
Чередование прыжков: 4 прыжка на одной ноге, 4 – на другой и т.д. на 16 счетов.

2 тур.

Прыжки на месте, вращая скакалку назад – 32 счёта.
Подскоки на месте, ноги скрестно, вращая скакалку вперёд – 32 счёта.
Подскоки на обеих ногах на месте, вращая скакалку вперёд – прямо и скрестно – 32 счёта.
Подскоки на одной ноге, другая впереди. Смена положения ног на каждые 2 счёта, вращая скакалку вперёд – 32 счёта.

3 тур.

Произвольная программа. Каждый участник финала выполняет наиболее сложные прыжки, повторяя каждый из них на 16 счетов. Оценивается количество упражнений, их сложность, мастерство исполнения.

Организация конкурса

Конкурс проводится как личное первенство, в три тура. В первом туре упражнения выполняют группы по 5–8 человек. Во втором туре – 10 лучших участниц, отобранных по результатам второго тура. В третьем туре выступают 5 самых сильных конкурсанток.

Судейство

В составе судейской бригады 5 человек – родители-активисты, ведущие в лицее на добровольных началах занятия в спортивных кружках и секциях, не являющиеся родителями участниц.

Определение победителя и призёров

В третьем туре выступают 5 девочек, набравших наибольшую сумму баллов во втором туре. Судьи оценивают количество выполненных ими прыжков за 3 минуты, их сложность, разнообразие, мастерство исполнения. Каждое упражнение оценивается из 10 баллов. Победительница и призёры определяются по наибольшей сумме баллов.

Награждение

Победительница награждается дипломом, вымпелом и сувениром. Призёры – вымпелом и сувенирами. Участницы конкурса – сладкими призами.

 Сценарий военно-спортивного шоу “Бравые ребята”

Ведущий: “В честь дня защитника Отечества, в нашем лицее стало традицией проводить для мальчишек в каждой параллели спортивные конкурсы. В них проверяются не только физические качества, но и смекалка, находчивость, юмор, способность ориентироваться в той или иной ситуации. Каждый настоящий мужчина должен быть физически развит и готов к службе в рядах Вооружённых Сил. Сегодня наши ребята (сборная 11-х классов) померятся силами с молодыми солдатами срочной службы”.

Дружеское рукопожатие участников соревнований и вручение поздравительных открыток воинам.

Представление судейской бригады и ознакомление с программой и правилами соревнований.

Перестроение и начало соревнований.

Эстафета “Распорядок дня” (Каждый из команды выполняет определённое задание).

“Подъём” – из упора лёжа участник выбегает к обозначенному месту, где лежит форма. Надевает её и возвращается в команду.

“Зарядка” – передвижение каракатицей до отметки, выполнить челночный бег 3х6 м, перенести по одному три мяча из одного обруча в другой, вернуться в команду.

“Заправка постели” – участник бежит до отметки, надувает матрац, заправляет его спальным мешком, возвращается к месту старта.

“Водные процедуры” – участник бежит до отметки, “умывается” из пульверизатора, обтирается полотенцем и возвращается в команду.

“Подготовка к занятиям” – следующий участник, добежав до отметки, собирает в ученическую сумку тетради и учебники, возвращается в команду.

“Поход” – последний участник бежит до отметки, надевает на плечи собранную ученическую сумку, встаёт на скейт и катит к финишу.

Поединок “Штурм высоты”. Участники, по одному от каждой команды, по сигналу лезут по канату без помощи ног до самого верха и водружают вымпел. Кто первый?

Эстафета “Донесение”. По сигналу впереди стоящие участники надевают противогазы, устремляются вперёд прыжками из обруча в обруч до стойки, обегают её и обратно гладким бегом, возвращаются в команду, снимают и передают противогаз следующим участникам. Последний участник должен взять у поворотной стойки пакет с заданием и принести в команду. Здесь участники должны быстро и правильно определить – какое слово зашифровано. Слово записать и передать в жюри. Цифры в шифровке (например) – номер буквы в алфавите.

Музыкальный привет от девушек: танцевальный номер.

Конкурс – жим гири весом 24 кг одной рукой. По одному участнику от команды. Начинают одновременно по сигналу. Кто больше? Количество набранных очков будет равно количеству выжиманий.

Эстафета “Лабиринт”. Перед каждой командой вдоль площадки девочки держат обручи на ребро. По сигналу, участники, стоящие в колоннах первыми, пробегают сквозь обручи змейкой, обегают поворотную стойку и обратно, через лабиринт обручей возвращаются в команду. Берут за руки вторых участников и повторяют задание и т.д. Выигрывает команда, сохранившая цепочку участников.

Поединок “Бой на переправе”. По сигналу, участники боя, стоящие на гимнастическом бревне, с помощью лёгких ударов подушкой по корпусу соперника и обманных движений, стремятся заставить его выйти из равновесия и спрыгнуть с бревна. Удары по голове запрещены.

Показательное выступление ребят из центра “Патриот”.

Эстафета “Перекати-поле”. Участники поочерёдно выполняют перекат в сторону по лежащим на полу игрокам. Перекатившись, сами принимают положение – лёжа на полу с согнутыми руками. И т. д., преодолевая заданное расстояние.

Поединок “Вытолкни из круга”. Два соперника, удерживая толстую палку за концы, стремятся вытолкнуть друг друга из круга. Кто сильнее?

Комбинированная эстафета или военно-спортивная полоса препятствий.

1-й этап – двое. Перенести партнёра на спине до мата. Кого несли, тот выполняет 20 раз упражнение на пресс, другой прижимает ноги к полу. Далее оба бегут до следующего этапа и передают эстафету – спичечный коробок.

2-й этап – Подлезть под конём по-пластунски, перепрыгнуть через козла, уложить “магазин”, бег 10 м и передать эстафету.

3-й этап – Надевание ОЗК и преодоление “паутины”. Передать эстафету.

4-й этап – На скамейке подтягивание из положения лёжа на груди, преодоление “мышеловки”. Передать эстафету.

5-й этап – Пробежать по бревну, сохраняя равновесие, залезть по канату и достать вымпел, спуститься и передать эстафету.

6-й этап – рукоход на брусьях, длинный кувырок вперёд через препятствие и стрельба (дротиком) по мишени до попадания (лопнуть шарик).

Музыкальный привет от девушек - танцевальный номер.

Перетягивание каната.

Награждение победителей и призёров школьных соревнований по стрельбе и силовому многоборью (что проходили накануне).

Подведение итогов конкурса и награждение.

Ведущий: “Дорогие участники, гости, болельщики. Наш конкурс подошёл к концу. Все участники состязаний с честью выдержали предложенные им испытания. Наши бравые ребята сильны, крепки, дружны – достойные защитники Отечества. Спасибо за участие. До новых встреч на спортивных площадках”.

Далее для гостей: Обед в школьной столовой. Экскурсия по лицею. Мини-турнир по стрельбе из пневматического пистолета в школьном тире. Занятия на спортивных тренажёрах в зале атлетической гимнастики (по желанию).

Сценарий вечера встречи с ветеранами Великой Отечественной
войны на спортивном празднике “Вперёд, мальчишки!”

(для ребят 3-4-х классов)

Под звуки марша Победы входят в спортзал ветераны, за ними участники в колонну по одному. Идут в обход зала, ветераны останавливаются у судейского столика, а команды выстраиваются у скамеек.

Ведущий: “1418 дней и ночей шла великая битва за свободу и независимость нашей Родины. За спасение цивилизации, за справедливый мир. Цена этой невосполнимой утраты 27 миллионов жизней. Память о них священна. Дорогие ребята и гости праздника, наша встреча посвящается дню победы в Великой Отечественной войне. К нам пришли ветераны ВОВ, сегодня они наши почётные гости и члены жюри. Представляю их вам.

Парад “ Равняйсь!”, “Смирно!”. Капитанам команд доложить председателю жюри о готовности. Капитаны поочерёдно, с места сдают рапорт, команда - девиз.

К поднятию флага Российской Федерации, парад “Смирно стоять!”. Капитаны команд, “На флаг”. Флаг соревнований поднять. Звучит гимн России. Парад, “Вольно”.

Ознакомление с условиями соревнований. Начинаются эстафеты.

“Шифровальщики” Построение за стартовой линией в четыре колонны. Первые устремляются вперёд и на табло открывают первую букву закрытой карточками фразы, возвращаются в команду, передают эстафету и т.д. Побеждает команда, первой открывшая свою фразу. На табло открылись фразы: 1941–1945; Салют, Победа!; Подвигу 57 лет!; Слава героям!

(Они были заготовлены заранее и закрыты карточками по количеству участников команды).

Слово членам жюри: оценки за первый конкурс.

“Миномётчики”. Каждая из команд на площадке строится в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. В метре от последнего участника – корзина с мячами. В шаге от первого участника – цилиндр (миномёт). По команде “Заряжай”, последний берёт мяч (заряд) и гонит его по шеренге, передавая из рук в руки первому. Первый, получив мяч, опускает (заряжает) его в цилиндр, обегает команду сзади, становится на место последнего, берёт мяч и гонит его по шеренге и т.д., до тех пор, пока участники не примут первоначального построения. Последний, “зарядивший миномёт”, кричит громко “Бах!”. Выигрывает команда выстрелившая первой.

Показательное выступление группы девочек с цветами в музыкальном сопровождении.

“Сапёры”. По сигналу “Вперёд, марш!”, участники поочерёдно должны проползти по-пластунски под сеткой, натянутой над средней линией площадки, как можно тише, чтобы не загремели банки привязанные к ней. Участник, которому это не удалось осуществить, возвращается в конец колонны и повторяет задание. Побеждает команда, первой построившаяся на той стороне площадки.

Слово членам жюри: оценки за конкурс, сумма баллов за три конкурса.

“Переправа” В командах участники рассчитываются на первый-второй. Первые номера – санитары, вторые – раненые. Задание выполняют парами. Первый участник (санитар) везёт второго (раненый), лежащего на мате до противоположной стороны площадки. Раненый остаётся, санитар с носилками (матом) возвращается, передаёт их следующей паре, а сам встаёт в конец колонны. И т.д. Команда, переправившаяся первой, выигрывает.

Показательный спортивно-игровой номер “Цирк”.

Ведущий: “30 апреля 1945 года советские воины Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над Рейхстагом знамя Победы. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая Москва салютовала победоносным Вооружённым силам 30 залпами из одной тысячи орудий. Так закончилась Великая Отечественная война”.

“Водрузи знамя” Участники с флагом в руках поочерёдно вбегают и сбегают по наклонной скамейке. Последний, вбежав, устанавливает флаг в специальное отверстие. Команда, водрузившая флаг первой, выигрывает.

Показательный номер: живая пирамида.

Жюри: подведение итогов соревнований. Награждение.

Закрытие соревнований. Спуск флага.

Вручение цветов и подарков ветеранам.

Чаепитие и беседы с гостями о фронтовой службе в столовой лицея.