Урок-игра в 6-м классе. Обобщение по разделу: "Основы медицинских знаний"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • закрепить и усовершенствовать у учащихся знания теории и практики по оказанию первой медицинской помощи при различных видах кровотечений, вывихах, укусах змей;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, интерес к профессии медика, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по разделу “Основы медицинских знаний”. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Здоровье – это бесценный …, который преподносит человеку ….  Без него очень трудно сделать жизнь интересной и….

Заботу о здоровье нельзя перекладывать на плечи только одной медицины. Необходимо потрудиться и самому, особенно тогда, когда тебе или другому человеку нужна срочная медицинская помощь, иначе может случиться трагедия. В этой ситуации и потребуются ваши знания, умения, навыки по оказанию первой медицинской помощи.
В течение урока я предлагаю вам быть помощниками и консультантами доктора Айболита.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

На доске знак дорожного движения “Пункт первой медицинской помощи”.

Учитель. Ребята, что это за знак?

Дети отвечают.

Учитель. А вот и первые пациенты. Слава, Витя и Коля попали в автодорожную аварию и у них различные виды кровотечений:

  • у Славы – капиллярное;
  • у Вити – артериальное;
  • у Коли – венозное.

ИграСтроим график”.

У каждого ученика на столе приготовлена таблица. Один из учащихся строит график в такой же таблице с обратной стороны створки доски с последующей проверкой. В графике нужно обозначить последовательность оказания первой медицинской помощи в зависимости от опасности вида кровотечения.

Имя

Вид кровотечения

1

2

3

Слава капиллярное         
Витя артериальное         
Коля венозное         

Учитель. Кому из ребят окажете помощь в первую очередь и почему? С помощью чего остановите артериальное кровотечение?

Практическая часть. Наложение кровоостанавливающего жгута.

– Кому из ребят нужно оказать первую медицинскую помощь?
– Как остановить венозное кровотечение?
– Что сделать перед тем, как наложить давящую повязку?
– Как остановить капиллярное кровотечение?

Игра “Советы доктора Пилюлькина и доктора Медуницы”.

Самостоятельная работа проводится по группам по уровню сложности.

1 группа.

Закончите предложение.

Любая рана первично ….

Перечислите названия медицинских препаратов, которые используются для дезинфекции раны.

2 группа.

Какие лекарственные растения используются для остановки кровотечения и обеззараживания ран?

а) тысячелистник;
б) лопух;
в) сок подорожника;
г) сок полыни.

3 группа.

Выберите правильный ответ.

При автономном существовании в природе что бы вы использовали в качестве ваты:

а) ромашку;
б) камыш;
в) клевер;
г) пух иван-чая.

Игра “Коломбо”.

Мы знаем, что в крови есть различные кровяные тельца, и у них разное предназначение. Игра “Коломбо” заключается в том, чтобы разыскать эти тельца. Для этого надо действовать в соответствии с планом поиска.

ПЛАН.

Медицинский термин.
Портрет разыскиваемого.
Кличка:“Перевозчик”, “Ловчая сеть”, “Силач”, “Пожиратель микробов”.
Продолжительность жизни: 8-12 дней, 4 дня, 120 дней, 10-15 дней.

Что является лишним?

Учащиеся работают по группам. Первая группа дает характеристику лейкоцита, вторая – эритроцита, третья – тромбоцита. На доске даны опорные слова и рисунки с изображением данных телец крови.

Ответ:  лишним является “Силач”, 10-15 дней

Игра “Вы нам писали, мы вам ответили”.

Учитель зачитывает письма:

Уважаемый Айболит, скажите, пожалуйста, у меня в анализе крови нашли много лейкоцитов. В чем причина?

С уважением Иванов Женя.

Добрый доктор Айболит, это плохо или хорошо, что у меня в крови мало эритроцитов и почему?

Заранее благодарен Семен Иванович.

Физминутка.

– Ребята, встаньте из-за столов и покажите, как правильно нужно поднимать тяжести, например, тяжелую сумку. Как сгруппироваться при падении?

Игра “Скорая помощь”.

Ирина играла с ребятами в “Салки” и при падении ушибла руку. По перечисленным симптомам поставьте диагноз: сильная боль, указательный палец в неестественном положении, опухоль, невозможность двигать пальцем.

– Каковы ваши действия по оказанию помощи Ирине?
– Что категорически запрещено делать при вывихе?

Игра “Дежурный врач”.

На доске даны рисунки и фотографии из различных книг ядовитых и неядовитых змей.

– На какие две группы можно разделить этих змей?
– Какая из ядовитых змей обитает в нашей местности?
– Укусы, каких ядовитых змей смертельны?

– На каком из рисунков след от укуса ядовитой змеи, и по каким признакам вы определили?

Работа по группам.

1 группа. Составить алгоритм оказания первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи.

Проверка по “цепочке”.

2 группа. Перечислить симптомы отравления от укуса ядовитой змеи. (Симптомы: место укуса быстро отекает и меняется цвет, боль, головокружение, жажда, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, бледность, нарушение речи и зрения, потеря сознания.)

3 группа. Вставить в карточку пропущенные слова текста алгоритма при оказании первой медицинской помощи.

Карточка.

1. Немедленно … пострадавшего и обеспечить полный …, чтобы яд не распространился с током ….
2. Успокоить больного, нервозность … кровоток.
3. Отсосать яд с помощью обрезанного …, периодически протирая его внутри. (Пропущенное слово – шприца.)
4. Придать возвышенное положение … по отношению к туловищу.
5. … рану.
6. Наложить стерильную … ….По мере отекания конечности … ее.
7. … за пульсом пострадавшего.
8. Дать обильное ….
9. Срочная … в лечебное учреждение.

При проверке алгоритма первой начинает отвечать 2 группа.

Игра “Не навреди”.

– Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в медицине, то, что вы изучили и усвоили на предыдущих уроках, только помогут тем, кому вы будете оказывать первую медицинскую помощь.

Ученики из 1-й группы по “цепочке” дают рекомендации, если рекомендация неверная, то все хлопают в ладоши и исправляют ошибку. 1 группа составляла рекомендации дома. Например.

Если человек упал в обморок, то быстро проверь пульс на запястье руки.
При открытом переломе наложи повязку и шины.
Укус каракурта не опасен.
Сняв клеща с тела или одежды, раздави его.
При растяжении связок приложи холодный компресс к поврежденному месту, а затем плотно забинтуй.

Итог. Оценки.

У каждого на столе по три жетона: красный, зеленый, синий.

– Ребята, за работу на уроке оцените себя сами. Если вы считаете, что потрудились на “5”, то поднимите красный жетон, если на “4” – зеленый, а если сегодня, по каким-то причинам, вы не смогли реализовать свои знания, то синий жетон. Вместе с вами трудилась и я, какую оценку вы поставите мне?

Лучшие помощники доктора Айболита получают эмблему.