Состав кислот. Соли

Разделы: Химия


I. Состав кислот. Соли.

Образовательные задачи:

Знать состав кислот, солей;
Определение кислоты и соли.
Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли.

Воспитательные задачи:

Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учеников.
Формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Образцы кислот и солей.

Ход урока:

1. Учитель знакомит учащихся с темой урока и его задачами, с порядком проведения урока.
2. Изучение новой темы.

Состав кислот.

Кислоты – это одни из важнейших продуктов химической технологии, которые находят широкое применение. Чтобы разумно использовать вещества, прежде всего необходимо знать их состав, строение и свойства.

Составьте уравнения химических реакций железа с соляной кислотой и серной кислотой. Вспомним один из способов получения водорода в лаборатории.

К доске выходит ученик и составляет уравнения химических реакций. Класс помогает ему в ответах.

Кроме соляной и серной кислот существуют еще большое количество различных кислот (смотрим и работаем с таблицей № 1)

Учитель демонстрирует на столе кислоты,

Таблица № 1

Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.

Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток и его валентность

Название соли

Соляная кислота

НСl

С1 —

Хлориды

Серная кислота

H2SO4

SO4 =

Сульфаты

Сернистая кислота

Н23

SO3 =

Сульфиты

Азотная кислота

НNО3

NO3 -

Нитраты

Ортофосфорная кислота

Н3РO4

РO4 =

Ортофосфаты

Сероводородная кислота

H2S

S =

Сульфиды

Угольная кислота

Н2СО3

СOз=

Карбонаты

Кремниевая кислота

Н2SiO3

SiO3 =

Силикаты

Бромоводородная кислота

НВr

Br —

Бромиды

Фтороводородная кислота

HF

F -

Фториды

Иодоводородная кислота

HI

I —

Иодиды

Фронтальная беседа с классом:

Теперь посмотрите на формулы кислот.

  1. Из чего состоят кислоты?
  2. Дайте определение — что такое кислоты?
  3. Теперь посмотрим на уравнения химических реакций железа с соляной и серной кислотами. И даем полное определение кислотам.
  4. Как узнать валентность кислотного остатка?
  5. Посмотрим на уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислотами и ответим на следующий вопрос: Разрушаются кислотные остатки в ходе химических реакций?

II. Классификация кислот.

По составу кислоты делят на кислородосодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, - на одноосновные, двухосновные и трехосновные” Ученики работают с таблицей № 2.

Таблица № 2

Кислоты

Бескислородные

Кислородсодержащие

HCl, HBr, HY (одноосновные)

H2S (двухосновная)

HNO3 (одноосновная),

H2SO4 (двухосновная),

H3PO4 (трехосновные)

III. Закрепление изученного материала.

1. Выполним работу №1 по группам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

Цель:

Сформировать умение определять валентность кислотного остатка по формуле кислоты.

1. В приведенных формулах кислот подчеркните кислотный остаток, обозначьте римской цифрой величину его валентности:

Задание 1 группы

  1. азотная кислота – НNО3
  2. серная кислота – H24
  3. ортофосфорная кислота – НзРО4
  4. метафосфорная кислота – НРО3

Задание 2 группы

  1. сероводородная кислота – H2S
  2. хлорная кислота – НClO4
  3. соляная кислота – НС1
  4. мышьяковая кислота – Н3АsO4

Задание 3 группы

  1. сернистая кислота – Н23
  2. бромоводородная кислота – НВr
  3. кремниевая кислота – Нг8Юз
  4. пирофосфорная кислота – Н4Р2О7

2. Проверьте правильность ответов внутри группы.

3. Проверяем правильность ответов каждой из групп.

IV. Изучение новой темы.

1. Соли, состав, название.

А) Состав солей.

В результате взаимодействия металлов с кислотами образуются соли. Вспомним реакцию железа с кислотами.

FeCl2, FeSO4.

Дайте определение соли?

Демонстрируем образцы солей.

Б) Название солей.

Класс работает с таблицей № 1.

В) Составление формул солей.

2. Что такое валентность химических элементов?

V. Закрепление изученного материала.

Работа 2 (по группам)

1 ряд – 1 группа,
2 ряд – 2 группа,
3 ряд – 3 группа.

Цель: Выработать умение составлять формулы солей по валентности металла и кислотного остатка.

1. Заполнить клетки таблицы формулами солей, образованных указанными кислотами и металлами.

2. Под формулами солей укажите их названия.

Задание № 2 для первой группы

А)

Формула металла

Формула кислоты

HCl

H2SO4

HNO3

H3PO4

K (I)

       

Al (III)

       

Б) по названию составьте формулы солей: сульфид натрия, карбонат кальция, силикат калия, нитрат хрома (II)

Задание № 2 для второй группы

А)

Формула металла

Формула кислоты

HCl

H2SO4

HNO3

H3PO4

Ag (I)

       

Cu (II)

       

Б) по названию составьте формулы солей: иодид кальция, сльфит калия, силикат лития, сульфат хрома (III).

Задание 2 для третьей группы

А)

Формула металла

Формула кислоты

HCl

H2SO4

HNO3

H3PO4

Fe (II)

       

Fe (III)

       

Б) по названию составьте формулы солей: карбонат натрия, бромид магния, сульфид калия, сульфат марганца (II).

3. Проверьте правильность ответов внутри группы.

4. Проверяем правильность ответов каждой из групп.

VI. Домашнее задание:

§ 32. Состав и классификация кислот.

§ 33. Состав, название солей.

Учебник: Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс средней школы. М.: Просвещение., 1993г.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель объявляет оценки классу и отдельным ученикам.