Программа практических занятий с педагогами "Навыки самопознания и саморазвития"

Разделы: Школьная психологическая служба


Курс практических занятий с педагогами.

Пояснительная записка.

Введение.

Согласно Концепции модернизации образования государство ставит перед школой задачу стать основным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Государству нужны образованные, нравственные, уверенные в себе предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия. Обладающие мобильностью, способностью сотрудничать, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. В этой связи повышаются требования к личности самого педагога. Встает необходимость раскрытия и проявления его индивидуальности, специфических качеств личности способствующих необходимому влиянию на развитие детей. Многолетний опыт работы практическим психологом образования и специальные исследования личностного потенциала педагогов показывают, что основной массе педагогов характерны следующие общие личностные особенности: высокий уровень развития общечеловеческих ценностей; противоречивый, неустойчивый “образ-Я”, неуверенность в себе; недостаточная автономность, свобода самовыражения; склонность к доминированию. Поведение в проблемных ситуациях характеризуется фиксацией на самозащите, повышенной агрессивности, обвинении окружения больше, чем на принятии конструктивных решений.

Цель предлагаемого курса.

Мотивировать педагогов на - самопознание, определение сильных и слабых сторон своей личности; развитие основных личностных качеств, определяющих проявление индивидуальности, творческой активности; формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Задачи.

– Познакомить педагогов с основными психологическими аспектами личностно –ориентированного подхода в образовании.

– Организовать диагностику педагогов по определению у них степени развития социально-специфических качеств личности.

– Провести тренинговые занятия на развитие аутосимпатии, уверенности в себе, автономности.

- Провести практикум по формированию конструктивного поведения в проблемной ситуации.

Для достижения поставленной цели рекомендуется проводить занятия в тренинговом режиме 12–15 человек. Курс рассчитан на 40 аудиторных часов (10 занятий по 4 аудиторных часа каждое).

Реализация программы позволяет актуализировать скрытые возможности и способности педагогов, отрефлексировать профессиональные и жизненные затруднения, приобрести уверенность в себе и в завтрашнем дне. После работы в группе педагоги становятся более открыты новому опыту, оптимистичны, целенаправленны в реализации своего творческого потенциала, стремятся к более уважительным и доверительным отношениям с учащимися.

Программа примерная потому, что разрабатывалась по результатам диагностики для определенного педагогического коллектива. Каждый конкретный коллектив имеет свои особенности и программа потребует соответствующей корректировки.

Содержание курса.

Введение в курс.

Место педагога в современном обществе. Кризис образования с середины ХХ века, его причины и пути преодоления. Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования Российской Федерации. Психологические требования к личности педагога.

Раздел 1. Самопознание.

Психологическая подготовка к диагностике.

Выявление имеющегося опыта диагностики, намерений относительно самопознания. Пояснение, что самопознание - длительный процесс, сопровождающийся положительными и отрицательными переживаниями. Выявление возможных страхов и их отработка.

Диагностика.

Изучение степени выраженности определенных личностных качеств, эмоциональных характеристик, поведенческих особенностей педагогов с помощью надежных методик (опросник самоактуализации личности САМОАЛ, методика фрустрационных реакций С.Розенцвейга, тест цветовых предпочтений М.Люшера, шкала измерений мотивации достижений, тест-опросник локализации контроля).

Интерпретация полученных результатов.

Пояснение значимости полученной информации для дальнейшей работы с собой в плане личностного роста, психического и соматического здоровья.

Раздел 2. Саморазвитие. Изменяем себя.

Проба один. Неудачник или победитель.

Выяснение общего позитивного (любовь, оптимизм, мужество) или негативного отношения к жизни (подозрительность, страх, сомнения, зависть). Осознание собственных мыслей, чувств, действий. Понятие о защитных механизмах и сопротивлении. Поиск формул позитивных переживаний.

Проба два. Полюбить себя.

Осознание зависимости форм собственного поведения от принятия себя, любви к себе, эмоциональных оценок себя. Упражнения на самопринятие, самоуважение, самоодобрение. Декларация собственной ценности.

Проба три. Уверенность в себе.

Различие неуверенного, агрессивного и уверенного поведения. Отработка навыка уверенного поведения.

Проба четыре. Овладение эмоциональными состояниями.

Понятие об аутогенной тренировке. Практическое применение аутогенных упражнений в педагогической деятельности. Экспресс-методы регуляции психических состояний.

Проба пять. Смелость быть собой.

Упражнения на развитие автономности. Психотехнические приемы формулирования аргументов.

Раздел 3. Поведение в проблемной ситуации.

Обсуждение девяти возможных вариантов негативного и позитивного поведения по результатам диагностики (согласно теории фрустрации Розенцвейга). Упражнения в приобретении позитивных форм поведения в конфликтных ситуациях.

Заключительное занятие. Круглый стол.

Примерные вопросы для участников круглого стола:

– Насколько полезной для Вас была работа в группе?

– Ваши мысли по поводу последующей самостоятельной работы?

– Какие Ваши профессиональные планы?