Пресс-конференция по русскому языку

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Цель:

  1. Обобщить и систематизировать материал по указанной теме.
  2. Формировать умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу.
  3. Формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка
  4. О значении нравственной позиции гражданина России, о моральной ответственности за последствия использования жаргонов, сленгов.

Наш язык – наш меч,

наш свет, наша любовь,

наша гордость.

К. Г. Паустовский

Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут?

Чтец 1

РУССКИЙ ЯЗЫК (Ярослав Смеляков)

У бедной твоей колыбели,
Еще еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова…
Ты шел на разбитых копытах,
В кострах староверских горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
Лукаво запрудивши лик,
На мельнице русской мололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и черной лучиной,
И белым лебяжьим пером
Ты выше цены и расценки –
В году сорок первом , потом
Писался в немецком застенке
На слабой известке огнем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.

Ведущий: Илья Ильф и Евгений Петров в романе “Двенадцать стульев” дали гротескный образ Эллочки-людоедки: “Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью”.

Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне.

Жаргон – это буквально “испорченный язык”, цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Например, заимствования из арго. Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной музыкой, блатом или феней.

Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность. Они употребляют слова общенародного языка в особом значении

Инсценировка “СТРЕМНЫЙ ОНЕГИН”

Два школьника беседуют в трамвае о Пушкине.

- Слышь, дятел, ты “Евгения Онегина” читал?

- Было как-то по приколу. Высшее произведение. А что?

- Да мы сейчас его проходим. А у меня - полный голяк Если меня завтра на уроке дернут - все, приехал! Гусака схвачу на сто процентов.

- Ладно, обломайся! Хочешь, содержание прогоню?

- Давай, хоть что-нибудь трекну.

- Значит, так Онегин вообще прикольный был. Все его ломало, и от балов он уже не тащился. Короче, не жизнь, а сплошной отходняк. А тут лажа такая: у его предка бабки кончились и дядя кинулся, но деревеньки оставил. По началу соседи к Онегину целыми сарафанами на хвост падали. А он на коня – и линял куда-нибудь. Дальше такой расклад: нарисовался еще один стремак – Ленский, тоже сосед, но с ним они скентовались. И погнали прикалываться на пару. Ленский стихи вяжет, а Онегин с них рубится.

- Ты давай короче, -поторопил рассказчика приятель, -мне через две остановки вылазить.

- Короче, Татьяна накатала Онегину стремное письмо. Давай, мол,… а он ей чайник повесил. Потом и Ленскому подлянку замочил. А тот на него как отвяжется: “Дуэль, дуэль!”. Вместо того, чтобы просто помахаться, Онегин его кокнул и дернул из деревни.

- И чем вся эта баня закончилась?

- Они с Татьяной на одном сходняке встретились. И он ей сразу погнал: “Заколебала меня такая жизнь, давай поженимся”. А она ему лепит такую котлету: “Все, парень, отползай. Поезд ушел”. Онегин глухо обломался и свалил в туман. Ну, как, ништяк?

- Да-а, сильная штука. Ты теперь давай к Лермонтову приколись. Мы на следующей неделе “Героя нашего времени” проходить будем.

Доклад “ШКОЛЬНЫЙ СЛЕНГ”

Ведущий: Говорили ли ваши родители на школьном сленге? (Да)

А сейчас говорят или нет? (Нет, они считают это смешным, когда были молоды употребляли, а теперь нет.)

Доклад “МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ”

Ведущий: С какой целью употребляется молодежный сленг?

  • Чтобы как – то выделиться.
  • Потому что все так говорят.
  • Нравится шокировать окружающих.

Когда вы станете взрослыми, будете его использовать в речи?

  • Скорее всего, нет.
  • Ни в коем случае.

Ведущий: Чаще всего стремление к жаргонным словам проходит, как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются иногда памятки: убогое слово тянет убогую мысль.

А вот “на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова”.

2 чтец

РОДНОЙ ЯЗЫК

Валерий Брюсов

Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил…
Твои богатства, по наследству,
Я дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Ведущий: Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!

Ведущий: А сейчас я хочу зачитать текст пригласительного билета, полученного Вами.

Кем быть? Каким быть? Какой язык избрать? Эти вопросы волнуют нас всех, выбирающих будущее, всех, выходящих из школы во Вселенную – на широкую дорогу жизни.

Мы изучаем много предметов в школе для того, чтобы лучше понять самый главный – жизнь. За названиями школьных предметов стоят тысячи жизней, тысячи мук и страстей, радостей и переживаний, побед и поражений

Нужен ли мне, человеку XXI века, “мильон терзаний” тех, чьи знания наполнили учебники, несмотря на то, что сейчас предоставлена полная свобода языка, свобода общения? Телевидение, радио безусловно двигают язык вперед, изменяя его Но почему же тогда поэты и писатели выступают с требованием защитить наш “великий и могучий” язык? Почему все чаще и чаще звучат слова о необходимости бережного отношения к языку?

Организаторы конференции просили Вас подготовить ответы на вопросы:

  1. Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?
  2. Важен ли для Вас русский язык?
  3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Они обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут “круто” разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык. Учащиеся нашей школы приходят к выводу, что необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов, лингвистические журналы. Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.

Чтец

Слова

Вадим Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова - словно раны, слова – словно суд, -
С ними в поен, не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке есть у нас:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле их в душе берегу
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и в дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, кто в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Ведущий: “Что значило для народной жизни Слово вообще?.. Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянства хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с тем… оно утешало, помогало, побуждало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло… Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени было мерилом социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности” - так писал в очерках о народной эстетике “Лад”. (Василий Быков)

Еще в середине прошлого века знаменитый русский лексикограф академик И. И. Срезневский отметил, что “народ, не сохраняющий народности своей, едва ли может остаться при своих правилах нравственности”.

Так пусть же сбережет нас Судьба от потери народности.

Язык – это наш дом, наше духовное “жилище”. Если не любить и не обустраивать свой дом, то и не воспитать привязанности к нему, не пробудить чувства ответственности за его настоящее и будущее.