Личностно адаптированная система в обучении географии

Разделы: География


Российское образование стоит сегодня перед сложной задачей – задачей модернизации образования. Как, не ломая школы, сохраняя все то лучшее, что накопило образование за всю прошедшую историю развития, дать понять ученику и родителям, что сегодня школа должна изменить требования к ученику общеобразовательной школы. Как дать понять, что не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.

В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” ставится задача воспитания и развития у учащихся “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Как, не ломая старой школы, перейти от традиционного обучения к развивающему, как осуществить личностный подход в обучении?

С этой задачей, утверждают некоторые ученые, успешно справляется адаптивная система обучения, формирующая личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью. Главное в этой системе обучения состоит в том, что не ученик приспосабливается к системе обучения – оно построено таким образом, что учитывает запросы, присущие будущему гражданину и человеку: стремление к свободе, потребности к самоутверждению, возможности самому реализовать себя. Урок строится так, что осуществляется сотрудничество учителя и ученика, создается атмосфера взаимной симпатии, поддержки, саморазвития. Любому учителю давно известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленной учителем, то он учится по принуждению. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Значит, задача учителя создать условия на уроке, когда нейтральный объект вдруг начинает восприниматься как субъективно значимый ( мне он не безразличен).

Это достигается путем создания личностно ориентированных ситуаций, которые органически связаны с методами и приемами организации познавательной деятельности учащихся. Структура урока географии при АСО строится следующим образом. На первом этапе урока учитель работает в групповом режиме: учитель – все учащиеся. Здесь учитель дает вводную к уроку, ставит общую цель для усвоения материала, знакомит с учебным материалом, проводит инструктаж. Эта часть урока должна быть проведена эмоционально, интенсивно, охватывать короткий промежуток времени. На втором этапе, самым длительным по продолжительности. осуществляется самостоятельная работа учащихся по карточкам, где указан объем работы, необходимый для усвоения каждым учеником. Идет интенсивная самостоятельная работа учащихся, при которой каждый ученик, если у него возникает необходимость, может пообщаться с учителем, получить необходимую консультацию.

На третьем этапе ученики работают в парах – статичной или динамичной, где в общении друг с другом ученики познают материал урока. Они могут обучать друг друга, контролировать друг друга. При работе в паре каждый ученик получает возможность говорить, отвечать на вопросы, объяснять, доказывать. При работе в динамичной паре весь параграф делится на 4 варианта заданий. Каждый ученик должен опросить каждого и ответить каждому. Работа завершается систематизацией и обобщением полученного материала. На четвертом этапе от каждой группы выступает один ученик. Он отвечает на поставленный вопрос, делает выводы.

Учитель обобщает ответы учащихся. Оценки выставляют сами ученики в специальный экран, который вывешивается на видное место перед уроком. После прохождения темы проводится проверочная работа и с учетом оценок, выставленных в экране, учитель выставляет оценку в журнал.

Формы урока могут быть разнообразны: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра, урок-театр, урок-путешествие и пр., но основной формой учебных занятий в системе адаптивного обучения являются уроки-исследования и уроки-поиски. Их построение, выбор темы, формулировка основной проблемы исходят из принципов личностно-деятельностного подхода в обучении: максимально активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению.

Рассмотрим использование технологии адаптивной системы обучения на примере уроков по теме “Южная Америка” в 7-м классе.


Карточка № 1

Тема урока: “Географическое положение Южной Америки”.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев) стр. 146.

Цель урока: Раскрыть особенности географического положения Южной Америки.

1. Раскройте положение Южной Америки на градусной сетке.

Положение по широте:

  • Как расположена Южная Америка относительно экватора?
  • Как называются крайняя южная и северная точки (мысы)?
  • Какова их широта?
  • Какова протяженность от экватора в километрах?
  • Какова протяженность с севера на юг?

2. Раскройте, как положение по широте будет, на ваш взгляд, влиять на формирование климата и природы материка.

3. Сравните положение Южной Америки по отношению к экватору с положением Африки.

4. Сделайте общий вывод.


Карточка № 2

Тема урока: “Географическое положение Южной Америки”.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев) стр. 146.

Цель урока: Раскрыть особенности географического положения Южной Америки.

1. Раскройте географическое положение Южной Америки на градусной сетке.

Положение по долготе:

  • Как расположена Южная Америка относительно начального меридиана?
  • Как называются крайняя западная и восточная точки (мысы)?
  • Какова их долгота?
  • Какова протяженность Южной Америки с запада на восток по 10-й параллели в градусах и километрах?

2. Как положение по долготе влияет на климат, природу Южной Америки?

3. Сравните положение Южной Америки с ГП Африки.

4. Сделайте общий вывод.


Карточка № 3

Тема урока: “Географическое положение Южной Америки”.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев) стр. 146.

Цель урока: Раскрыть особенности географического положения Южной Америки.

1. Определите географическое положение Южной Америки относительно других объектов:

  • Какие океаны омывают Южную Америку?
  • Какие моря и заливы они образуют?
  • Какие течения омывают материк?
  • Как течения влияют на климат материка?
  • Какова изрезанность береговой линии?
  • Кного ли островов, какие?
  • Как расположена Южная Америка по отношению к другим материкам, влияют ли они на климат и природу Южной Америки?

2. Нанесите выявленные объекты на контурную карту.


Карточка № 4

Тема урока: “Географическое положение Южной Америки”.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев) стр. 146.

Цель урока: Раскрыть особенности географического положения Южной Америки.

Определив положение Южной Америки в климатических поясах, сделайте предположение, какие черты природы материка являются следствием этого положения.

(Для выполнения задания используйте карту Атласа “Климатические пояса).

Внимание! Подсказка! Если Африка – самый жаркий материк, то какой же материк Южная Америка?


Карточка № 1

Тема урока: “Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности рельефа Южной Америки.

1. Внимательно прочитай текст учебника на стр. 148-150.

2. Внимательно изучи ту часть текста, которая раскрывает рельеф территории восточнее гор Анд (Восток материка).

3. Найди на физической карте низменности и плоскогорья, обозначь их на контурной карте.

4. Сделай вывод – какая форма рельефа преобладает в Южной Америке.

Подготовь рассказ о рельефе Востока Южной Америки и перескажи его соседу.


Карточка № 2

Тема урока: “Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности рельефа Южной Америки.

1. Внимательно прочитай текст учебника на стр. 148-149.

2. Внимательно изучи ту часть текста, где дается характеристика западной части Материка, гор Анд.

3. Изучи рельеф гор Анд.

4. Обозначь на контурной карте горы Анды и их высшую точку, подпиши ее абсолютную высоту.

5. Составь рассказ о рельефе западной части материка и перескажи его соседу.


Карточка № 3

Тема урока: “Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности рельефа и полезных ископаемых.

1. Твоя задача объяснить, почему на большей части территории Южной Америки преобладают равнины, а на западе материка узкой полосой простираются горы.

2. Мысленно наложи физическую карту Южной Америки на карту “Строение земной коры”.

3. Сделай вывод о наблюдениях:

а). Равнинам соответствует ________________________________,

поэтому рельеф восточной части Южной Америки _______________;

б). Горам Андам соответствуют _____________________________,

так как здесь происходит ________________ плит (каких?), оно

сопровождается ________________________ и _________________-

Приведи примеры.

4. Составь рассказ и перескажи его соседу.


Карточка № 4

Тема урока: “Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности рельефа и полезных ископаемых.

1. Твоя задача рассказать о полезных ископаемых Южной Америки, указать на закономерность их залегания.

2. Прочитай текст учебника на стр. 149-150, рассказывающий о полезных ископаемых материка.

3. Объясни, почему в Южной Америке много рудных полезных ископаемых, а также есть нефть, газ и уголь.

4. Составь рассказ и перескажи его соседу.


Карточка № 1

Тема урока: “Климат и внутренние воды Южной Америки”

Цель урока: Раскрыть особенности климата и внутренних вод материка

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев) Учебник стр. 150-153.

Ваша задача: Дать общую характеристику климата материка.

Составьте рассказ в следующей последовательности:

1. В каких климатических поясах лежит Южная Америка? (Используйте карту Атласа “Климатические пояса”.)

2. Как сменяются климатические пояса на материке? (Читайте в тексте на стр. 150.)

3. Дайте краткое описание климатических поясов по плану:

  • средняя температура летом,
  • средняя температура зимой,
  • воздушные массы и ветры,
  • количество осадков.

4. Объясните, почему Южная Америка самый влажный материк на земле.


Карточка № 2

Тема урока: “Климат и внутренние воды Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности климата и внутренних вод материка.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев). Учебник стр. 150-153.

Ваша задача: Дать характеристику высокогорного климата Анд.

Подготовьте ответ в следующей последовательности:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 151 “Высокогорный климат Анд”.

2. Найдите главную особенность разнообразия климата при подъеме вверх от подножья до вершины и при движении с севера на юг.

3. Объясните причины разнообразия климата Анд.


Карточка № 3

Тема урока: “Климат и внутренние воды Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности климата и внутренних вод материка.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ. 7-й класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев) Учебник стр.150-151.

Ваша задача: Сравнить климат Южной Америки и Африки.

Составьте рассказ в следующей последовательности:

1. Черты сходства климата обоих материков. (Для выполнения этого задания используй карту “Климатические пояса”, обрати внимание на набор климатических поясов на обоих материках.)

2. Найдите черты отличия.

3. Вспомните, какое влияние оказывают на климат:

  • течения,
  • направления гор,
  • абсолютная высота местности.

4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.


Карточка № 4

Тема урока: “Климат и внутренние воды Южной Америки”.

Цель урока: Раскрыть особенности климата и внутренних вод материка.

Учебник: ГЕОГРАФИЯ 7 класс (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев). Учебник стр.152-153.

Ваша задача: Дать характеристику рек Южной Америки, раскрыть особенности их природы.

1. Составьте рассказ, используя “План описания реки” стр. учебника 278.

2. Определите черты сходства и различия рек Амазонки и Конго.

3. Обозначьте реки, озера и водопады на контурной карте.