Интегрированное внеклассное мероприятие “Физика и искусство”

Разделы: Физика, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Задачи

Образовательные:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие познавательных способностей;
  • закрепление пройденного материала по природоведению («Мир физики» – свет, звук, силы в природе, строение вещества), литературе (пословицы и поговорки, сказки), музыке (музыкальные инструменты).

Развивающие:

  • развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции, развитие у учащихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка;
  • развитие мышления через: умение анализировать, сравнивать, подбирать аналогии, доказывать;
  • развитие сенсорной сферы (различие света и тени).

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь;
  • воспитание нравственных качеств, отражающих отношение к самому себе: ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам одноклассников.

Оборудование

Музыкальные инструменты: гитара, труба, флейта; аудиозаписи звучания ударных инструментов, фортепиано, органа, скрипки, клавесина; камертон; оптические призмы, поляризаторы.

Оформление

  • Репродукции картин художников Малявина, Шишкина, Пластова, Саврасова, Ромадина, В. Гога, Гогена. Карта путешествия «Океан загадок» размером 1700 * 1200.
  • На доске слова:
  • Физика познается через человека.
    Человек – это отображение природы,
    Ведь в каждом из нас целая Вселенная.
    Литература же описывает отношения между людьми,
    То есть между объектами природы, между физическими объектам
    и.

  • Над доской:
    Грош цена вашей физике, если она застилает для вас
    все остальное – шорох леса, краски заката, звон рифм.
    Это какая-то усеченная физика…
    Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик».
    (Л.Д. Ландау)

Учащиеся в кабинетах рассаживаются по трем командам. В гостях учащиеся 7-го и 8-го класса с музыкальными инструментами (гитара, флейта, труба).

Ведущий (учитель):

Добрый день, дети, добрый день, уважаемые гости! Мы сегодня встретились с вами, чтобы отправиться в необычное путешествие по Океану загадок, темой которого является «Физика и Искусство».

Почему Океан Загадок, да потому что, изучая различные науки, вы разгадываете загадки природы, познаете мир: мир науки, мир чувств, мир отношений, мир поэзии, мир искусства. А природа таит в себе большое количество загадок, ответы на многие из них уже найдены, но, сколько еще явлений пока не поддаются объяснению. Ответы на эти загадки предстоит находить вам.

Почему же физика и искусство: физика и живопись, физика и литература, физика и музыка? Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Почему ученые проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а писателей, художников, музыкантов тайны мироздания волнуют не меньше, чем история души человеческой? На эти вопросы предстоит вам ответить в конце нашего путешествия. Будьте внимательны.

Итак, для путешествия у нас есть красивая карта (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

(Учитель знакомит с маршрутом и с хозяевами островов).

И прежде, чем мы отправимся в путешествие на плоту «Любознательный», нам необходимо определиться с командами и дать им названия.

(Дети дают названия своим командам).

Команды готовы? Отплываем.

Представьте себе, что мы плывем по настоящему океану, погода хорошая, настроение еще лучше. А вот на горизонте и первый остров – Музыкальный. Нас встречают хозяева острова. (Учитель представляет ребят).

Учащиеся 5, 7, 8-х классов рассказывают о музыкальных инструментах, демонстрируют их звучание, звучат в записи короткие отрывки музыкальных произведений, исполняющихся на фортепиано, органе, скрипке, клавесине.

В рассказе учащихся используются материалы пособия [1], доступные возрасту пятиклассников.

Ведущий:

Спасибо хозяевам острова. Мы можем продолжать свое путешествие.

Вот показался остров Удивительный. Хозяйка этого острова Наталья Николаевна (учитель литературы).

Ведущий (учитель литературы):

У нас сегодня необычное путешествие, на котором мы решили совместить физику и литературу. Попробуем доказать, что эти две науки не мешают друг другу, а помогают лучше понять мир, расширить кругозор.

Итак, начинаем.

Вопрос:

  • Вспомните, ребята, что называется пословицей.

Вопрос:

  • К какому роду литературы относятся пословицы? (Учащиеся дают ответы)

Почему это устное народное творчество? Пословицы обобщают многовековой опыт народа. Они украшают нашу повседневную речь, делают ее живой, остроумной. Русские поэты, писатели любили слушать, как говорит народ, записывали пословицы. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело великие мастера слова использовали пословицы и поговорки. В своих книгах они стремились передать живую душу народа.

Не случайно А.С. Пушкин писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Проводится конкурс аналогий.

Команды получают задания.

I команда.

1. Вырядись хоть в белый шелк, тень будет черная (монгольская).

2. Затмение солнца видят все (бенгальская).

( Шила в мешке не утаишь).

II команда.

1. У змеи кожа блестит красиво, а зуб полон яда (осетинская).

2. Золотые цветы не пахнут (тамильская).

(Не все то золото, что блестит).

III команда.

1. Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет (абхазская).

2. Не кричи в лес, из лесу эхом вернется (карельская).

3. Что в котел крикнешь, то в ответ и услышишь (татарская).

( Как аукнется, так и откликнется).

Вопросы к заданию:

1. В чем смысл пословиц?

2. Сравните пословицы между собой, что в них общего?

3. Подберите аналогичную русскую пословицу?

4. Верна ли пословица с точки зрения физики?

5. О каком физическом явлении говорится в пословице?

6. Какая пословица вам больше всего понравилась и почему?

Команды по очереди отвечают на свои вопросы в задании.

Ведущий:

Вы, молодцы, справились с заданием. Отплываем дальше. И вдруг, пираты! Что за испытания они нам приготовили?

Пираты загадывают загадки:

Из окна в окно готово веретено. (Солнечный луч)

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень)

Чего с земли не подымешь? (Тень).

Что стучит без рук? (Гром)

Что в коробейку не спрятать? (Свет)

Сивый жеребец во все царство ржет. (Гром)

Ведущий:

Не зря мы так дружно от пиратов отбивались. Мы на острове Чудес.

(Звучит стихотворение).

На стенке, горделиво – горячи, стараясь быть кто ярче, кто умней.
Плясали разноцветные лучи, хвалясь оригинальностью своей.
– Я – луч особый, нежно-голубой, я – цвет реки, морской волны и неба,
– Я – не сродни полям ржаного хлеба или привычной зелени лесной.
– Кто? Я – привычен? Вот уж удивил! Да я весной лишь Землю покрываю,
А потом слабну, сохну, выгораю, не то что цвет каких-нибудь чернил!
Не крикнул, завизжал чернильный цвет:
– Меня зовут, вам подтвердит бумага,
Оригинал, красавец, фиолет, меня почти что и в природе нет,
Я – химпродукт, пижон и модерняга.
Так спорили упрямые лучи. Их было семь. Все семеро красивы,
Все семеро отважны и спесивы, и все чуть-чуть не в меру горячи.
Но тут, пробившись меж высоких туч, неся в себе дневной, знакомый свет,
Упал на стенку яркий белый луч, упал и поздоровался: «Привет!»
Вмиг даже не осталось и следа от горделивой распри, и тогда
Все дружно навалились на пришельца:
А ты зачем? Как ты попал сюда? Смешно сказать, дневной знакомый свет
И вдруг с лучами редкостными вместе, ты не достоин даже этой чести!
И не понять цветным лучам за бранью простейшую основу из основ,
Что белый свет, сверкнув незримой гранью, легко дает любой из их цветов!
Какие же чудеса нам приготовил кабинет физики лицея?

Чудо 1. На ваших столах лежит призма. Возьмите по очереди ее в руки и посмотрите через нее на свет, на окружающие вас предметы. Что вы видите?

Вы сейчас наблюдали примерно то, что наблюдал Исаак Ньютон. В своем трактате «Оптика» о проведенном опыте он писал: «Зрелище живых и ярких красок, получившихся при этом, доставляло мне приятное удовольствие».

Чудо 2. Возьмите подставки со стеклами. Посмотрите через стекла. Поверните одно из стекол. Что видите?

Разгадку этого чуда вы найдете, когда будете серьезно заниматься физикой в старших классах. Пусть это пока останется загадкой, которую вам предстоит еще разгадать.

Наше путешествие продолжается. Мы на Живописном острове. (Представляется хозяйка острова). Ученица 5 класса рассказывает о физике и живописи. [1].

Ведущий:

Серьезно занимался живописью Н. Коперник. А советский ученый Чижевский был поэтом и живописцем. Это лишь некоторые примеры того, что творчество в науке вполне совместимо с занятиями искусством. Искусство совершенствует образное мышление, положительно влияет на развитие фантазии человека. А Л.Н. Толстой отмечал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце».

Итак. Наши пищевые запасы иссякли, одежда выгорела на солнце, но, надеюсь, Любознательность не иссякла, а наоборот, появилось желание еще больше познавать окружающий мир.

Мы на Театральном острове (Рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Пятиклассники показывают сказки с физическим содержанием [3].

Ведущий:

Спасибо жителям самого необычного острова. Наше путешествие закончено и осталось выяснить то, ради чего мы отправились в это путешествие.

Повторяю вопрос, который звучал в начале нашего путешествия: «Что общего между физикой и литературой, наукой и искусством?»

(Звучат ответы пятиклассников).

Искусство не только хобби в жизни ученого, не только средство отдыха, сколько совершенно необходимая гимнастика ума, тренировка его фантазии, воображения.

Искусство совершенствует образное мышление, развитое воображение необходимое современному ученому-физику.

Сбываются слова Флобера, который предсказывал «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».

Таким образом, тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством.

Спасибо огромное всем, кто готовил сегодняшнее путешествие. Надеюсь, что путешествие не последнее. Вокруг так много интересного.

Данное внеклассное мероприятие занимает по времени 1,5 часа. Готовились пятиклассники под руководством учителя 2-3 недели.

Литература

1. И.Я. Ланина. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М. Просвещение. 1991 г. с. 123-133, 133-140.

2. С.А. Тихомирова. Физика в пословицах и поговорках народов мира. М. 1993 г.

3. Физика. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября». № 1, 1998 г. (Физика в сказках) и др.

4. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Природа и человек. Введение в естественные науки. 5-й класс. М. Просвещение. 1999 г.