Художественный труд — средство развития творческой личности ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: закрепить умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности детей. Воспитывать у детей отзывчивость, желание делать приятное.

Материал: тесто, дощечки, салфетки.

Предварительная работа: беседа о профессии повара, экскурсия на кухню.

Ход занятия.

В группу заходят дети, одетые в колпачки и фартучки.

Восп. Здравствуйте, а вы кто?

Дети. Мы веселые поварята.

Поют песню “Я главный повар и десять поварят”.

Восп. Что у вас на голове?

Дети. Колпачки.

Восп. А зачем повару надо быть в колпачке?

Дети. Чтобы волосы не попали в пищу.

Восп. А это что.

Дети. Это фартучки, чтобы не испачкаться.

Восп. А почему у вас у всех рукава засучены?

Дети. Мы мыли руки.

Восп. А как надо мыть руки?

Стихотворение.

Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водичку не получит.

Восп. Я вижу, что вы все водичку получили и руки хорошо помыли. Как хорошо, что вы пришли, а то я уже хотели идти вас искать. А вы знаете, у Маши сегодня день рождения. Но она не может позвать в гости своих друзей. У нас в группе все есть – и чашки для чая, и всякая другая посуда, а вот угощенья нет. Давайте поможем Маше и сделаем для нее угощение. Поможете?

Дети. Да!

Восп. А какое угощение вы хотели бы сделать?

Дети. Бублики, баранки, печенье.

Восп. Садитесь и приступайте к работе.

Воспитатель помогает, дает советы, говорит пословицы о труде.

“Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”.
“Умелые руки не знают скуки”.
“Каковы мастера такова и работа”.

Готовые угощения дети кладут на поднос и идут в гости к Маше. Здороваются с ней, поздравляют с днем рождения и поют ей песню “Каравай”.

Воспитатель Демчук Татьяна Ивановна.

“Два веселых гуся”

конспект по познавательному циклу и ручному труду во второй младшей группе

Программное содержание. Учить детей работе с клеем, уметь работать самостоятельно. Воспитывать чувство сострадания, помогать близкому.

Ход занятия

Восп. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к бабушке Матрене, а путешествовать мы будем на поезде.

Дети встают друг за другом, имитируя паровоз.

Песня “Паровоз”.

Подъезжают к домику, из которого выходит бабушка.

Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие, как я рада вас видеть. Ох, у меня горе, пропали мои гуси, ни белого, ни серого. Ох, ох!

Восп. Давайте поможем горю бабушки Матрены. Сделаем для нее гусей, чтобы она смотрела на них и радовалась.

Дети проходят к столам.

Восп. Вот таких гусей мы будем делать (показывает готовую работу).

Восп. А теперь посмотрите, как мы будем работать. Нам нужно приклеить крылья, клюв и лапки. Показываю. Но прежде чем приступить к работе, давайте еще раз вспомним правила работы с клеем: работаем на клеенке, пользуемся салфеткой, берем клея столько, сколько нужно (на кончике кисти).

Дети выполняют работу, звучит музыка.

Восп. Какие замечательные гуси у нас получились, давайте их пустим бабушке Матрене на полянку.

Входит бабушка.

Бабушка. Ах, каких красивых гусей вы мне подарили, что мне весело стало. Давайте потанцуем.

Танец под музыку “Два веселых гуся”.

Бабушка. Ах, молодцы! И танцевать вы можете, за это я приглашаю вас на чай с моими душистыми пряниками.

Воспитатель Боровицкая Виктория Александровна.

“Веселый оркестр”

конспект по познавательному циклу и ручному труду в старшей группе

Программное содержание. Научить детей изготавливать из бросового материала музыкальные инструменты. Закрепить умения детей выполнять знакомые операции с ножницами, клеем. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к ручному труду, желание добиваться результата.

Материалы: стаканчики из-под йогурта, ленточки, бусинки, шнурки, футляры из-под фломастеров; розетки с клеем, кисти, клеенки, салфетки, фонограмма “Утро”, волшебная палочка, диадема, магнитофон, схемы изготовления поделок на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Под музыку входит Фея Музыки.

Фея. Здравствуйте, дети! Я – Фея музыки. Сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир музыки.

Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет,
Звучать по-разному он может:
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поет
И сразу за душу берет.

Фея. Попробуйте немного помолчать, прислушайтесь…звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные. Скажите, что вы слышите?

Дети. Капает вода, дует ветер за окном, как скребется где-то мышонок.

Фея. А какие это звуки?

Дети. Звонкие, глухие, тихие, громкие, звенящие, скрипящие.

Фея. Да. Одни – как музыка, другие похожи на шум. Звуки можно произвести голосом или на музыкальных инструментах. Благодаря этому музыканты и композиторы предают в своих произведениях характеры персонажей, звуки природы, пение птиц и даже погодные явления. Сейчас вы сами в этом убедитесь (прослушивание мелодии “Утро” Э.Грига).

Фея. Что же вы представили себе, когда слушали эту музыку?

Дети высказывают свои представления.

Фея. Музыку вы слушать умеете, а знаете ли вы музыкальные инструменты?

Загадки:

В нашем оркестре всего понемножку
Звенит…(колокольчик),
Запела…(гармошка).
В нашем оркестре всего понемножку
Играет и бубен и…(ложки).

Зубы белые и черные,
А к врачу не ходит.
Без него ни один праздник
В детском саду не проходит. (Пианино)

В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет,
А кто слушает – скачет. (Рожок)

В лесу тук-тук
В избе ляп-ляп,
В руках дзынь-дзынь,
На полу топ-топ. (Балалайка)

Морщинистый тит
Всю деревню веселит.
Без него ни песню спеть,
Ни сплясать. (Гармошка)

От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Звонкие, резные
Играют расписные. (Ложки)

Не гром, а гремит,
Но тем и знаменит. (Барабан)

Фея. А в группе у вас есть музыкальные инструменты?

Дети. Да!

Фея. А какие?

Дети. Барабан, металлофон, пианино, маракас, ложки, погремушки, бубен.

Фея. Много у вас инструментов, а давайте сделаем такие, которых у вас нет в музыкальном уголке. У меня есть чудесная книжка, в ней очень много музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками. (Показывает иллюстрации, дети садятся за столы).

Воспитатель Швец Татьяна Николаевна.

“Игрушки для Деда Мороза”

конспект занятия по ручному труду подготовительная группа

Программное содержание: закрепить знания детей о способах шитья стежками по кругу, закручивание полукруга и круга в конус. Развивать умение самостоятельно использовать эти способы в процессе изготовления игрушек. Формировать умение правильно материалами и оборудованием для работы. Активизировать воображение детей. Воспитывать трудолюбие и аккуратность, уважение к результатам труда.

Оборудование и материалы: ткань, пуговицы, цветная бумага, клей ПВА, кисти, ножницы, иголки, вата, подставки, игольницы, елка, кассета для видеомагнитофона, шкатулка, нитки, посылка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций игрушек, знакомство со способами образования низкого и высокого конуса, пришивание пуговиц и шитье стежками, изготовление игрушек в уголке ручного труда, написание писем Деду Морозу, беседы о предстоящем новогоднем празднике.

Ход занятия.

Восп. Дети, посмотрите, какая у меня чудесная шкатулка. Вы хотите узнать, что в ней?

Дети. Хотим.

Восп. Ну, тогда смотрите (открывает шкатулку). Ваши друзья пришли в гости, это…

Дети. Круг, конус низкий, половинка круга и конус высокий, круг из ткани и шарик.

Восп. Молодцы, всех узнали! А давайте вспомним, из чего получается конус низкий.

Дети. Из круга.

Восп. А как это сделать. (Ответы детей).

Ребенок.

Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка,
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.

Восп. Правильно, дети! Вот это волшебная точка, чтобы получился низкий конус. А из чего получается высокий конус?

Дети. Высокий конус получается из половинки круга.

Ребенок.

Если я полкруга взял,
Половинки приподнял,
Закрутил и вот, друзья,
Высокий конус у меня.

Восп. Все правильно. А как сделать шарик?

Ребенок.

Я беру иголку в руку,
Прошиваю все по кругу,
Мешочек ватой набиваю,
Круглый шарик получаю.

Восп. Все правильно, вот мы и назвали все способы изготовления нашей игрушки. А теперь…(раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин).

Печкин.

Сколько здесь у вас людей:
И детишек, и гостей.
Но я не опоздал
Я в “Дюймовочку” попал?
Это пятый детский сад?
Вот посылка для ребят.
Документы покажите
И посылочку берите.

Восп. Вот, пожалуйста, документы. Спасибо вам, почтальон Печкин!

Печкин. Можно я здесь посижу, что в посылке погляжу?

Восп. (открывает посылку и достает видеокассету) Кассета! Странно, давайте посмотрим, что здесь! (включает кассету).

Дед Мороз.

Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Видел в прошлом вас году
Скоро в гости к вам приду.
Ваши письма я читаю,
Вам подарки собираю.
Много дел здесь у меня,
Только вот беда одна!
Белки, зайцы заболели,
Птички в гости улетели,
А снегурка молода –
Не управится одна.
Нужно елку нарядить,
Чтоб зверей всех удивить.
Эй, ребята, помогите –
Мою елку нарядите.
Ну, а я когда приду,
Вам подарки принесу!
До свидания, друзья,
Буду ждать игрушки я!

Восп. О чем просит Дед Мороз?

Дети дед Мороз просит сделать ему игрушки на елку.

Восп. Поможем Деду Морозу?

Дети. Да!

Восп. Наша мастерская “Умелые ручки” ждет нас. Подумайте, какие игрушки можно сделать?

Дети. Веселых человечков, лисичку, лягушку, птичку, зайчика, мышку.

Восп. За работу, выбирайте необходимый материал и занимайте места. Не забывайте, как нужно работать с иголками и ножницами. Работаем осторожно.

Восп. Почтальон Печкин, а ты хочешь помочь нам сделать игрушки ?

Печкин. Конечно, конечно помогу!

Дети работают за столами, звучит легкая музыка, готовые поделки кладут на край стола.

Печкин. Вот и я сделал игрушку Деду Морозу, подарок он мне принесет. А теперь давайте посмотрим, что сделали дети.

Восп. Хорошо бы посмотреть нам как смотрятся наши игрушки, но елки у нас нет.

Печкин. Как нет, у меня есть! Шел мимо магазина, вижу елки продают, ну я и купил себе одну к празднику, вот мы и посмотрим, как смотрятся ваши игрушки (вносит искусственную елку).

Восп. Дети, давайте повесим игрушки на елку! (Дети вешают игрушки).

Восп. Какие красивые игрушки, все постарались, молодцы! И дети, и Печкин.

Печкин. Конечно, все молодцы, Дед Мороз будет рад! А про вторую посылку мы забыли, что же в ней.

Восп. И правда (открывает посылку и достает сладкие призы). Деде Мороз прислал вам сладкие подарки и угощения и написал: “Всем, кто делал мне игрушки”.

Восп. Мы еще полюбуемся на эти игрушки, а потом отправим Деду Морозу.

Печкин. А я отнесу ее на почту.

Восп. Большое спасибо тебе, Печкин, что помог сделать нам игрушки! До свидания!

Воспитатель Маланина Татьяна Васильевна.

“Волшебный клубок”

конспект занятия по ручному труду подготовительная группа

Программное содержание. Учить детей делать поделки из ниток путем наматывания их на картон-основу, скреплять детали между собой, аккуратно наклеивать. Закрепить правила техники безопасности пользования ножницами. Развить фантазию, воображение. Воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость.

Материал: нитки полушерстяные, ножницы, цветная бумага, футлярчики от киндеров, клей ПВА, картон-основа, клеенка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций изготовления поделок.

Ход занятия.

Восп.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла…(зима).

О каком времени года говориться?

Дети. Зима.

Восп. Какой самый любимый праздник у детей зимой?

Дети. Новый год!

Восп. Чем украшают новогоднюю елку?

(Ответы детей).

Восп. Сегодня мы с вами пришли в небольшую, уютную мастерскую Деда Мороза, где изготавливает игрушки сам Дед Мороз.

Восп. А сейчас поиграем в игру “Чудесный мешочек”. В нем есть все, что нужно.

Загадка:

Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять.
(Клубок)

Инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
У него полно забот –
Он и режет и стрижет.
(Ножницы)

Восп. Правильно, ножницы. А еще нам понадобиться клей, цветная бумага, футлярчик от киндера. Какие вы знаете правила при работе с ножницами?

Дети. Нельзя держать острыми концами вверх, передавать друг другу только кольцами вперед.

Воп. Правильно. А сейчас садимся за столы, берем картон, и что делаем дальше?

Дети. Наматываем нитки.

Восп. Чем больше витков, тем…

Дети…тем пышнее заготовка.

Восп. А сейчас приступаем к работе.

Можно использовать тихую музыку.

В процессе работы пословицы:

  1. Умелые руки не знают скуки.
  2. Терпение и труд все перетрут.
  3. Что делано наспех, то сделано на смех.

Во время работы помогаю детям.

Восп. Славно мы с вами сегодня потрудились, какие красивые у нас получились игрушки. Когда будет у нас елка, мы повесим эти игрушки.

Воспитатель Антошкина Наталья Александровна.

“Бал у короля”

театрализованное представление в подготовительной группе

Программное содержание: развить у детей творческие способности, воспитывать желание участвовать в театрализованном представлении, используя навыки и умения. Использовать костюмы, изготовленные в группе, обыгрывать их.

Материалы и оборудование: костюмы короля, принцессы, гонца, наряды для красавиц, указ гонца, ножницы бутафорские, метры, фонограмма, платочек, перо.

Ход представления.

На центральной сцене изображена зима. На скамейке в парке сидит принцесса. Входит король.

Король.

Где же моя девочка,
Сладкая конфеточка?
Поищу ее в саду,
Может здесь ее найду!

(Ищет по залу принцессу, звучит музыка).

Король.

Что с тобой, моя родная,
Расскажи мне, дорогая?

(Принцесса встает и отходит в сторону, король за ней).

Принцесса.

Ах, оставьте вы меня,
Скучно, грустно мне, папа!

(Король поет песню “Ах, ты бедная моя”).

(Принцесса по окончании песни убегает).

(Король в печали проходит по замку и говорит).

Король.

Что-то грустно стало в замке
Нет ни музыки, ни танцев,
И красавиц не видать,
Нужно срочно всех собрать!

(Подходит к столу берет перо и пишет указ).

Входит гонец.

Король.

Эй, гонец, зови портных
Старых, средних, молодых!
Быстро в замок пусть идут
Все, что нужно принесут.

(Гонец кланяется, берет указ, король уходит).

(Гонец под музыку оббегает зал, встает в центре зала, разворачивает указ и читает).

Гонец.

Все портные во дворец!
Вас зовет король-отец!
Ножницы с собой берите,
Нитки, иглы захватите!

(Мальчики берут ножницы, метры и идут во дворец под музыку. Встают полукругом, входит король, портные кланяются).

Король.

Всех красавиц нарядить,
Всем наряды им пошить.
Сроку вам даю три дня.
И смотрите у меня!

Под музыку ставят столы, берут ткань, измеряют, режут.

Ведущий.

День и ночь портные шьют,
Кроют, режут, порют, рвут.
Ленты, бусы пришивают,
Все наряды украшают,
Чтоб красавиц нарядить,
Короля чтоб удивить.
Третий день к концу подходит,
Пальцы судорогой сводит.
Но портные все дошили
И красавиц нарядили!

(Звучат последние аккорды, мальчики убирают столы и встают у зеркала).

Входит король с принцессой под музыку.

Король. Все готово, господа?

Портные. Да, да, да!

Звучит музыка, король с принцессой садятся, гонец стоит рядом.

(Входят красавицы в нарядах, изготовленных в группе, по 2 человека, проходят по залу, кланяются королю и встают у окна).

Король.

Замечательно, прелестно!
Это очень интересно!
Всех портных благодарю
И спасибо говорю,
Что меня вы удивили,
Дочь мою развеселили.
А сейчас все танцевать,
Нужно бал нам начинать!

  1. Общий танец “Менуэт”. Король приглашает красавицу, гонец – принцессу, все остальные по желанию. По окончанию танца провожают дам на место.
  2. Дамы танцуют танец “Новогодние часы”.
  3. Король (после танца, хлопает в ладоши). В игры, в игры поиграем, кто здесь ловкий мы узнаем!

    Общая игра “Платочек”

    Принцесса.

    А теперь станцую я,
    Посмотрите на меня!

  4. Танец принцессы и 7 портных.

(По окончанию все хлопают).

Король.

А сейчас устроим пир
Большой пир на весь мир!
Я к столу вас приглашаю,
От души всех угощаю!