Урок развития речи. Прощание с нарядом. Сочинение по наблюдениям

Разделы: Начальная школа


Тема. Прощание с нарядом. Сочинение по наблюдениям

Цель. Формирование умения выражать свои мысли и чувства об увиденном в письменной речи.

Задачи:

1) формирование у младших школьников умения наблюдать за изменениями в живой природе;
2) обучение детей способам отбора языкового материала по теме наблюдения;
3) формирование речевых умений:

— осмысливать тему и ее границы,
— ставить задачу своего высказывания;

4) отбирать материал в соответствии с темой и задачей высказывания.

 Оборудование:

а) аудиозапись “Времена года. Осень” П. И. Чайковского;
б) рисунок 1 “Лето”
в) рисунок 2 “Осень”
г) рисунок 3 “Поздняя осень”
д) рисунок 4 “Определение автора повествования”
е) рисунок 5 “Текст-повествование”
ё) рисунок 6 “Алгоритм сочинения”

Подготовительная работа.

1. Провести экскурсию в парк или лес. Во время экскурсии обратить внимание на изменение осеннего убранства березы. Результаты наблюдения занести в творческие тетради.
2. На уроках классного или внеклассного чтения прочитать произведения русских классиков созвучные с темой сочинения и выписать в творческие тетради языковые обороты (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)
3. На уроках ИЗО выполнить рисунки на тему “Деревья меняют свой наряд”.
4. Предложить детям понаблюдать за отдельным деревом и в творческих тетрадях записать изменения, описать внешний вид листа.

Ход урока

I. Организационный момент

Послушайте пьесу П.И Чайковского ”Времена года. Осень”.
Какими красками изобразите услышанную музыку? Почему?
Покажите листики цветной бумаги.

II. Постановка учебной задачи.

1. На доске написана пословица “Наблюдай, да примечай”

— Прочитайте пословицу.
— Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Послушайте загадку

У нашей школы славится
Стройная красавица:
Белые одежки;
Золото сережки,
С расплетеною косой,
Умывается росой. (Береза)

— Как вы догадались?

Учитель говорит: “По тому, как желтеет береза сверху или снизу, можно предсказать приход будущей весны. Желтеет береза с верхушки – быть ранней весне, снизу – поздняя весна” - это народная примета. Народ любит свою белоствольную красавицу. Сложил о ней песни, прославил в стихах. На Руси считали, что береза охраняет от зла. Березы, которые растут около нашей школы, дома, необходимо беречь. Они не только украшают, но и очищают воздух от пыли.”

3. Рассмотрите рисунки (рис.1, рис.2, рис.3) и соотнесите их с пословицей и загадкой

Рис. 1. “Лето”.

Рис. 2. “Осень”.

Рис. 3. “Поздняя осень”.

4. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Тема урока: Сочинение по наблюдениям.)

—Чему будете учиться на уроке? (Писать сочинение по наблюдениям о березе)

III.  Обсуждение темы сочинения

— Вспомните, какие чувства вы испытываете, когда гуляете по осеннему лесу или парку?
— В чем проявляется волшебство осеннего леса?
— Что особенного происходит с деревьями?
— Что может испытывать дерево осенью?
— Посмотрите на рисунки и скажите, что происходит с березой?
— Какова будет тема сочинения? (“Осенняя береза” “Береза осенью”)
— Посмотрите на рисунки и соотнесите их с пословицей, вспомните, на что мы обращали внимание на экскурсии.
— Что происходит с березой?
— Какова тема сочинения?(“Прощание с нарядом”)
— О чем может идти рассказ по этой теме? (Береза меняла свой наряд: зеленый, желтый, черно-белый.)
— Какую задачу можно решить в сочинении? (Выразить чувства, переживания в связи со сменой нарядов березы)
— От имени кого могут быть выражены чувства, переживания в сочинении? (От имени березы или наблюдателя)

Учитель фиксирует на доске ответы детей.

Рис. 4. Определение автора повествования
Рис. 4. Определение автора повествования

— Для кого будут ближе переживания по прощанию с нарядом?

Дети выбирают лицо, от чьего имени будет вестись повествование.

IV. Физ. минутка

Сейчас немного отдохнем. Каждый из вас представит себя березкой.

Вверх руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем — руки согнули назад.

V. Словарная работа

— Кому может рассказать береза о своих переживаниях?
— Какие чувства будет выражать береза в своем рассказе? (Предлагается выбрать слова, записанные на доске: радость, гордость, восхищение, растерянность, тревога, печаль, боль, надежда)
— Какие слова, по вашему мнению, будет использовать береза для выражения своих чувств?
— Чему радуется и чем гордится береза на первой картинке? (красивый зеленый сарафан, изумрудные листочки, пушистые сережки, прохлада в знойный день)
— Чем восхищается береза на второй картинке? (прилетела птица-осень, золотое платье, королева, солнечные блики)
— Почему печалится береза? (листья улетели, голая, стало холодно, одиноко, пронизывающий ветер, сыро)
— О чем мечтает береза? (придет зима; снег как белая пушистая шубка)

VI. Написание сочинения

Какой тип текста выберете для рассказа березы? Почему? (Текст-повествование)
Что это значит “текст-повествование”? (Рис. 5)


- А сейчас попробуйте себя в роли писателя и самостоятельно продумайте сюжет и последовательность текста. Напишите сочинение по данной теме “Прощание с нарядом.”
Можете использовать слова, записанные на доске и пользоваться алгоритмом написания сочинения. ( Рис. 6)

Рис. 6

VII. Итог урока.

— Что нового вы узнали о березе?
— Кто желает прочитать свое сочинение?

Рекомендации:

Дети пишут сочинение в черновиках, с целью последующего редактирования выполненной работы.
Редактирование предполагает обсуждение следующих моментов:

— Раскрыта ли тема сочинения?
— Реализована ли задача высказывания?
— Правильно и точно ли выбраны языковые средства?
— Насколько последовательно выражена главная мысль сочинения?

Детские сочинения

Прощание с нарядом.

Недавно, гуляя по аллее, я увидел березку. Она была почти без листьев. И мне вспомнилось, что летом березка стояла в зеленом сарафане с пушистыми сережками. Изумрудные листочки шептались на ветерке. Приятно было сидеть в прохладной тени в знойный день.

А затем пришла осень и словно осыпала березку золотом. Она в этом новом наряде стала точно сказочная королева. Ее золотые сердечки, как кусочки солнца, трепещут на ветерке. Но в их шорохе слышатся тревога и печаль. Березка будто чувствует, что скоро подует сильный холодный ветер и сорвет ее праздничный убор. Оголятся ее тонкие беззащитные веточки. Она и сейчас роняет свои листья, похожие на звездочки. И кажется, что березка плачет золотыми слезинками, прощаясь со своим нарядом. (Максим П.)

Прощание с нарядом.

Летом я гордилась своим зеленым красивым сарафаном. Пушистые сережки придавали мне такой блеск. С изумрудными листочками в знойный день я создавала прохладу под своей кроной. Восхищалась тем, что два или три листочка пожелтели

Прилетела птица-осень и подарила мне золотое платье. Я была на высоте, мне было не по себе, потому что себя чувствовала королевой красоты.

Но вдруг подул сильный ветер. Мои золотые листья стали потихоньку осыпаться. Все мои листья-монетки осыпались. Мне стало холодно. И, наконец, пришла зима. Она подарила мне пушистую шубку. (Костя К.)

Березка.

Жила-была березка. Она росла красивая, стройная, высокая. Каждый сезон она меняла свой наряд. Зимой она стояла в белом наряде. Приходила весна и березка наряжалась в зеленые листики с сережками. Летом у нее был темно-зеленый сарафан. А осенью березка покрывалась золотыми листьями.

(Владик К.)