Опыт работы психологической службы "Твой дом" детского санатория "Черная речка"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Одним из основных, приоритетных направлений деятельности детского санатория “Черная речка” является забота о физическом и психическом здоровье и развитии ребенка. С этой целью в конце 1999 года у руководства детского санатория возникла идея организации психологической службы “Твой дом”, где каждый ребенок смог бы найти для себя любимый уголок, ласковое слово, добрую улыбку, совет и поддержку. Наш девиз “Не стой на месте!”. В своей деятельности мы стараемся постоянно совершенствоваться. В настоящее время приобретаем опыт работы со взрослыми группами, проводим курсы сеансов релаксации с элементами расслабляющего массажа и дыхательной гимнастики, а также методов ароматерапии и арттерапии.

Нами разработаны и активно внедряются в практику программы работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и взрослыми. В летний период курируем педагогическую и психологическую практику студентов РПК.

В своей работе мы используем такие формы работы как тренинг, развивающие занятия с элементами коммуникативного тренинга, арттерапии, ароматерапии, сеансы релаксации, интегрированные занятия с художественными мастерскими, занятия по развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, по запросу детей и родителей – диагностика, профконсультирование. С родителями и детьми каждый заезд проводим консультации, 2 раза в неделю работает телефон “Горячая линия”.

С педагогами планово проводим консультации, участвуем в педсоветах, круглых столах, проводим сеансы по саморегуляции внутреннего состояния. С медицинским персоналом – медико-психологические консилиумы: например, по вопросу “Психосоматика”.

Стало традицией проведение заключительного мероприятия “Музыка души” с ребятами 15-16 лет, которые вероятно, приезжают уже последний раз в детский санаторий в качестве отдыхающих детей. При свечах, под звуки гитары, за чашкой чая с вкуснейшим пирогом, ребята вспоминают интересные моменты из жизни в санатории, получают слова напутствия из книги “Кладезь мудрости” и диплом.

Работа службы организована круглогодично, наблюдается творческий и разносторонний подход к деятельности. Мы продумали и оригинально организовали функциональное пространство службы.

Предлагаю небольшой экскурс по службе! Тематически, с использованием природного ландшафта, большим аквариумом с экзотическими рыбками и цветами, оформлен холл, позволяющий всем обратившимся в психологическую службу окунуться в увлекательный мир природы и фантазии, где постоянно действует галерея детских рисунков “Мир души”, работает кружок “Целители природы”, проходят интересные, познавательные встречи с детьми.

Путешествуя дальше, по психологической службе вы попадаете в “Зимний сад”, где вас окружают удивительные растения, звуки природы и музыки, что способствует снятию напряжения и отдыху. Из “Зимнего сада” вы можете пройти в кабинеты индивидуальной и групповой работы (“Арт-студию”, “кабинет релаксации”), кабинет компьютерной диагностики.

В настоящий момент психологическая служба приобрела новый статус – научно-психологический центр, что качественно повлияло на создание новой организационной структуры всего детского санатория.

С приобретением нового статуса – научно-психологического центра, определяем основную цель своей деятельности как:

  • Создание научно-исследовательской базы для организации эффективной деятельности детского санатория;
  • Оптимизация пребывания ребенка в детском санатории, развитие и гармонизация его личности.

Задачи:

  • совершенствование программы деятельности психолога в рамках научно-психологического центра;
  • проектирование и проведение социально-психологических исследований;
  • психолого-педагогическое изучение детей в целях обеспечения индивидуального подхода;
  • адаптация детей к проживанию в новом месте и в новом коллективе;
  • организация и проведение консультативной работы;
  • организация и проведение развивающей работы;
  • организация психолого-экологического ландшафта.

Содержание направлений работы:

1. Направление по формуле: педагог + психолог

  • Формы работы:
    • консультации;
    • беседы;
    • диагностика;
    • педсоветы;
    • творческие объединения;
    • тренинги;
    • сеансы релаксации.

2. Направление по формуле: медик + психолог

  • Формы работы:
    • консультации;
    • медико-психологический консилиум;
    • беседы;
    • АТ;
    • совместная работа с документацией (курортные карты, история болезни, заключение).

3. Направление по формуле: творческий центр + психолог (творческие мастерские, оптический театр, кружок краеведения)

  • Формы работы:
    • интегрированная программа “ Творческое сообщество”;
    • беседы;
    • наблюдения;
    • проведение совместных тематических проектов;
    • круглый стол.

4. Направление по формуле: администрация + психолог

  • Формы совместной работы:
    • консультации;
    • формирование запроса;
    • совещания;
    • совместные решения вопросов обеспечения психологической службы (дизайн, оборудование, приобретение методик, пособий и др.);
    • эффективное совершенствование предметно-развивающей среды;
    • сеансы релаксации;
    • диагностика.

5. Направление по формуле: культурно-спортивный центр + психолог

  • Формы совместной работы:
    • конкурсы;
    • КВН;
    • Брейн-ринг;
    • соревнования;
    • диагностика;
    • наблюдение;
    • беседы, консультации;
    • совместные акции.

6. Повышение профессионального уровня (ежегодное участие в Областной конференции психологов, методическом объединении психологов, обучение в аспирантуре, поездки с целью обучения обмена опытом в другие регионы).

7. Сотрудничество с психологическими центрами области, обмен опытом с другими регионами. Актуальным считаю поддержание связей с психологическими центрами г. Рыбинска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов.

Продолжаю курирование участия детского санатория в конкурсных программах регионального, всероссийского и международного уровня. Использование ресурсов ИНТЕРНЕТА для установления и поддержания контактов.

Результаты:

  • поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
  • оптимальная адаптация детей в детском санатории;
  • развитие творческих способностей у детей;
  • оказание индивидуальной психологической помощи детям и сотрудникам;
  • оказание своевременной помощи педагогам в налаживании отношений с детьми, решении проблемных вопросов.

На протяжении заезда (21 день) предлагаю ребятам принять участие в работе психологических групп. Тематика курса занятий зависит от подбора детей в группу (возраст, диагноз, запрос родителей и самого ребенка). Оптимальное количество встреч в группе с детьми – 10-12 раз. В зависимости от наполняемости санатория формируется количество групп, в основном 3-4 группы по 8-10 человек в каждой.

Группы:

  • “Карапузы” (для детей 5-8 лет);
  • “Развитие” (для детей 8– 10 лет);
  • “Веселая планета” (для детей 10-12 лет);
  • “Новое поколение” (для детей 13-15 лет).

Примечание: названия групп условны. Каждая группа сама выбирает свое название.

Конспект курса занятий “Добрые волшебники” с детьми 6-8 лет

Цели:

  • Развитие у детей творческих способностей, воображения и фантазии.
  • Умение взаимодействовать вместе, сотрудничать.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • Развитие чувства гармонии и вкуса.

Материалы:

  • Музыкальные инструменты (бубны, погремушки, дудочки, барабан, губные гармошки, колокольчики и др.);
  • Все для рисования (гуашь, альбомные листы, стекло, кисти, тушь);
  • Аромалампа (с хвойным маслом).

Подготовка к занятию:

  • Предварительно готовятся куклы Фей Дня и Ночи, доброго Волшебника Фо и декорации для волшебной полянки.
  • Подбирается музыкальное сопровождение: диски “Звуки природы”, “Фантазии”.

Краткий ход занятия:

Перед началом занятия включается аромалампа с хвойным маслом.

– Здравствуйте, ребята!

Психолог объявляет детям, что сегодня на занятии они отправятся в удивительное фантастическое путешествие – на волшебную лесную полянку, где живут добрые животные, поют птицы, журчит ручей, дует легкий ветерок, светит ласковое солнышко, и цветут цветы, здесь у каждого из вас будет возможность проявить себя и почувствовать добрым волшебником.

Звучит таинственная музыка.

Психолог предлагает детям закрыть глаза, вместе с добрым Волшебником Фо (кукла, которая знакома детям с предыдущих занятий) дети произносят волшебные слова “Трейли, Вейли, Фо – мы идем творить добро” (постепенно гасится свет) и оказываются на лесной полянке (комната декорирована под лес), где их встречают две добрые Феи Ночь и День (в роли фей выступают куклы (психолог-кукловод).

Детям предлагается выбрать индивидуальное приветствие (словами, жестами, по желанию ребенка) и поприветствовать Фей и других ребят.

После приветствия Феи предлагают детям веселое путешествие по лесной полянке. На полянке ребята находят музыкальные инструменты (бубны, погремушки, дудочки, барабан, губные гармошки, колокольчики и др.), каждый выбирает тот инструмент, который в большей степени сегодня передает его настроение и начинает передвигаться, выполняя несложные танцевальные действия, по сказочной поляне, играя на своем музыкальном инструменте. Одновременно прислушиваясь к другим ребятам и присматриваясь к их движениям, ребята пытаются по наиболее близкому на их взгляд звучанию или движению найти себе пару. (Феи выполняют вместе с детьми это упражнение, психолог координирует действия детей).

Найдя свою пару, ребята пытаются объединяться далее, образуются несколько групп (2-3), которые выполняют под “чувственную” музыку танцевально-музыкальные композиции. Феи благодарят детей за чудесные импровизации.

Далее, Фея Ночь предлагает детям опуститься на сказочной поляне на траву, лечь, закрыть глаза и немного отдохнуть. Под звуки спокойной музыки дети погружаются в мир фантазии и покоя – проводится аудиовизуализация “Волшебный лес” (авт.).

С пробуждением, дети потягиваются, и Фея День приглашает ребят в “Арт-студию”, где ребята с помощью метода монотипии красками “Гуашь” рисуют свои впечатления, фантазии на листах ватмана.

Далее, каждому ребенку предлагается возможность показать свой рисунок другим ребятам. Прокомментировать его и проговорить, что он чувствует в настоящий момент.

Путешествие на лесную полянку подходит к завершению. Дети прощаются с Феями (передавая волшебную палочку из рук в руки в кругу, ребята произносят добрые слова-пожелания всей группе), далее звучат волшебные слова Волшебника Фо “Трейли, Вейли, Фо и до – всем здесь было хорошо”, ребята все вместе взмахивают волшебной палочкой и оказываются в психологической комнате.

Путешествие на лесную полянку завершилось!

Традиция: Все дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.