"Первобытные люди" (3 занятия из цикла "Странички истории")

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

- Ознакомление детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека: овладением речью, счётом, умением добывать огонь, земледелием, использованием глины для изготовления посуды, приручением животных, наскальной живописью.
- Расширение словарного запаса, введение новых слов: мамонт, древко, шкура, вождь, племя, и др.
- Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имён для первобытных людей).
- Развитие воображения, фантазии и логического мышления путём создания проблемной ситуации.
- Развитие пантомимических и мимических способностей у детей, развитие мелкой моторики.
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством.
- Закрепление умения работать с глиной, используя различные приёмы лепки (расплющивание, скатывание, прищипывание).
- Эстетическое восприятие музыки в сочетании с цветом и движением, развитие у детей умение в танце выразить характер изображаемой стихии.

Занятие №1.

Демонстрационный материал: картины с изображением первобытного человека, племени; рисунок с изображением мамонта, жилища первобытного человека.

Раздаточный материал: шкуры – одежды, сделанные из искусственного меха, подвязываются тесёмочкой; бусины, изображающие ягоды, карточки с цифрами; ягодный амулет (ягодка на тесёмочке); древки и наконечники копий, верёвочки – по количеству детей; 3 обруча; игрушки или картинки с изображением мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.

Ход занятия. 1 часть.

Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. (Звучит гонг. Гаснет на несколько минут свет. Музыка.)

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картины с изображением первобытного человека.) У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен. Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.) Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура? А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.) Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.) Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо). А где он мог жить? (Дети: в пещере)

Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. (Звучит музыка. Воспитатель помогает детям одеть шкуры – одежды.) Какие красивые первобытные люди получились! Нам пора на поляну. (Идут на “поляну”.) По команде – начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше – станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою добычу, раскладывайте её на ковре и считайте, у кого сколько ягод.

Физ. минутка.

(По сигналу дети собирают бусины. Воспитатель проверяет, раздаёт детям карточки с цифрой, обозначающей количество собранных бусин.)

Давайте посмотрим, кто собрал больше всех бусин. Взгляните на свои карточки. (Воспитатель спрашивает, какая цифра на карточке у каждого ребёнка.) Как вы думаете, ребята, кто больше собрал ягод Петя или Маша, если у Пети карточка с цифрой 5, а у Маши с цифрой 6? На сколько ягод больше собрала Маша?

Значит, мы объявляем Машу самой ловкой в собирании ягод! И вешаем ей на шею ягодный амулет.

2 часть.

Какой богатый урожай вы собрали, молодцы! Но кто-то сказал, что можно ещё есть рыбу и мясо. Где водиться рыба? (Дети: В реке.) как её оттуда достать? ( Дети: Поймать на крючок, удочкой.) А как раздобыть мясо? (Ответы детей.) Да, надо идти на охоту. В те далёкие времена на земле водились мамонты. (Показ картины.) На какого зверя похож мамонт? (На слона.) А чем мамонт отличается от слона? (Дети: У мамонта – шерсть и огромные бивни.) А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи. Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (Дети: оружие.) Из чего его можно сделать? (Ответы детей.) Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. (Показ копья с каменным наконечником.) Каменное остриё они привязывали к древку с помощью гибких растений – лиан, вот так… Давайте-ка и мы с вами попробуем сделать копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим с вами деревянными, а лианы – верёвками, но для нашей охоты это сгодиться. Согласны? Тогда усаживайтесь на ковёр.

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь (показ картины с изображением племени), а также старейшины - старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому. Сейчас я превращусь в старейшину нашего человеческого стада, (воспитатель одевает “шкуру”, звучит музыка) и научу вас делать настоящее копьё. (Сидя в кругу на ковре, дети после показа изготовляют копья, а воспитатель продолжает свой рассказ, при необходимости помогает детям. Фоном звучит тихая музыка.) Нужно взять наконечник, приложить его к древку и обмотать крепко-накрепко верёвкой. Вот так. Да, трудные времена. И от хищных зверей надо спасаться: от тигров саблезубых, ягуаров, львов, и еду для всех добывать. А хотите, научу вас на мамонта охотиться? Хотите?

Сначала надо найти тропинку, по которой он ходит на водопой, водички попить. Потом выкопать там большую яму, вниз колья острые вкопать, а сверху веточек накидать, чтобы яму незаметно было. Самим же надо спрятаться в засаде. Как мамонт появится, нужно закричать, зашуметь (звуковая имитация). Мамонт испугается и побежит по тропинке, да и провалится в нашу яму-ловушку прямо на кол. Тут сидящие в засаде должны выбежать, да копья свои прямо в мамонта бросить. Да, осторожнее, близко к яме подходить нельзя, а то мамонт может вас хоботом задеть. Ну что, у всех копья готовы? Тогда пошли тропу искать, да яму копать.

Физ. минутка.

Вот и тропа. (Воспитатель и дети имитируют проход по тропе, копание ямы, вбивание кольев, закладывание ямы веточками. На месте копания выкладывают “ямы” – обручи. Потом дети отходят, укрываясь в “засаде”. Воспитатель вкладывает в обручи игрушки: мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.) Знаете, как кричит загонщик? (Имитация звука.) Я вижу, как по тропинке идут дикие звери. Кричим! Звери испугались и бегут к ловушке! Они не заметили ям и провалились в них. Охотники приготовьтесь! Стрелять будем по очереди. Первыми стреляют…(Стреляют по 3 ребёнка каждый в свою лунку.) Близко к яме не подходить, это опасно! Пли!

В яму-западню попали… Самые меткие у нас были… Объявляю их лучшими охотниками племени. (Возможно награждение амулетами.)

3 часть.

Забираем добычу. Кто у нас попался в ловушку? (Мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь.) Хорошая добыча! Взяли? А теперь пошли. Куда же мы пойдём? Где жили первобытные люди? Как вы думаете? (Наводящие вопросы воспитателя.)( Дети: в доме, в пещере.) Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. (Показ картинки. Дети идут за воспитателем к пещере.) Наконец-то дошли. Как я устала и проголодалась. Пора нам покушать. У нас есть дичь, а значит мясо. Но его нельзя есть сырым, оно жёсткое, его надо… (Дети: пожарить, сварить.) И мы пожарим его на … (Дети: огне, костре.) Что нужно для костра? (Дети: дрова, палки.) Собираем палки, поваленные деревья и складываем их вот сюда. Здесь мы разведём костёр. (Дети имитируют сбор веток.) Теперь садимся вокруг нашего будущего костра. В древности люди не умели сами добывать огонь. Они ждали, когда будет гроза. (Включают звуки грозы.) Молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжёт его. Тогда они брали горящую ветку и разводили костёр в своём жилище. Смотрите, от молнии загорелось дерево. Сейчас я принесу горящую ветку. (Воспитатель “поджигает” костёр.) А чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр. Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Вот и наше мясо пожарилось. (Дети и воспитатель “жарят” и “едят” мясо.) Замечательное мясо мы пожарили, хорошая была охота!

Заключение.

(Звучит тихая музыка.) Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Сейчас погаснет свет, а когда он снова зажжётся, мы снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире. (Музыка. Гаснет и включается свет. Воспитатель помогает детям снять “шкуры” и спрашивает.)

Как назывались люди, в которых мы превращались? –( Первобытные.) Во что они одевались? – ( В шкуры) Что ели? – (Собирали ягоды, охотились.) На кого охотились? – (На мамонтов.) Где жили? – ( В пещерах, в хижинах.) Откуда брали огонь? – ( От грозы.) Понравилось вам быть первобытными людьми? – ( Да.)

В следующий раз мы обязательно посетим первобытных людей и узнаем, чему же они научились.

Примечание.

После данного занятия можно провести сюжетно-ролевую игру по этой теме. Особое внимание следует уделить разделению ролей в человеческом стаде. Женщины готовят еду, собирают ягоды и коренья, шьют одежду, ухаживают за детьми, поддерживают огонь. Мужчины мастерят оружие, охотятся, ловят рыбу, строят хижины. Кроме того, следует обратить внимание детей на ритуальные пляски у костра перед началом охоты. Это позволит использовать в игре музыкальное сопровождение и элементы хореографии.

Занятие № 2.

Демонстрационный материал: картина с изображением первобытного человека; картинки с изображением 1,2,3, много животных; одежда вождя племени; одно копье; мяч.

Раздаточный материал: “шкура” - одежда на каждого ребёнка; камушки кремня, ровные обструганные палочки по количеству детей, коробка; “плоды” – бусины, косточки или др.; глина, доски для лепки.

Ход занятия.1 часть.

Ребята, а кто помнит, как мы с вами превращались в первобытных людей? (Эмоциональные ответы детей.) Кто хочет ещё раз побывать в шкуре первобытного человека? Тогда садитесь на ковёр и приготовьтесь… Готовы ваши ручки? (Воспитатель вытягивает руки – дети повторяют движение.) Готовы ваши ножки? Готова ваша голова? Глазки? Ушки? Сейчас проверим.

Вот он первобытный человек. (Показ картины с изображением первобытного человека.) Во что он одет? (Дети: в шкуру.) Где он жил? ( Дети: в пещере, в хижине.) Что ел? (Дети: ягоды, мясо, рыбу.) Для чего ему был нужен огонь? (Дети: греться, готовить пищу.) Вы всё правильно сказали. Но наш человек жил не один, а среди других первобытных людей. Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как позвать других? ( Ответы детей.) Можно позвать жестами. Как? (Дети изображают. Если дети затрудняются, то воспитатель даёт образец.) Можно позвать мимикой (подмигивание). А можно голосом. (Эй! У-у-у!) Сначала древние люди общались только звуками. (Имитация звуков.) Но это было очень не удобно, и они придумали свой язык, то есть разные слова. А вы знаете, какие бывают слова? Мы с вами сейчас поиграем. Я кидаю мячик, а вы называете слово и бросаете мяч мне обратно. (Проводиться игра “Горячая картошка”.) Теперь первобытные люди могли понимать друг друга. И вот наступает время превращений.

(Воспитатель раздаёт “шкуры” - одежды. Звучит музыка. Гаснет свет, потом зажигается.)

Теперь мы с вами первобытные люди, но живём мы не в стаде, а в племени, потому что мы стали умнее. Я вождь племени – великий Махатуп. Пусть каждый из вас придумает себе имя. Это может быть “зоркий глаз”, “пушистый хвостик”, “торопыжка” или что-то другое. Тот до кого я дотронусь копьём, должен встать, назвать своё имя перед всем племенем и сесть обратно. Итак… ( Воспитатель дотрагивается, дети называют имена.)

Вот, всё племя в сборе. Мы, древние люди, умеем считать до трёх. (1 – показ картинки с одним животным, 2 – картинка с двумя животными, 3 – с тремя животными, много животных – “тьма”) Всё, что больше трёх это тьма, то есть много. Проверю, умеете ли вы считать, как первобытные люди. Если я покажу картинку, где нарисовано одно животное, сколько пальцев вы мне покажите? (1) Если 2? (2) Если 3? (3) А если больше трёх животных, то вы вот так разведёте руками, что значит много. (Проводится игра.)

Физ. минутка.

Да, мои соплеменники, вы умеете считать, но вы не умеете добывать огонь! Я, великий вождь Махатуп, научу вас. Пойдите к далёкой горе и отыщите мне два вот таких камня, которые называются кремень и гладкую палочку, с их помощью можно добыть огонь. Я же буду ждать вас у входа в нашу пещеру. (Дети ищут и приносят. Садятся около воспитателя.)

2 часть

Чтобы добыть огонь, нужно набрать сухой травы или моха, стукнуть кремень о кремень – выскочит огненная искра. Она подожжёт мох и загорится огонь. Только нужно стучать осторожно, чтобы не пораниться. (Дети пробуют.) Теперь понюхайте свой кремень. Чувствуете? Пахнет серой. Именно из-за неё и появляется искра. А там, где нет кремния, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладывали сухую траву, на неё ставили палочку и тёрли её между рук (показ). Палочка нагревалась, трава загоралась. Кто хочет попробовать? Нагрелась ваша палочка? (Дети пробуют добыть огонь.)

Да, нелегко добыть огонь. Нужно долго тренироваться. Складывайте палочки и кремень в эту коробку. А мы отправляемся с вами копать поле. Знаете зачем? Чтобы посадить там полезные растения. Надоело мне бегать по всему лесу, отыскивая съедобный плод или ягоду. Посадим полезное растение около нашего жилища и бегать, никуда не придётся. За мной, первобытные люди!

Физ. минутка.

(Дети имитируют копание земли. Звучит музыка.)

Мы с вами семена, брошенные в землю. Пригрело солнышко. Пошёл дождик. Вот из семени проклюнулся маленький росток. Мы растём, растём. (Имитация роста.) И превращаемся в большое растение с зелёными листьями. Появился бутон, он раскрывается и превращается в цветок. Подул ветер, и закачались цветы. Цветок закрывается и превращается в плод. Плоды созревают и падают на землю. (Музыка замолкает.) Прошло время и из наших семян вырос отличный урожай. Я собрала его. (Показ плодов.)

3 часть.

Чтобы сварить что-нибудь из этих зерен, нам нужен огонь, вода и… В чем же мы будем варить? (Дети: в кастрюле.) Но, вы забыли, что мы с вами первобытные люди и посуду нам придётся делать самим. Из чего можно сделать посуду? (Варианты детей.) Можно выдолбить из камня, но это долго. Можно есть из большого листа, но в нём нельзя ничего варить. А можно использовать глину. Чтобы из наших “зерен” сделать похлёбку, нужна глиняная посуда. Так сделаем же её, о хитроумные древние люди! Только сначала пусть каждый из вас возьмёт из этой коробочки не больше 3-х плодов. Не больше!! И отправляемся в путь. К нашей мастерской по изготовлению посуды. (Дети садятся за столы, приготовленные для лепки. Воспитатель проверяет, как дети справились с заданием и взяли не больше 3-х плодов. Обсуждают с детьми, что надо сделать тем, кто взял больше.) Берём кусок глины, скатываем из неё шар, расплющиваем между ладонями, прищипываем края пальцами, слегка оттягивая вверх – получилась миска. Если ее сделать глубже, да приделать к ней тоненькую колбаску – ручку, то получится чашка. А если сделать две ручки – получится кастрюля. Итак, положите свои плоды рядом, возьмите в руки глину и вылепите любую посуду, но только, чтобы туда можно было положить ваши плоды. Когда ваша посуда будет готова, мы поставим ее на очаг, разведем огонь и приготовим обед. (Дети работают самостоятельно.) Какая красивая, удобная посуда получилась! Молодцы, ребята! Умеете обращаться с глиной как древние люди. Потом ее нужно будет обжечь на огне, чтобы она сделалась прочной.

Заключение.

А сейчас, мои дорогие древние люди, наше превращение подходит к концу. До скольки умели считать древние люди? – (До трёх.) С помощью чего добывали они огонь? – (Кремень, трение сухой палочки.) Что они придумали для того, чтобы не бегать за вкусными растениями по всему лесу? – (Посадить его рядом с домом.) Из чего древние люди стали делать посуду и строить себе дома? – (Из глины.) Что вам больше всего понравилось в жизни первобытных людей?

Наше время истекло. Превращения начинаются. (Гаснет свет. Звучит музыка. Свет зажигается.) Снимайте свои “шкуры”. Вы снова стали мальчиками и девочками, которым нужно помыть руки.

Занятие № 3 (обобщающее).

Демонстрационный материал: картины по тематике “первобытные люди”; видеоцентр и кассета с м/ф “Кошка, которая гуляла сама по себе”; несколько схематичных рисунков "первобытного человека”; музыкальная подборка по теме “стихии”.

Раздаточный материал: фишки, символ вождя (амулет и/или шкура); шапочки – налобники для каждой из стихий по количеству детей.

Ход занятия. 1часть.

(Дети рассаживаются на ковре.) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами ещё раз встретимся с первобытным человеком. (Выставляются картины.) Вы очень много о нём узнали, а запомнили?

(Дети: Да!) Сейчас проверим. Только давайте условимся. Я задаю вопрос, кто знает ответ – кладёт руки себе на голову, вот так. (Показывает.) Кто ответа не знает, прячет руки за спину, вот так. (Показывает.) Отвечать может только тот, к кому я прикоснусь “копьём”. Если ответ правильный, я даю фишку. Кто соберёт больше фишек, тот становиться вождём нашего племени. Готовы?

Как первобытный человек добывал огонь? – (С помощью кремня, сухой палочки.) Покажи. ( Необходимые предметы лежат на столе.) Во что он одевался? – ( В шкуру.) Какое оружие было у первобытного человека? – ( Копье, топор, дротик, нож.) Из чего он делал своё оружие? – ( Из дерева, из камня.) Зачем древнему человеку нужно было оружие? – (Для охоты, для защиты от диких животных.) На каких животных охотились тогда первобытные люди? – (На мамонтов, саблезубых тигров) Что кроме мяса они ели? – (Коренья, ягоды, плоды.) Где жил первобытный человек? – ( В пещере, в хижине.) Из чего древние люди догадались сделать посуду? – (Из глины.) Как первобытный человек общался с другими людьми? Жестом, мимикой и … - (словом.) До скольки умел считать древний человек? – (До трех.) Как звали самого главного человека в племени? – (Вождь.) Что делали мужчины? – (Охотились, ловили рыбу, готовили оружие.) Что делали женщины? – (Смотрели за детьми, готовили еду, делали одежду, собирали плоды.)

(Подсчёт фишек, награждение победителя, объявление его вождём племени.)

Физ. минутка.

А теперь вождь даёт команды, а мы их выполняем. (Из игры “Командиры”. Задания: сесть, попрыгать, лечь, закрыть глаза и т.д.)

2 часть.

Молодцы, ребята! А теперь садимся на стульчики-пенёчки и смотрим, до чего сумели додуматься первобытные люди. (Просмотр отрывка из м/ф “Кошка, которая гуляла сама по себе” о приручении животных.) Так что же сделали первобытные люди? (Дети: приручили животных.) Каких? (Дети: собаку, лошадь, корову.) Да, люди приручили диких животных и те стали домашними.

Физ. минутка.

А вы умеете превращаться в животных? (Дети: да.) Я буду загадывать вам загадки, а вы мне отгадки будите показывать. Договорились?

Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (Собака) Пыль по полю летит, только слышен стук копыт. (Конь) Травку жует, молока всем даёт. (Корова) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

3 часть.

Но человек не только выращивал полезные растения, приручал животных, строил хижины, охотился. Он ещё умел рисовать. Вот такие картинки, нарисованные древним человеком, нашли современные учёные. (Показ нескольких рисунков.) На чём же рисовали первобытные люди?(Дети: на камне, скале. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами.) Почему как вы думаете? (Дети: не было бумаги.) Да, тогда ещё люди не придумали, как делать бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей. А сейчас постарайтесь узнать, что же здесь нарисовано? (Показ схематичных рисунков, отгадки детей.) Как вы здорово всё угадали! Но я должна вам сказать, что древние люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Они много не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце – они считали проявлением Бога. Много у них было богов. Бог воды отвечал за все моря, речки и ручейки. Каким цветом его можно изобразить? (Дети: синим.)(Воспитатель показывает шапочку-налобник синего цвета. Аналогично для огня и солнца) Бог огня посылал молнии, мог быть и костром и пожаром. Какой бы цвет ему подошёл? (Красный) Бог солнца, посылающий свет и тепло. Какой же цвет подойдёт для бога солнца? (Жёлтый)

А теперь каждый из вас выберет себе стихию огня, воды или солнца и наденет подходящую шапочку. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться и танцевать согласно звучанию музыки. Итак, … (Дети выбирают шапочки. Звучит музыка воды, огня, солнца. Дети двигаются под музыку. Воспитатель подсказывает при затруднении. Танцует вместе с детьми.)

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии! Как великолепно они танцевали! Молодцы, ребята! Теперь мы сложим шапочки в коробку. (Складывают.)

Давайте попрощаемся с первобытными людьми. До свиданья, первобытный человек!

(Воспитатель и дети машут рукой первобытным людям, прощаясь.)