Дизайн как способ организации жизни

Разделы: Внеклассная работа


В истории педагогики существовало много педагогических и воспитательных и образовательных систем. И каждый педагог, учитель, преподаватель придумывал, находил, использовал тот учебный принцип, который был бы более приемлем для него, более подходил к его мировоззрению и взглядам на жизнь.

Так как путь автора в педагогическую деятельность был достаточно причудлив, то очень много идей и методик возникало в разные периоды его жизни и творчества.

Прежде чем заняться педагогической деятельностью в области дизайна, автор закончил несколько учебных заведений. Среди них: Архитектурный колледж в г.Сочи, Художественное училище им. В.А.Серова, Ленинградский Государственный Областной Университет им. А.С.Пушкина.

Затем был активный период занятий живописью и выставочной деятельностью.

Работа в Мурманском отделении Художественного фонда России, во время которой приходилось заниматься самыми различными видами художественной деятельности: проектированием интерьеров, малыми архитектурными формами, керамикой, гобеленом, батиком, живописью, мозаикой и т.д., способствовало накоплению различных пластических идей.

Затем наступил период непосредственно педагогической деятельности в области дизайна. Возникло желание, потребность и необходимость реализовать опыт, который накопился за время практической деятельности. В 1994 году была основана дизайн–студия “ЯБLOKO+”.

Она стала работать при МОУ “Колтушская средняя школа им. Академика И.П.Павлова”. Методическая система, сложившаяся в студии, явилась плодом долгих поисков, экспериментов и исследований.

На занятиях в студии отрабатывались различные методические идеи и подходы. Затем самые удачные из них переносились на уроки изобразительного искусства в школе.

Система обучения. Уже более менее сложившаяся к настоящему времени может быть представлена в виде цветка, где сердцевина – это изобразительное, визуальное искусство, ДИЗАЙН, а лепестки цветка – это различные виды искусства и творчества, привлекаемые для обучения и интеграции между собой. Это: музыка, театр, литература, движение, видеоарт, технология, геральдика, компьютерная графика, математика, краеведение, экология и т.д.

Т.К. основной, базовой моделью является РАЗВИТИЕ ребенка, то обучение дизайну и искусству ведется АПОСРЕДСТВЕННО, т.е. ребенок выполняет интересную и увлекательную работу, и уже во время этой работы происходит процесс получения умений и навыков. Но самое главное, это интерес к работе, творчеству и познанию.

В сущности, практически на всех занятиях, уроках, беседах, семинарах говорится об одном и том же – об основных философских понятиях.

Это – большое и малое, теплое и холодное, близкое и далекое, духовное и низкое, космос и человек, шершавое и гладкое, макромир и микромир. Эти, на первый взгляд, простые понятия позволяют, с одной стороны, на основе элементарных вещей вести обучение ребенка основам визуального творчества, а с другой, позволяют сломать сложившийся даже в юном возрасте стереотип детского рисунка. Общеизвестно, что для ребенка рисунок не только средство познания мира, не только графический рассказ о впечатлениях действительности, но и способ реализации тех эмоциональных впечатлениях, которые он получает от внешнего мира.

Цель данной инновационной системы – дать толчок творческому развитию ребенка, обучая его, погружая его в процесс творчества, дать представление, что такое язык искусства, развивать парадоксальность и образность мышления.

Обучение в студии происходит не узко профессионально, а с учетом тех жизненных реалий, в которых живут дети и преподаватели студии.

Основные направления обучения:

1. Развитие образного мышления.
2. Композиционные навыки.
3. Развитие живописных способностей.
4. Развитие архитектурных наклонностей.
5. Развитие графических наклонностей.
6. Вырабатывать способность к сложным композиционным построениям.
7. Развивать парадоксальность мышления.
8. Повышать восприимчивость к различным качествам материала.
9. Прививать толерантность мышления и уважение к чужому мнению.
10. Воспитывать активного творческого человека, способного формировать свой мир.
11. Навыки актерского мастерства и коммуникативной культуры.
12. Знакомство с видеоартом.

Во время занятий в студии происходит некое театральное представление, где все части такого понятия как дизайн, т.е. –форма, цвет, пространство, линия, фактура, –являются элементами ТЕАТРА ПОЗНАНИЯ ( термин воронежской студии “Я”).

Все действующие лица , исполнители, зрители сосредоточены в одном человеке– юном творце. А творец формирует и активно осваивает свой собственный художественный МИР.

Естественно, что работа в студии ведется по довольно традиционным для дизайна программам, в основе которых на начальной стадии лежит пропедевтика.

В этом разделе программы активно используется наследие таких замечательных организаций как ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, ИНХУК, БАУХАУЗ.

Современная художественная жизнь предполагают активное участие в различного рода акциях даже самых юных художников.

Кроме всего прочего, это помогает юным дизайнерам расширить свой кругозор и попробовать различные варианты художественной деятельности.

Даже простое перечисление тех мероприятий, в которых участвуют дети из дизайн–студии “ЯБLOKO+”, говорит о широком спектре деятельности студии.

За почти 10 –летнюю историю студии ее ученики принимали участие в следующих акциях:

1.Участие в конкурсах проводимых IBBY – Международным советом по детской книге и его Санкт– Петербургской секцией:

а) “Одежка для Алисы”
б) “Закладка для любимой книги”
в) “Еще не издано. Почему?”
г) “Сюжет для новой книги”

2. “Конкурс коллажей”. Организатор фирма “Река– Интернет”

3.Подготовка и участие в акциях Санкт–Петербургского детского карнавала

4.Участие в мегапроекте “Пушкинская библиотека” Организатор ИОО “Открытое общество. Фонд Сороса – Россия”

5.Конкурс рисунков “Живой символ русского леса” WWF

6.Конкурс рисунка “Галерея Липтон”

7.Участие в фестивалях детского творчества “Город –детства” 2001, 2002, 2003

8.Всероссийский фестиваль дизайн– образования

“Здравствуй, новое тысячелетие!” г. Владимир

9.Участие в проекте “КОЛТУШИ –500”. Грант ИОО “Открытое общество”

10.Участие во Всероссийском конкурсе дизайн– студий “Образ предметного мира”

Москва, Центр технического творчества учащихся.

11.Издание школьной газеты “ОКОШКО”

12. Краеведческая деятельность

13. Создание полифонического проекта “Дизайн– танец”

14. Выставка– конкурс “Букет Санкт– Петербургу”. Музей детского творчества.

15. Участие в книжных выставках “Санкт– Петербургский книжный салон”, “Невский книжный форум”, “Книжный Вавилон”.

16. Участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов школьников “Сделаем свое будущее”.

Эта работа по развитию ребенка и его адаптация к современной жизни приносит свои плоды. Произведения юных дизайнеров получают признание в разных разделах художественного творчества:

1. Рисунок “Алиса” (автор – ученик студии Осипов Дима стал логотипом Санкт –Петербургской секции международного совета по детской книге.
2. Ученики студии Павлов Сергей и Томилина Елена заняли 2 и 3 место на Всероссийском конкурсе “Я люблю читать – Пушкинский плакат” в рамках мегапороекта “Пушкинская библиотека” ИОО “Открытое Общество”, 1998 г.
3. Диплом за 2 место в номинации “Арт– дизайн” на Всероссийском конкурсе дизайн–студий “Образ предметного мира” 1999 г.
4. Ученица студии Гайдышева Алена –дипломант Всероссийского конкурса “Путешествие по России”, 2000 г.
5. Ученица студии Вараксина Елизавета стала победителем Областного этапа конкурса “Я против наркотиков” в рамках международной акции UNESCO “ХХI век без наркотиков”. 2000 г.
6. Ученица студии Подолян Анна– одна из победительниц Всероссийского конкурса социальных проектов школьников “Сделаем свое будущее”.2001 г. “Учительская газета”, Институт “Открытое Общество”.
7. Дизайн–студия получила 1, 2, 3 места в различных номинациях на Всероссийском фестивале дизайн – образования “Здравствуй, новое тысячелетие!”.2002 г.
8. Дизайн–студия “ЯБLOKO+” и ее руководитель награждены “Бронзовым дипломом” Министерства образования России, в связи с 30 – летием дизайнерского направления в системе дополнительного образования детей. 2003 г.

Еще одно направление в работе студии – это адаптация дизайнерской программы к конкретной задаче – совместной работе в “гимназическом” классе, где преподавание литературы, словесности, мировой художественной культуры и изобразительного искусства составляли единый комплекс.

Об этом направлении работы в МОУ “Колтушская средняя школа им. Академика И.П.Павлова” можно прочитать в материалах фестиваля. Автор – учитель литературы Завгородняя Л.С.

Все вышеперечисленные акции – это не самоцель обучения. Это попытка организовать педагогический процесс таким образом, чтобы ребенок находился внутри комфортной структуры, которая развивает его способности, прививает жизненные, коммуникативные и профессиональные навыки. Получив в студии не только профессиональные начальные познания, но и навыки социализации личности, ученики смогут развить свои наклонности в других учебных заведениях. И совсем не факт, что они все станут дизайнерами и художниками, но навыки, полученные в студии, безусловно, помогут им организовать свою жизнь. Ведь ДИЗАЙН – способ организации жизни.

Может быть кого–то заинтересует наша педагогическая идея, и тогда будет интересно обменяться мнениями по этому поводу.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7