Конференция по теме "Белки"

Разделы: Химия


Конференция по теме “Белки”

“Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

Цель: изучить и углубить знания по химии и биологии, освоить применение на практике и в жизни.

Задачи: сформировать понятия “белки”, “аминокислоты”, “пептиды”, “полипептиды”, “пептидные связи”, “денатурация”. Выяснить строение белков, их структуру, свойства. Сформировать умение выполнить цветные реакции, сформировать представления о химическом и биологическом синтезе белков, о превращении белков в организме человека; углубленно изучить высказывания Ф.Энгельса об особой роли белков в жизни клетки; развивать мышление учащихся путем сравнения белков разного строения с различными функциями. Показать мировоззренческое значение темы о развитии веществ природы от простых форм до наиболее сложных. Воспитывать гордость за отечественную науку.

Оборудование: на доске слова Ф.Энгельса о жизни и план лекции; таблицы “Строение белка, структуры”, “Пищеварительная система человека”; образцы шерстяных и натуральных шелковых тканей; коллекция тутового шелкопряда; отрезок гибкого провода длиной 1 м; раздаточный материал; на каждый стол – штатив с пробирками с белком куриного яйца, раствором ?aОН, СuЅО4, Н?О3; белковая пища: икра рыб, молоко, творог, яйца.

Основа всего живого – белки. Без них жизнь на Земле невозможна.

Проблема: исследование молекул белков.

Функции белка: двигательная, ферментативная, транспортная, защитная, энергетическая, строительная, регуляторная, сигнальная, католитическая.

Методы:

  1. биологический;
  2. химизм – качественными являются цветные реакции:

а) биуретовая-фиолетовая окраска;
б) ксантопротеиновая /желтая/;
в) цистиновая /черная/;
г) реакция Милона /красная/;
д) с нитропруссидом натрия /красная окраска в аммиачной среде/.

Выводы: Белки – это природные высокомолекулярные соединения (биополимеры), структурную основу которых составляют полипептидные цепи, построенные из остатков – аминокислот.

Рисунок 1

Каждый белок имеет свое специфическое (индивидуальное и постоянное) строение.

Первичная структура белка – это число и последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи. (Полипептидную теорию строения белков предложил немецкий химик Э. Фишер в начале ХХ в.).

Вторичная структура – это полипептидная цепь, закрученная в спираль. Она поддерживается за счет водородных связей между группами:

Рисунок 2

Третичная структура – это спираль, закрученная в клубок. Она поддерживается за счет дисульфидных мостиков –Ѕ–Ѕ–, сложноэфирных и солевых мостиков. Для этой структуры также характерны водородные связи, называется глобула

Четвертичная структура – способ пространственной организации нескольких полипептидных макромолекул. Объединяясь, они образуют единый, очень сложный комплекс, который определяет комплекс свойств данного белка и называется ассоциативным.

Рисунок 3

Если прекратить воздействие веществами, то наблюдается денатурация – самопроизвольное восстановление естественной структуры белка.

План

  1. Белок в природе.
  2. Состав белка.
  3. Физические и химические свойства белка; экспериментальная работа.

4. Белок, качественно новый уровень развития материи, высшая форма развития вещества.

5. Жизнь и белок; медицинские аспекты.

Координатор программы: учитель

Докладчик (Общая характеристика белка. Белки и генетика)

Содокладчики:

Доктора:

– эндокринолог

– косметолог

– генетик

– невропатолог

– терапевт

План конференции:

  1. Вступительное слово ведущего (постановка проблемы).
  2. Основной доклад “Белки. Генетика”.
  3. Содокладчики

Вопросы:

1) белок в жизни высших организмов;
2) уникальность химического состава, организмов – случайность или закономерность;
3) отбор веществ для биологических машин;
4) энергетика и ее законы;
5) химический язык живой природы;
6) биохимическая динамика, ферменты;
7) пути метаболизма;
8) витамины;
9) биохимические вопросы медицины;

а) молекулярные болезни
б) вирусы
в) антигены и антитела, иммунитет
г) антибиотики
д) химиотерапия

10) химические проблемы возникновения жизни.

4. Обсуждение доклада.

5. Подведение итогов конференции.

Таблица № 1

С16 Н18 О4 N2

пшеница

С1864 Н3021 О576 N780 Ѕ21

молоко

С3032 Н4876 О872 N780 Ѕ6 Fe4

гемоглобин

Содержание в % к сухой массе:

мышцы – 80%, кожа – 63%, печень – 57%, мозг – 45%, кость – 28% – значение для жизнедеятельности человека.

Таблица № 2

Размеры систем на атомном, молекулярном и биологическом уровне

Система атом Размеры в см

10-13 ядро атома водорода

10-8 атом водорода

молекула 5 · 10-8 молекула аминокислоты

40 · 10-8 молекула альбумина

120 · 10-8 молекула гемоцианина

биологические системы 100 · 10 -8 частицы вируса ящера

10-4-20·10-4 размеры большинства клеток

150 – 200 высота человека

1000 длина кита

В живых телах наряду с веществами, распространенными в неживой природе, содержится множество веществ, характерных только для живых организмов:

белки – 10–20%

углероды – 0,2–2,0%

жиры – 1–5%

нуклеиновые кислоты – 1,0–2,0%

АТФ – 0,1–0,5%

На молекулярном уровне живая природа отличается наличием белков – 10–20%. Из 70 кг веса взрослого человека: 42 кг – вода; 10 кг – жиры; 700 г – углеводы; 14 кг – белки (то есть 5 часть).

Рисунок 4

Вывод

Положительное:

– интерес к предмету;
– взаимосвязь с другими предметами;
– умение делать обобщения, сравнение (логическое мышление);
– практические навыки для учащихся;
– применение в жизни.

Врач генетик

Сообщение о том, что генетическими болезнями страдают не только жертвы этих болезней, но и их семьи. Родителей часто мучает чувство вины.

Генетические консультации врачей генетиков могут помочь супругам определить, на сколько велик риск рождения у них больного ребенка.

В ряде случаев медико-генетические консультации выявляют у новорожденных или у грудных детей наследственное предрасположение к наследственным болезням, возникновение которых в очень сильной степени зависит от определенных внешних условий.

Врач эндокринолог

Сообщение о биохимии опухолей желудочно–кишечного тракта и их влиянии на процесс белкового обмена.

Врач косметолог

Беды нашего организма отражаются на коже, а особенно на коже лица – самой уязвимой части тела.

Сообщение о влияние кремов на кожу.

Врач невропатолог

Сообщение о том, что эндокринная и нервная системы действуют координировано, поддерживая постоянство внутренней среды организма. Взаимодействие между нервной и эндокринной системами осуществляется в основном посредством гипоталамуса. Оказывают стрессы, поэтому здоровый образ жизни, снижение стрессов является залогом здоровья.

Врач терапевт

Белки в иммунной системе

Иммунная система – это самостоятельная система организма, представленная своими функциями и органами.

Основные функции иммунной системы:

1) распознать “чужое”, разрушить, нейтрализовать, вывести из организма.
2) обеспечить препятствие внедрению и размножению чужеродных антигенов.
3) Запомнить строение, свойства “чужого”, быстрее встречать его как “чужое” и сохранять в иммунологической памяти.

Начальные события в клеточном взаимодействии включают два этапа:

  1. Прямое физическое взаимодействие между клетками, либо действие лиманда (антигена) – этого белка на клетку. В результате следует второй этап.
  2. Синтез и секреция биологически активных веществ на клетку-мишень. Это обеспечивает формирование иммунных реакций. Белки в крови обеспечивают защитные реакции организма. Например, антитела участвуют в формировании иммунных реакций. Тромбин обеспечивает свертываемость крови. Иммунная система состоит из В-системы и Т-системы, иначе происходят сбои в реализации иммунных реакций. Пагубное влияние на состояние иммунной системы оказывают внешние условия (природно-климатические, промышленное воздействие, изменение места жительства) и факторы риска (алкоголь, наркотики, курение).

Ведите здоровый образ жизни!

Литература:

  1. Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. 1982г. Стр. 42–44, 293–295.
  2. Огамесян Э.Т. Руководство по химии. 1987г. Стр.360.
  3. Пацюк И. Органическая химия. 1986г. Стр. 192–195.
  4. Соколова Н.П., Андреева И.И. Биология 1987г. Стр. 21-24, 398-400, 455-457.
  5. Хомченко И.Г. Общая химия. 1987г. Стр. 448-450.
  6. Цветков Л.А. Органическая химия. 1988г. Стр. 181-182.
  7. Энгельс Ф., Маркс К. Собрание сочинений, изд. 2-е, т.20. Стр.82-83.