Школа педагогического мастерства как фактор повышения профессионализма учителя

Разделы: Администрирование школы


“Инновационное обучение – это целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний”

(Инновационное обучение и наука)

Рождение новой школы - длительный, трудный, сложный путь. Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства учителя. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Кроме того, системная и комплексная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность на практике осваивать современные методики, формы и виды развивающего обучения. Стимулирование инициативы и активизация деятельности учителя является одним из важнейших условий роста его творческого потенциала. Следовательно, методическая работа по повышению профессионализма учителя - важнейшее звено в системе непрерывного образования учителя.

Цель программы:

Вооружить учителя знанием современной теории обучения, практическими приёмами диагностики и самодиагностики, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков.

Гипотеза:

  • Изучив на теоретических занятиях особенности современной системы обучения и педагогического труда на современном этапе, учителя научатся на семинарах-практикумах системному анализу и самоанализу урока, овладеют формами диагностической работы с учащимися;
  • Через диагностическую и исследовательскую деятельность приобретут навыки составления индивидуальных коррекционно-диагностических карт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
  • На методических практикумах научатся современным аспектам анализа, самоанализа и самооценке педагогической деятельности (рейтинговая оценка), основам исследовательской деятельности.

Этапы выполнения программы

I этап (2002 – 2003 учебный год) – теоретическая и практическая подготовка по блокам:

  1. Теоретическая подготовка.
  2. Практические занятия.
  3. Диагностическая деятельность.
  4. Методический практикум.
  5. Исследовательская деятельность.
  6. Информационно-аналитическая деятельность.

II этап (2003 – 2004 учебный год) – организация научно-методической деятельности временных творческих групп по выбранным методическим темам – “Разработка и внедрение новых форм развивающего обучения”.

III этап (2004 – 2005 учебный год) – исследовательский, по теме “Научно-организационная деятельность педагога по созданию единого развивающего пространства в условиях новой школы”.

Основные задачи программы.

  1. Изучить теоретический материал о современных педагогических принципах организации учебного заведения нового типа и современных системах обучения.
  2. В ходе выполнения программы разработать сквозную программу комплексной диагностики и самодиагностики квалифицированных и личностных качеств учителя как специалиста.
  3. Научить учителей моделированию нестандартных типов уроков с последующим внедрением новых современных форм развивающего обучения: модульного индивидуального, интегрированного и т. д.
  4. Изучить теоретические основы диагностической деятельности для всестороннего изучения личности ученика в рамках реализации принципов личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся.
  5. Через практические занятия, взаимопосещение уроков, деловые игры, методические практикумы создать условия для проявления творческой активности учителя, научить его приёмам научно-исследовательской работы.

Конечный результат.

  1. Учителя научатся системе анализа и оценки своего труда + эффективность деятельности учителя на уроке как следствие успешного учения ученика.
  2. При подготовке к уроку учителя будут проектировать учебно-воспитательный процесс, а не планировать, т. е. опираться на диагностические данные при организации учебной деятельности учеников и уметь “видеть как ближнюю, так и дальнюю проблему”.
  3. Творческое сотрудничество с коллегами, методистами в творческой группе повысит профессиональный уровень учителя, что должно выразиться в повышении квалификационного уровня.

Отслеживание результатов.

  1. Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных консультаций (по востребованности).
  2. Развёрнутый анализ уроков при взаимопосещении по выбранным методикам.
  3. Оказание методической помощи через групповые практические занятия или индивидуальную беседу.
  4. Отслеживание эффективности организации учебной деятельности учащихся через диагностику уровня сформированности учебной деятельности учеников (в динамике). Данную работу на I этапе целесообразно проводить на контрольной группе (по выбору учителя).
  5. Поэтапное составление профессиограммы учителя с подробным анализом и самоанализом.
  6. Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам.
  7. Подбор аналитического материала при аттестации учителей.

Практический материал для диагностической работы.

Подобраны методики:

    • Для оценки профессионально-личностной сферы учителя;
    • Изучения учебной деятельности учащихся и мотивации учения;
    • Для оценки профессиональной деятельности учителя: проявление педагогических способностей учителя и стиль педагогического общения “учитель – ученик”.

Создана подборка материалов для оказания методической помощи учителям.

Разработана карта профессиограммы изучения успешности учителя.

I блок. Теоретическая подготовка

Темы занятий

Краткое содержание

Информационный материал

1. Современные педагогические принципы средней школы 1. Дидактические принципы средней школы.
2. Процесс обучения.
3. Стратегии формирования знаний и развития способностей учащихся.
4. Классификация методов обучения.
5. Основные понятия и положения современного процесса обучения.
 
2. Характеристики и требования к уроку – основной форме организации процесса обучения 1. Черты современного урока.
2. Условия организации урока.
3. Требования к современному уроку.
4. Психологические требования к уроку.
5. Основные этапы современного урока.

Методический бюллетень

3. Учебная деятельность

1. Общая характеристика учебной деятельности.
2. Учебная мотивация.
3. Усвоение – центральное звено учебной деятельности ученика.
4. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности.
 
4. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе 1. Учебно-педагогическое сотрудничество.
2. Общение в образовательном процессе.
3. “Барьеры” в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

Методический бюллетень

II блок. Практические занятия

Тема занятий

Краткое содержание

Информационный материал

1. Профессиональная подготовленность учителя к педагогической деятельности 1. Педагогические способности учителя.
2. Практическая работа со стимульным материалом (результаты самодиагностики), построение диаграммы педагогических способностей учителя.

Аналитический материал для построения профессиограммы учителя

2. Типология уроков 1. Типы и виды уроков.
2. Структурные элементы урока.
3. Анализ типичных ошибок учителя по организации учебной деятельности учащегося на уроке (анализ практического материала посещённых уроков).
4. Основные пути совершенствования урока.
Практический материал для оказания методической помощи учителю
3. Педагогические задачи 1. Конструктивные задачи, которые формируют умение планировать проведение уроков, отбирать учебный материал для учащихся.
2. Задачи по анализу педагогических ситуаций, возможные способы решения ситуаций.

Методический бюллетень

4. Педагогические задачи 1. Задачи-упражнения по тренировке и развитию педагогических умений и навыков общения.
2. Игровые задачи по имитации реального общения и взаимодействия с учащимися.

Методический бюллетень

III блок. Диагностическая деятельность

Название диагностики

Краткое содержание

Информационный материал

1. Программа-анкета изучение трудностей в работе учителя 1. Виды и элементы педагогической деятельности. Планирование. Содержание программ и учебников. Нестандартные формы работы на уроке, учёт и оценка ЗУНов учащихся, выявление типичных ошибок и затруднений в учении, индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, оценка эффективности работы: по обучению, воспитанию, умственному развитию учащихся и т. д.

Для аналитической деятельности методсовета,

предметных кафедр

2. Оценка профессионально-личностной сферы учителя 1. Профессиональная направленность.
2. Индивидуальный стиль деятельности.
3. Педагогическое сотрудничество в процессе обучения.
4. Стиль педагогического общения.

Составление профессиограммы учителя

3. Диагностика уровня сформированности учебной деятельности учащихся Учебные категории:

1. Учебно-познавательный интерес.
2. Целеполагание.
3. Учебные действия.
4. Действие контроля.
5. Действие оценки.

Для организации индивидуальной работы с учащимися

4. Профессиональные уровни учителя в творческой деятельности 1. Уровень творческой работы.
2. Творческий потенциал.
3. Участие в творческой, экспериментальной работе школы.

Составление профессиограммы учителя

IV блок. Методический практикум

Темы

Краткое содержание

Информационный материал

1. Деловая игра “Методы обучения” Этапы деловой игры:

1. Распределение ролей.
2. Выступление “авторов” методик.
3. Подготовка и демонстрация фрагмента урока.
4. Свободная дискуссия членов деловой игры.
5. Выступление членов экспертного совета по оценке достоинств и недостатков методик.
6. Подведение итогов обсуждения.

Методический бюллетень

2. Моделирование нетрадиционных типов уроков (по итогам работы творческих групп с использованием практического материала). 1. Пресс-конференция.
2. Деловая игра.
3. Урок творчества.
4. Урок взаимообучения.
5. Урок-зачёт.
6. Смотр знаний.

Методические разработки, использование материала для педагогических чтений

3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся (аукцион идей) Все учителя по своему желанию разбиваются на временные творческие группы и готовят примеры из собственной практики по содержанию урока.

Первый раунд: содержание учебного материала.
Второй раунд: методы обучения.
Третий раунд: формы организации деятельности учащихся.

Методические разработки

V блок. Исследовательская деятельность

Темы исследований

Назначение результатов исследований

1. Программа изучения особенностей личности учителя и его педагогических способностей. 1. Построение профессиограммы учителя.
2. Составление индивидуальных коррекционно-методических программ по оказанию методической помощи учителю.
2. Владение формами диагностической работы с учащимися. 1. Использование диагностического материала психолого-педагогических исследований для психолого-педагогического сопровождению учебного процесса на уроке и внеклассных занятиях.
3. Результативность научно-исследовательской работы с учащимися школы. 1. Анализ форм, методов исследовательской работы с учащимися.
2. Результативность и качество исследовательской работы: выступления на конференциях, семинарах учащихся.
3. Уровень влияния исследовательской работы на мотивацию учения.