Открытый урок чтения по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева "Маленькая дверь в большой мир"

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Тема урока: латышская народная сказка “Как петух лису обманул”

Цели урока:

1) познакомить с латышской народной сказкой;
2) развивать речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать; совершенствовать технику чтения, навыки пересказа, ролевого чтения;
3) прививать интерес к устному народному творчеству, чтению сказок народов мира.

Оборудование: наглядный материал с изображением героев народных сказок, домики для сказочных персонажей, таблички с названиями сказок и их видов, маски лисы, петуха, платок для соседки, макет телевизора, словари настроений, макет почтового ящика, красивый переливающийся цветок.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-сказка.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель:

  • Здравствуйте, дорогие ребятушки, гости званые и незванные! Хожу я по свету с шуткою и прибауткою, говорю по-писанному, пишу по-печатному, а зовут меня – Сказочница. Люблю я сказки сказывать обо всем – про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Вот, смотрите, какую я вам сказку принесла. (Дети расшифровывают на доске название сказки “Как петух лису обманул” при помощи слов и картинок)
  1. Подготовительная работа к изучению нового материала. Проверка домашнего задания.

Учитель:

  • Дошли до моего города слухи, что читали вы дома стихотворение М Ладонщикова “Медведь проснулся”, и принесла я вам в подарок диковинку – телевизор - не простой, а волшебный. Из него можно выйти и в него можно войти.

(На учительский стол ставится макет телевизора)

Учитель:

  • На кого мой цветочек волшебный укажет, тот и будет выступать по телевизору.

А с каким настроением надо читать это стихотворение? (Дети выбирают эпитеты из словариков настроений, лежащих у них на партах, затем – 3-4 человека рассказывают стихотворение; учитель задает каждому отвечающему дополнительные вопросы и оценивает).

  • В каких русских народных сказках участвует Медведь?

Почему он так назван? (C точки зрения этимологии слова)

  • С каким чувством пишет поэт о Медведе? Знакомо ли оно вам по другим произведениям? (Дети приводят примеры из прочитанных книг)
  • Молодцы, ребята! Видите, какой это чудесный телевизор, и работает он исправно – все выступили ярко, выразительно и с хорошим настроением.
  1. Изучение нового материала

Учитель:

  • Ну-ка, я вам другое задание загадаю. Здесь у меня на доске три домика. В каждом из них – сказочные герои живут. Посмотрите на них и скажите, какие герои будут жить в первом домике? Почему? (Изображен волшебный замок)

Во втором домике? (Изображена простая изба)

А третий домик для кого? Кто в нем будет жить? (Изображен теремок). Дети называют соответствующие домикам сказки.

Обобщение.

  • Почему же наши герои сказочные, а живут в трех разных домиках? (Разные виды этих сказок - сказки волшебные, о животных, бытовые)
  • Итак, давайте заглянем в волшебный мир сказки о животных “Как петух лису обманул” и посмотрим, кто к нам идет. А к нам идут герои этой сказки: соседка Маша, петушок Саша, старик Тимур. (Выходят хорошо читающие учащиеся в костюмах для ролевого чтения сказки)

Учитель:

  • Вы послушайте, ребята, какую мы вам сказку сказывать будем: веселую, грустную, а может быть, и смешную.

Ролевое чтение сказки. За автора читает учитель.

Беседа по вопросам учителя

  • Какую сказку мы вам сказывали? (Смешную). С каким настроением надо ее читать? (Дети называют эпитеты, пользуясь словариками настроений). Почему?

Чтение сказки “цепочкой”. По ходу чтения проводится работа над “трудными” словами.

  • Как вы понимаете смысл предложения “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?

Физминутка под латышский народный танец.

  1. Закрепление. Работа над пониманием содержания прочитанного.

Учитель:

  • Какова лиса в этой сказке? (Подбор эпитетов)
  • Ребята, вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами. Лиса, к примеру, всегда хитрая, обманщица; медведь - …Продолжите сами эту мысль. Назовите как можно больше сказочных героев-животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали.
  • Чем лиса в этой сказке похожа на лису в русских народных сказках? А чем не похожа?
  • Какой момент действия изображен на иллюстрации? (Проводится работа по иллюстрации в учебнике)

Выборочное чтение

Учитель:

  • Найдите строчки, в которых говорится, как лисе удалось поймать петушка. (Дети читают эпизод)
  • Каков петух? (Подбор эпитетов)
  • Пусть ваше воображение “дорисует” образ петуха. (Словесное рисование)
  • Найдите строчки в тексте, в которых говорится, каким был петух, описание внешнего вида петуха. (Дети читают отрывок)

Пересказ эпизода сказки по динамической картинке

  • А теперь посмотрите, какая картинка у меня получилась на доске: лиса с петушком, дедушка идет навстречу и петушок вдалеке. К какому эпизоду подходит эта картинка? (Несколько учащихся кратко пересказывают эпизод, проиллюстрированный на доске при помощи картинок. Работа детей оценивается.)

Обобщение

  • Да, ребята, читаете вы хорошо, и меня кое-чему научили. Почему же это сказка? Как отличить сказку о животных от других видов сказок?

Работа с пословицами (Игра проводится по рядам в парах)

Учитель:

  • Я знаю, что вы любите игры, пословицы, загадки. У вас на партах лежат кружочки, с написанными на них словами. Ваша задача – составить скороговорку, пословицу или загадку. (Дети составляют, раскладывая кружочки на парте)

Проверка задания по рядам

1 ряд

“Саша в лесу встретил рыжую лису”

  • Что получилось? (Скороговорка) Почему? (Хоровое проговаривание скороговорки с учителем, постепенно убыстряя темп)

2 ряд

“Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу”. (Будильник)

  • Какой это жанр устного народного творчества? (Загадка) Почему? Почему петух так назван? (Дети обосновывают этимологию слова)

3 ряд

“Лиса всегда сытей волка живет”.

  • Что это? (Поговорка). Почему? К какой русской народной сказке подходят эти слова? (“Лиса и волк”)
  1. Итог урока

Учитель:

  • Ну, и с этим заданием справились. Пора мне уходить, дальше по свету идти сказывать сказки. Приготовила я вам на добрую память еще одну диковинку – волшебный почтовый ящик. Письмо, опущенное в него, мгновенно попадет в мой Сказочный город и вернется завтра к вам уж с ответом.

Тестовое задание на сказочных купонах дети выполняют письменно. Затем бросают в почтовый ящик.

1. Каким был петух?

а) забиякой и задирой;
б) послушным

2. Куда ходила лиса на заре?

а) на охоту;
б) на рыбалку

3. Кто помог петуху?

а) старуха;
б) старик

Домашнее задание

Приготовьтесь дома выразительно, эмоционально читать сказку “Как петух лису обманул”, ведь на следующем уроке будет проведен конкурс сказителей.