Художественное слово - средство развития познавательного интереса

Разделы: Биология


Интерес играет важную роль в обучении. Интересным должен быть сам процесс приобретения знаний: наблюдать делать выводы из наблюдений, решать задачи, выполнять лабораторные работы, анализировать обобщать.

Как же формировать у учащихся интерес к учению?

От овладения учащимися учебными знаниями практического интеллектуального и общеучебного характера зависит эффективность познавательной деятельности школьников на уроке. А овладение различными учебными умениями, в свою очередь, зависит от организации познавательной деятельности на уроке. Практика показывает, что на уроке учащиеся часто пребывают в роли пассивных слушателей. Они прослушивают объяснение учителя или ответы своих товарищей, однако познавательная деятельность их при этом бывает мало эффективной: учащиеся не всегда все понимают и мало запоминают из услышанного.

Большое значение приобретает требование к современному уроку -повышение эффективности учебной деятельности школьников. Необходимо продумывать способы организации ее, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся.

Познавательная деятельность учащихся делиться на:

1) репродуктивную деятельность - это деятельность учащихся по образцу, направленная на заучивание и воспроизведение знаний и умений;

2) творческая познавательная деятельность - процесс преобразования усвоенных учащимися знаний, умение ориентироваться в новой ситуации, создание новых способов решения задач, поиск ответов на поставленные проблему. Самый высокий уровень творчества учащиеся достигают тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути ее решения.

Эти два вида познавательной деятельности учащихся важны. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности находить оптимальное отношение этих видов деятельности, чтобы получить наилучшие результаты в овладении знаниями и умениями на уроке.

Успешному овладению знаниями способствует организация учебной деятельности школьников, при которой умственная деятельность протекает в сочетании с практической. Это обеспечивает применение методов обучения: наблюдения, эксперимента, практической работы, в сочетании с беседой, рассказом, самостоятельной работой с учебником.

Остановим ваше внимание на развитии познавательного интереса у учащихся на уроках биологии средствами художественного слова.

Учить школьника понимать природу во всей сложности взаимосвязей, которые ее составляют, воспитывать потребность в общении с природой - одна из задач учителя биологии. И решение этой задачи осуществляется на уроках, т.к. это основная форма организации учебно-воспитательного процесса. В создании творческой атмосферы важное значение имеет эмоциональное восприятие школьниками учебного материала, который побуждал бы интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания.

Одним из средств развития познавательного интереса, воздействующих так же на эмоциональную сферу личности школьника, является художественное слово. Вчитываясь, вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, ученик испытывает эмоциональные переживания, которые способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию интереса.

Познавательный интерес - самый значительный фактор учебного процесса, однако интересные явления окружающего мира, которые заключены и обобщены в знаниях, могут стать для ученика важными лишь в том случае, если они будут для него значимыми. При подготовке к урокам необходимо подобрать такой материал, который бы не оставил равнодушными учащихся, способствовал их интеллектуальному, развитию, создавал эмоциональный настрой и отвечал основным условиям: иметь познавательную и эстетическую ценность, т.е. должен быть таким, чтобы при анализе его, ребята могли бы приобретать знания о природе, выявлять закономерности (в соответствии с требованиями программы) и в то же время испытывать эстетические чувства, связанные с художественно образным познанием деятельности. Подобрать методические приемы и средства обучения так, как требуется к уроку. При выборе учитываются следующие факторы: содержание учебного материала, возрастные особенности учащихся, задачи поставленные перед уроком, оснащенность нашего кабинета учебным оборудованием, наличие раздаточного материала.

Многие биологические явления, закономерности описаны поэтами лучше, чем это может сделать учитель.

Урок в 6-ом классе: "Значение растений в природе и жизни человека".

В ходе беседы об использовании древесины зачитываю стихи И.Курлота " Зеленая ода "

"Из дерева сделаны парта и стол,
Стропила на крыше
И в комнате пол..."

И учащиеся затем перечисляют название предметов в их доме, классе, сделанные из дерева. Демострируются стенды растений, древесина которых очень ценна и используется человеком. Это и древесные растения произрастающие в нашей местности вблизи г. Удачный.

Учащиеся сами делают вывод, что в наше время нельзя обойтись без древесины. При изучении способов распространения семян зачитываю стихи, задаю вопросы - загадки, вопросы для размышления, проблемные вопросы.

Хейну Эдуард "Одуванчик"

" ...Пока тихо он - молчит
Но лишь ветер налетит
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант..."

Вопросы - загадки.

1)Плоды шиповника охотно едят мышь и дрозд. Которое из этих животных полезнее в распространении семян? ( Дрозд полезнее, т.к. мышь зубами разрезает семена и этим губит их, а дрозд глотает целиком)

2) Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц полезнее? (Галка)

3) Какие растения стреляют? ( Недотрога, бешеный огурец, кислица, фиалки)

В наших условиях Крайнего Севера, у наших детей особое отношение к растениям, а в частности цветковым растениям, выращенным в закрытом грунте. Поэтому эти уроки проводятся в школе, в виде экскурсий в теплицы. Мы говорим о значении закрытого грунта в обеспечении жителей свежими овощами, об управлении и ростом развития растений. Рассматриваем иллюстрации открыток из серии "Декоративные растения", изучаем гербарный материал, естественно знакомимся с комнатными растениями. Звучат стихи К. Лисовской "Цветы"

" Где видано чтоб злаки зрели,

Чтоб южные цветы цвели

На затерявшейся в метели

Семидесятой параллели

Студеной северной земли

Закончилась одна тема начинается другая. Нужна связка - материал, который может возбудить познавательный интерес. Своеобразными ключами к двери познавательного интереса могут быть самые разнообразные методические находки.

Поэтические произведения звучат при изучении темы "Корень".

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются

Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут
Как ни тонок , неприметен
Под землею корешок.
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.

(В.Жак)

Почему не может жить любой цветок? Выходим на функцию корня на взаимосвязи органов цветкового растения. Это позволяет приобщить учеников к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней.

Что может быть прекраснее цветущих растений. "Цветок" – в этой теме важно подчеркнуть, что цветковые растения имеют орган семенного размножения - цветок, у растений существует подготовительный период за время которого вегетативными органами накапливается и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, демонстрируются цветущие растения, растущие в кабинете, на открытках, гербариях, картинах. В тоже время звучит "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

"Вы проходите мимо цветка

Наклонитесь поглядите на чудо

Которое видеть вы раньше нигде не могли

Он умеет такое, что никто на земле не умеет

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой." ( В.Солоухин)

В этот период практически нет цветущих растений, но тем не менее для проведения лабораторных работ используются возможности нашего кабинета, в котором в достаточном количестве комнатных растений: герань, хлорофитум, розы, лилии, пахистахис желтый и т.д, а так же заспиртованные цветы черемухи, картофеля. Дети сами подчеркивают красоту цветов - неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека. И принимают активное участие в подготовке к уроку, работают самостоятельно с дополнительной литературой, собирают загадки, пословицы о цветах.

Вырос в поле злой какой во все стороны иголки. (Репей)

Эй, звоночки синий цвет с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Есть один такой цветок - не вплетешь его в венок, на него подуй слегка -был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

Стояли в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко, путь-дорожку до зари освещают фонари. На больших стволах подряд лампы белые висят. (Ландыши)

На земле лежат мешки - маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Кроме художественного слова используются музыкальные произведения - это способствует эстетическому воспитанию, дает понять красоту природы. "Перекрестное опыление растений насекомыми". Во время рассказа включается музыка из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", полет шмеля. Это же произведение можно использовать при изучении отряда Перепончатокрылых (медоносная пчела).

При изучении темы «Семя» эмоциональное воздействие на учащихся оказывает чтение отрывка из повести К.Паустовского "Черное море", в котором описан случай, как набухший в трюмах парохода горох разорвал его на части.

"Отдел покрытосеменных растений" 7 класс. Звучат загадки, которые помогают развивать у школьников наблюдательность и находчивость. Ведь чтобы отгадать, дети должны хорошо знать изучаемый материал, читать дополнительную литературу. Загадки использую при изучении семейств, опросе, обобщающих уроках. Дети не только отгадывают загадку, но и отвечают на дополнительные вопросы: определить класс, к которому относится? К какому семейству относится растение и т.д.

Семейство Крестоцветные

"Был ребенком
Не знал пеленок
А стал стариком
Сто пеленок на нем". (Капуста)

Семейство Бобовые

"Что за подвох
Вдруг на дереве-горох!" (Акация)

Семейство Бобовые

"Цветок – крылатка
А плод лопатка
Плод зелен и молод
А. сладок, как солод". (Горох)

Семейство Злаки

"Из растений чей портрет
Выбит на монете
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете". (Пшеница)

«Одежкой сер
Да телом бел". (Рис)

Семейство Розоцветных

"Хоть прячется Аленка
За веточкой зеленой
Но красная Щека
Видна из далека". (Яблоко)

Семейство Розоцветных

"У мамки дочки -
На шнурочке". (Земляника)

Семейство Пасленовые

"Цветок - напрасный
Плод - опасный
А поле все засажено". (Картофель)

Семейство Пасленовые

"Ягода – красна
Ягода – вкусна
Режь – соли
Ешь да хвали". (Помидор)

Художественное слово может способствовать не только познавательному интересу, но и навыкам самостоятельной работы. Этого можно добиться, если учащиеся психологически подготовлены к такой деятельности, у них возник интерес к поставленной проблеме и желание решить ее. Это можно рассмотреть на примере изучения мхов, их здесь у нас очень много, они нередко образует сплошной ковер.

Тема "Торфяной мох - сфагнум".

На этом уроке чередуется художественное слово с практической работой.

Урок начинается с чтения стихотворения В.Рождественского "Мох"

Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь – растет
Он снизу - беловатый
Повыше зеленей
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной

После чтения стихотворения учитель проводит знакомство с внешним видом этого растения. Сообщается, что мох обладает многими интересными свойствами, в чем они сами могут убедиться.

Практическая работа

1. Внимательно рассмотрите мох.

2. Положите мох в чашку с водой.

Как вы считаете: выражение " без ножки ", " снизу беловатый ", "лечил " -это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?

Возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Для решения проблемы слушаем рассказ, пытаемся найти в нем ответы для объяснения смысла подчеркнутых слов в стихотворении.

Рассказ.

Стебли сфагнума ветвистые, не высоки. От стебля отходят 3 вида ветвей. На верхушке мутовки. Ниже расположены длинные очередные ветви, отходящие горизонтально от стебля и густо покрытые листьями. Третий вид - тонкие длинные редкие листья. Ризоидов нет, нет корней. Нижние листья мертвые, зеленый пигмент хлорофилл в них разрушен (снизу беловатый), (повыше зеленей).

Возвращаемся к опыту, делаем вывод.

Учащиеся на основании результатов проделанной работы отмечают, что сухой мох быстро впитывает большое количество влаги и увеличивается в весе. Гигроскопичен (коль нужно будет влаги, нарви его скорей).

Лабораторная работа

1. Рассмотрите под микроскопом листья сфагнума. Какое строение имеют листья? Почему мох может впитывать большое количество влаги.

Вывод : листья состоят из двух типов клеток - живые узкие, содержат хлорофилл; широкие бесцветные мертвые водоносные, наполненные водой. Они впитывают воду и могут долго ее удерживать, в 25 раз больше массы сухого.

Практическое значение. Если приложить к ране, то она быстро заживает. Во время Великой Отечественной Войны сфагнум использовали партизаны. В сфагнуме содержится бактерицидное вещество, способное убивать болезнетворные бактерии (лечил в глуши лесной).

Физическая карта, на которой обозначены места торфяных болот, т.к. источником является мох - сфагнум (Урал, Западная Сибирь).

Дети готовят рассказ о том, что торфяные болота являются летописной книгой.

Такая форма проведения урока вызывает интерес учащихся, т.к. здесь осуществляются межпредметные связи литература, география история; осуществляется процесс самостоятельной умственной деятельности, требует от учащихся умений сравнивать, анализировать, делать выводы, что делает урок эффективным, а полученные на нем знания более прочными.

Развитию познавательного интереса способствует включение в учебный процесс наряду с художественным словом, занимательные игровые моменты при рассмотрении темы "Сельскохозяйственные растения".

Рассказ о центрах происхождения растений начинается так : "Мысль была неожиданна и проста: растения поделили мир от Гималаев до тундры растеклись ржаные поля, намело островки ячменя, проса, гречихи - по Земле разбрелись растения переселенцы.

С 1919-1939 г. Н.И. Вавилов и сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института растениеводства предприняли 40 путешествий в 65 стран мира с целью пополнения генофонда культурных растений нашей страны. В 1924 г. во главе короткой экспедиции изучал культурные растения Афганистана. Одно открытие следовало за другим, Вавилов увидел здесь весь мировой ассортимент мягкой пшеницы. И какой пшеницы! Литое белое зерно, высокий стебель - все радовало глаз, говорило о жизненной силе.

Вся история ржи прошла перед глазами, 5 месяцев он пробивался по горным тропам, пустыне, ночевал где придется, были случаи - лошади с коллекциями, записями, тонули в реках - восстанавливал и шел дальше".

Здесь же по карте знакомимся со всеми центрами происхождения культурных растений. Такое изложение материала помогает учащимся задуматься о высокой миссии человека на Земле, отдать должное светлой памяти великого ученого.

На уроках в 7 классе при изучении животных использую книги Чарушина, Капустиной, Акимушкина, секрет мастерства которых заключен в знании природы, в тонкой наблюдательности за жизнью животных. Это способствует формированию всесторонне развитого человека, способного чувствовать, понимать и утверждать прекрасное в жизни.

Поэтические строки – это не самое главное звено урока, они могут стать одним из элементов улучшения качества содержание урока, возникновения интереса к нему. Необходимо дифференцированно подходить к вопросам: одни должны составлять главное ядро и обязательно быть усвоены учащимися, другие сведения даются как вспомогательные. Необходимо, чтобы не только усваивались знания, но и применялись детьми на практике.

Если в младших классах на уроках используется художественное слово, то как показали наблюдения, удивительная обнаруживается тенденция - чем старше дети и, соответственно, сложнее учебный материал, тем реже учитель использует примеры наблюдений биологических явлений, описаны в художественной литературе. Не потому ли школьники часто пропускают места в книге, где даны описания природы, считая скучными, мешающими следить за развитиями событий.

Если же используются стихи, поэмы, рассказы, новеллы, то как правило, лишь в качестве средства эмоциональной окраски своего рассказа или для того, чтобы подчеркнуть красоту природы ее величие. Между тем использование художественного слова при обучении может служить так же цели развития познавательного интереса.

Остановимся на использовании литературных произведений в старших классах.

Урок "Борьба за существование", 11 класс, с учащимися следим на одном примере из жизни елочки "Васина елочка", описанная М.М. Пришвиным в произведении "Корабельная роща". Ученик читает: "Семечко елки упало в лесу под чью-то добрую тень. Еловой породе деревьев тень в начале бывает нужна. Елку губит тень не материнского дерева, а малая тень своих собственных мелких собратьев. Как всегда семян было множество. "Васечкина елочка" была неотличима в ровном бобрике ростков... Мало того, что маленькие деревья затеняли друг друга, они и просто силой движения теснили уродовали свои мутовки: каждому хотелось раньше другого подвинуться к солнцу.

А тут еще беда: лосю вздумалось лечь почесать спину об эти елочки. Медленно после тяжелого лося поднялись маленькие деревья, но "Васечкина елочка" не успела подняться и осталась в тени. Это для нее верная смерть.

Случилось еще, гром ударил. Шло время и "Васечкина елочка", превратилось в деревце бледное, высотой не больше человека, с поднятыми вверх руками. Хвоя на дереве тощая, бледная, сучки покрытые сплошь лишаями, ствол не толще руки человека, корни поверхностные.

... Оно и правду было чему подивиться в лесу: во всей жизни всех лесов на свете не было такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме человека мог заступиться за слабого".

Чтение занимает 3-4 минуты. За этот короткий срок, используя слова писателя – художника, получаем возможность понаблюдать явление, происходящее на участке леса, где в жестоких условиях борьбы за существование, идет оценка преимущества каждой особи.

Следовательно, художественное слово достигает цели.

11 класс. Тема "Экологические факторы". На столах текст стихотворения Р.Гамзатова "Смерть тополя". Один ученик читает вслух.

Тополь был незыблем, как скала
Был он гордостью родного края
А теперь как руки вдоль ствола
Опустились ветки, увядая
Было добрым дерево всегда
Всем дарило тень свою как милость
Объясни, же мне, что за беда
И с тобой, столетним приключилась?
Распушив зеленый свой покров
Ты стояло и шумело словно
Ствол твой не сгибало сто ветров
Сто метелей, сто громов и молний
Ты не сникло под огнем врага
Ты перед рекою устояло
Хоть она, смывая берега,
С корнем вырвать ствол твой угрожала
Даже в час, когда земля тряслась
Не ломилось ты, хоть и скрипело
Чья же воля чья же злая власть
Крепкое твое согнула тело?
И, собрав остаток прежних сил
Мне ответил тополь я страдаю
От того что грудь мне источил
Червь которого я сам взрастил,-
Я, подобно людям, умираю.

Это стихотворение позволяет: 1) решить познавательную задачу - выявить абиотические и биотические факторы, 2) дает воздействие на эмоциональную сферу личности школьника, развивает у него активное, неравнодушное отношение к природе, побуждает чувство сопричастности к жизни зеленого друга, сострадание ко всему живому и желание помочь.

Уроки "Охрана природы", "Биосфера и человек" – после рассказа учителя об охране природы и рациональном использовании ее богатств проводится знакомство школьников с содержанием статьи Конституции Саха (Якутия) об охране окружающего мира.

Никто не видит,
Как сгорают корни,
И дереву до срока невдомек,
Что пошатнулся
Кряж его огромный-
Копитель силы,
Крепости исток.
Он стоит,
Ни в чем не уступая,
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
Но вдруг заметим
Мы однажды летом ,
Что листья стали
Мельче и бледней
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаем, о гибели Корней.
Казним себя,
По сердцу бьем наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили дереву
На помощь
И красоту от смерти не спасли!

(Л.Татьяничева)

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы
И капли сока, точно слезы
Текли прозрачною струей.

Такое органическое сочетание учебного материала и художественного слова позволяет учителю одновременно обратиться к разуму школьника, воздействовать на эмоциональную сферу его личности, что способствует развитию чувства гражданского долга.