Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского"

Разделы: Русский язык, Литература, Технология


Целью урока является проведение лингвостилистического анализа текста (элементы) с последующим творческим заданием.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: развитие художественных языковых способностей учащихся, воспитание читательской культуры, совершенствование речи и восприятие родного языка как культурного достояния нации, гордость за него.

Тип урока:урок - лаборатория с элементами творчества.

Оформление: портрет К.Паустовского, пейзажная зарисовка.

Эпиграф к уроку:

Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок.
К.Г.Паустовский.

( на доске)

Запись на доске:

Синтаксис является необходимой организующей частью структуры художественного текста, в нем писательский почерк отражается наиболее непосредственно и “зримо”.

Е.И.Иванчикова

(Звучит музыка).

Учитель:

С детства сопровождают нас в нашем духовном взрослении волшебники, чудодеи родной русской речи, неторопливой, мелодичной, величавой и мудрой в своей ясности и определенности, доброжелательной простоте и сердечной проникновенности. Среди таких писателей, очарованных Россией и передающих это очарование в “тончайших переливах всех ее красок” – Константин Георгиевич Паустовский.

“… Паустовский – певец русской природы” – эта фраза давно стала символом, когда речь заходит о замечательном писателе, соединившем в своем творчестве “остроту глаза” аналитики и взволнованно романтическое отношение к неброской, но милой сердцу “волшебной” природе России. Между тем данная фраза – при всей ее тривиальности – наполняется глубоким смыслом при конкретном рассмотрении стилистических достоинств рассказов К.Паустовского. Итак, тема сегодняшнего урока (уч-ся с доски переписывают формулировку темы в тетради).

Ученик: читает вслух эпиграф к уроку.

Учитель:

Мы попытаемся через восприятие текста художественного произведения увидеть блеск, красоту и богатство жизненных красок, подаренных нам замечательным русским писателем.

Обратимся к одному из поздних его творений – “Ильинскому омуту” (1964 год). Рассказ вами прочитан. На столах лишь фрагменты рассказа и схема лингвости-листического анализа. Давайте попытаемся определить жанровое своеобразие текста.

Ученик:

Что касается жанра, то, на мой взгляд, рассказ можно отнести к разряду эссе, так как к эссе обычно причисляют бессюжетное (“не рассказ”) прозаическое произведение малой формы, в котором автор высказывает свои впечатления, размышления по конкретному вопросу или поводу, т.е. старается всесторонне осветить предмет разговора.

Ученик (дополняет): эссе – это чаще всего жанр критики, публицистики, и данное произведение мы можем смело отнести к художественно- публицистическому стилю. (Уч-ся записывают определение жанра эссе в тетради).

Учитель:

Основной задачей литературы, а, следовательно, и любого произведения является нравственно- эстетическая функция, воспитание гуманного отношения к окружающему нас миру. Какова же нравственная проблема, поднимаемая автором в данном произведении?

Ученик:

Я считаю, что в “Ильинском омуте” писатель поднимает важную нравственную проблему – родная природа как национальная духовная ценность. Хочу дополнить, что для воплощения этой идеи автор избирает форму непринужденной доверительной беседы. Говорит неторопливо, с небольшими отступлениями от главной темы, делится с нами своими размышлениями.

Учитель:

Более того, “Ильинский омут” – патриотический гимн русской природе, восхищение Россией, в тоже время, как вы увидели в тексте, скромность “великих мест”.

(Звучат слова: “Любовь к родине, без нее никак нельзя жить … как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский).

Учитель:

Наша задача: увидеть, определить те стилистические фигуры речи, которые характеризуют синтаксис “Ильинского омута”. Какова цель нашей работы?

Ученик:

Доказать, что, благодаря стилистическим фигурам, язык произведения достигает столь образной выразительности.

(Обращение к высказыванию лингвиста Е. И. Иванчиковой о синтаксисе, записанному на доске).

Учитель: Ряд стилистических фигур речи нам известен. Например.

Ученики: называют стилистические фигуры, дают их краткое определение, приводят примеры:

риторическое обращение,
риторический вопрос,
инверсия,
антитеза,
умолчание,
построение предложения, его распространенность.

Учитель:

Да, и я думаю, что неторопливые, без суеты, размышления К.Паустовского в доверительной беседе с читателем на важные для русского человека темы – о нравственной и целительной силе родной природы – во многом предопределили своеобразие синтаксического строя авторского повествования. Итак, чем же характеризуется синтаксис “Ильинского омута”? В чем его необычность?

Перед вами отрывок из текста и схема анализа. Давайте попытаемся проанализировать данный отрывок и остановимся на синтаксисе произведения, так как в нашем представлении синтаксис – это совокупность синтаксических явлений. Каких?

Ученик:

Однородные члены предложения, главные члены предложения, сложное предложение.

Ученик:

И еще разного рода вставные, присоединительные конструкции, уточнения.

Учитель:

За этими фактами мы зачастую не видим синтаксис как источник образности и экспрессии русской речи. Возьмем, к примеру, вопрос об использовании в художественной речи конструкций со значением сравнения. Попробуйте сейчас в тексте увидеть предложения с разными способами выражения этого значения.

Ученик:

Сравнительные обороты с союзными как, будто, как будто (как будто какой-то чудодей…; … относится к ним, как к святыне и др.).

Ученик:

Сравнительный оборот с придаточным сравнительным (не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость…; как и многие великолепные места в России).

Ученик:

А еще в текстах встречаются сравнения, выраженные существительными в Д. и Т. падежах: жужжало подобно пчеле, завертелся волчком.

Ученик:

Может быть выражено сравнением наречием, соответствующим моделям по–…ому, по–…ему, по–…и; ходить по-утиному, сидеть по-турецки.

Учитель:

С какой же целью автор сопоставляет явления?

Ученик:

Наверное, чтобы более полно пояснить одно с помощью другого, создается определенная художественная выразительность текста.

Учитель:

Я думаю, что не все способы выражения сравнения названы. Задание: продолжите дома таблицу и заполните ее примерами из текста.

Продолжаем работу с текстом.

Ученик: читает отрывок: “Сожаления просыпаются… разнообразии.”

Учитель:

Согласитесь, достаточно нелинейное, можно сказать, “пространственное” выражение мысли. Благодаря каким конструкциям этого достигает автор?

Ученик:

Я думаю, что это различного рода присоединительные конструкции, ведь в них и уточнение, и определенные сомнения автора, размышления (ученики приводят примеры из текста и делают запись в тетради).

Учитель:

Как видим, текст просто изобилует синтаксическим колоритом. Обратите, пожалуйста, внимание на такие слова и словосочетания: по крайней мере, казалось, пожалуй и др. Они очень характерны для жанра эссе. Что это?

Ученик:

Это вставные конструкции. Они помогают создать определенную манеру изложения мысли. Автор думает, размышляет, сомневается, утверждает.

Учитель:

Да, жанр эссе – неторопливое повествование, следовательно, замедленность темпа речи, передающая раздумья автора. С помощью чего достигается такая манера изложения? (… рядом, рано утром, там, за ветряком, вблизи Парижа…).

Ученик:

Это, я предполагаю. Определенные уточнения. Они придают речи повышенную выразительность, какую-то определенную динамичность, обеспечивают связанность речи.

Ученик:

Еще, я думаю, словесные повторы – это необходимый текстообразующий компонент, своего рода мостики от одной картинки текста к другой (ученики зачитывают примеры из текста: …знакомая тоска внезапно… тоска по нашей…; подарил ее векам…подарил ее нам… и др.).

Учитель:

А сейчас обратимся к данной на экране группе предложений. Какой процесс здесь прослеживается?

(От нее глаза становятся теплей, губы – ярче и даже голос звучит вкрадчиво и нежно. Я сидел в тени вяза, думал, что все эти… Я привык к этому ветряку – покидал с тоской. Сожаления о том, что не удастся увидеть весь мир, да что там – весь мир!).

Ученик:

Пропуск какого- либо члена предложения: в 1-ом предложении – сказуемого, во 2-ом – подлежащего, в 3-ем – дополнения, в 4-ом – сказуемого.

Учитель:

А для чего это необходимо делать? Не проще ли написать полностью все предложение?

Ученик: Избегаем тавтологии, особый динамизм речи, речь как бы живая, выразительная.

Учитель:

Эта стилистическая фигура называется эллипсис.

(Запись в тетрадь: эллипсис (греч. Elleipsis)– лингвистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого- либо подразумеваемого члена предложения (“я домой” вместо “я иду домой”).

Учитель:

Как видим, изобразительно-выразительные возможности синтаксиса огромны. Сегодня мы проследили за поведением, за ролью лишь нескольких стилистических фигур. И чтобы работа была логически завершена, что, вы считаете, мы должны сейчас сделать?

Ученик: Создать свое эссе.

Учитель:

Перед вами образец жанра, и это должно подтолкнуть вас к написанию своего маленького произведения. Можете стилизовать текст Паустовского. Конечно, необходимо сейчас вспомнить те изобразительно- выразительные средства языка, без которых невозможно написание творческой работы.

Ученик:

Стилистические тропы: эпитет, метафора, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение и др.

(Далее в течение 5-7 минут уч-ся работают над созданием своего эссе. Звучит музыка.).

Наиболее интересные работы уч-ся зачитывают и обязательно называют те стилистические фигуры, которые они использовали в своих мини-сочинениях.

Учитель:

Итак, стилистические фигуры текста, рассмотренные нами сегодня на уроке – это речевой материал автора, при помощи которого он передает нам… Что?

Ученик: Конечно же, трепетную любовь к родине, к родным просторам.

Ученик: А еще, я думаю, любовь к волшебной силе и красоте удивительного русского языка.

Учитель:

А вот теперь еще раз обратимся к эпиграфу. Думаю, глубина этих слов нам понятна. И что замечательно: “волшебство русского языка Константин Паустовский связывает с волшебством русской природы”. Он так и писал: “волшебство русского языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств русского человека”. Происходит некая взаимосвязь: природа – человек – слово. Мы обязательно должны читать произведения таких мастеров слова как Константин Паустовский, Михаил Пришвин и др. И тогда такой сложный, но интересный предмет русский язык нам изучать будет значительно легче.

Домашнее задание:

Мы не коснулись сегодня богатства лексики (взыскующим, нетленным, трепетные), проделайте эту работу дома (по схеме лингвостилистического анализа).

Поработайте над ролью сложно- сочиненных предложений в тексте, в чем необычайность экспрессии данных синтаксических конструкций?

Урок окончен. Спасибо всем за работу. До свидания.