Программа сотрудничества специалистов ДОУ с семьей: Клуб "Молодая семья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам.

Д. Лешли

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Почти зачастую сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.

Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан клуб “Молодая семья”, для родителей I младших и II младших групп с участием специалистов разных направлений: психолог, музыкальные руководители, воспитатель по ИЗО, воспитатель – эколог, инструктор по физвоспитанию, логопеды и пр.

Целью создания клуба “Молодая семья” послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛУБЕ

“МОЛОДАЯ СЕМЬЯ”

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП.

  1. Общее положение.
    1. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
    2. Руководитель клуба (педагог-психолог ДОУ) осуществляет свою деятельность в тесном контакте как со специалистами ( музыкальные руководители, воспитатель по ИЗО, воспитатель – эколог, логопеды, инструктор по физвоспитанию, медицинские работники) и педагогами ДОУ, так и со специалистами в других областях (педиаторами, психоневрологами, валеологами и пр.)
    3. Работа клуба основывается на соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей, законов РФ в области образования, нормативных документов, настоящего положения.
    4. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
  2. Основные задачи и содержание работы клуба.
  3. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:

    – преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
    – относиться к ребенку как к равному;
    – понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
    – знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
    – проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
    – установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

    Задачами клуба являются :

    – убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
    – познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии на конкретных примерах (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники, и пр.);
    – проинформировать о том, что семья на всех этапах развития нуждается в помощи специалистов.
    – популяризировать деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

  4. Условия работы клуба.
  • заседания клуба по согласованию с родителями младших групп проводится с частотой 1 встреча в месяц как для родителей I младших групп (1-й год работы) так и для родителей II младших групп (2-й год работы);
  • работа клуба проводится в соответствии с данным положением и согласно годового плана клуба;
  • тематика заседаний должна касаться только детей и их проблем или родителей и их проблем в воспитании своих детей;
  • формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и пр.;
  • после проведения планового заседания руководителем клуба оформляется протокол работы.

ПЛАН РАБОТЫ

клуба “Молодая семья” на 2003-2004 учебный год.
Первый год работы

Заседание № 1.

Дата проведения: октябрь 2003 года.

Тема: “Презентация клуба “Молодая семья” (для родителей вновь поступивших детей):

– знакомство с ДОУ;

    • утверждение плана работы клуба на год,
    • “Период – раннее детство” (педагог-психолог).

Заседание № 2.

Дата проведения: ноябрь 2003 года.

Тема: “Очень маму я люблю!…”:

    • “Мама – слово дорогое” – (педагог-психолог);
    • “Мамочка любимая улыбнулась весело, потому что мамочке мы запели песенку…” – (музыкальный руководитель);
    • “Моя мама лучше всех!” – (логопеды).

Заседание № 3.

Дата проведения: декабрь 2003 года.

Тема: “Скучен день до вечера, если делать нечего…”:

    • “Нам праздник веселый Зима принесла” – (музыкальный руководитель);
    • “Новогодние игрушки своими руками” (воспитатель по ИЗО);
    • “Шьем костюм сами (показ моделей из нетрадиционного материала)” – (воспитатель-эколог).

Заседание № 4.

Дата проведения: январь 2004 года.

Тема:Чем занять ребёнка дома в выходной день?”:

    • “Режим в жизни ребенка” – (медицинский работник);
    • “Домашний театр” – (музыкальный руководитель);
    • “Рисуем разными материалами” – (воспитатель по ИЗО);
    • “Домашние питомцы” – (воспитатель-эколог).

Заседание № 5.

Дата проведения: февраль 2004 года.

Тема:Если хочешь быть здоров – закаляйся, если хочешь счастлив быть – улыбайся!”:

    • “О закаливании и утренней гимнастике” – (физ.рук.);
    • “Детские инфекции и их профилактика” – (педиатор ДОУ),
    • “Потешки, песенки, стихотворения” – (муз.рук., логопед).

Заседание № 6.

Дата проведения: март 2004 года.

Тема: “Азбука общения с малышом”:

    • “Кризис 3-х лет” – (педагог-психолог);
    • “Радость общения с природой” – (воспитатель-эколог);
    • “Домашняя игротека” – (логопеды),
    • “Телевизор – друг или враг” – (воспитатель по ИЗО),
    • “Баю-баюшки-баю” – (музыкальный руководитель).

Заседание № 7.

Дата проведения: апрель 2004 года.

Тема: “Весь апрель – никому не верь”:

    • “Юморина ” – семейный досуг для родителей 1-ых младших групп (cпециалисты ДОУ).

Заседание № 8.

Дата проведения: май 2004 года.

Тема: “В здоровом теле – здоровый дух!”:

    • “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!” – (мед.работники);
    • “Подвижные игры на прогулке” – (физ.рук.);
    • “Фитотерапия” – (воспитатель-эколог).

Второй год работы

Заседание № 1.

Дата проведения: октябрь 2003 года.

Тема: “Вот и стали мы на год взрослее…”:

    • “Какой он, ребенок от 3 до 4 лет” – (педагог-психолог);
    • “Как приучить ребенка к режиму” – (медицинские работники);
    • “Формирование речи ребенка” – (логопеды).

Заседание № 2.

Дата проведения: ноябрь 2003 года.

Тема: “Вот какие наши мамы!”:

    • “Влияние родительских установок на развитие детей” – (педагог-психолог);
    • “Откуда я появился” – (воспитатель-эколог);
    • “Мама, почитай мне книжку” – (логопеды),
    • “Мама, папа и я – спортивная семья” – (физ.рук.).

Заседание № 3.

Дата проведения: декабрь 2003 года.

Тема: “Славно встретим Новый год!”:

    • “Как организовать детский праздник” – (муз.рук.);
    • “Значение детских фантазий” – (воспитатель по ИЗО),
    • “Какие игрушки нужны детям” – (педагог-психолог).

Заседание № 4.

Дата проведения: январь 2004 года.

Тема: “Город мастеров”:

    • “Поделки из бросового материала” – (воспитатель-эколог);
    • “Как сделать самим театрализованные игрушки” – (музыкальный руководитель);
    • “Когда оживают альбомные листы” – (воспитатель по ИЗО).

Заседание № 5.

Дата проведения: февраль 2004 года.

Тема: “Чудесная карусель”:

    • “Как научить ребенка играть” – (педагог-психолог и воспитатель-эколог);
    • “Полезные и вредные сказки” – (логопеды);
    • “Рисуночные игры” – (воспитатель по ИЗО).

Заседание № 6.

Дата проведения: март 2004 года.

Тема: “Веселое путешествие на поляну игр”:

    • “Семейный праздник” – (музыкальные руководители);
    • “Дети – как с ними справиться, раз уж они у вас есть” – (воспитатель по ИЗО);
    • “Вежливые сказки или детский этикет” – (воспитатель-эколог и логопеды).

Заседание № 7.

Дата проведения: апрель 2004 года.

Тема: “Первоапрельское шоу – “Веселые вытворяшки”:

    • “Темперамент – основа поведения ребенка” – (педагог-психолог);
    • “У вашего ребенка гости” – (музыкальный руководитель);
    • “Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении” – (логопеды).

Заседание № 8.

Дата проведения: май 2004 года.

Тема: “Лето – красное зовет…”:

    • “ОБЖ в летне-оздоровительный период” – (мед.работники);
    • “Мой веселый, звонкий мяч” – (физ.рук.);
    • “Психологические особенности ребенка от 4 до 5 лет” – (педагог-психолог).

Литература

  1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Методруководство для работников ДОУ/ Т.И. Доронова; Е.В. Соловьева; А.Е. Жичкина; С.И. Мусиенко – М.; Ликна – пресс, 2001 г. – 224 стр.
  2. Соколова Е.И., Тарибарина Т.И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Ярославль: Академия развития, 2002 г. – 160 стр.
  3. Алиева М.А.; Гришанович Т.В.; Лабанова Л.В.; Травникова Н.Г.; Трашихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2002 г. – 216 стр.
  4. Газета Школьный психолог. № 45 – 2002 г.
  5. Л.Г. Парамонова. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 2000. – 208 стр.
  6. Е.Н. Краузе. Логопедия – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002 г. – 208 стр.
  7. Е. Лякско. Развитие речи малыша / Под. ред. А.С. Батуева – М.: Айрис – пресс, 2003 г. – 208 стр.