Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната

Разделы: Социальная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9

Ключевые слова: ОВЗ, коррекционная психология, психолого-педагогическое сопровождение


Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (далее - ППМС сопровождение) процесса обучения и воспитания учащихся со специальными образовательными нуждами в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.

Идея сопровождения развития ребенка впервые прозвучала в последнем десятилетии в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга.

Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова (1995-2001) обозначает сопровождение как “особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития”, особенность которого в том, “чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно”. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: “Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка”.

В Письме Минобразования РФ от 6 апреля 2001 г. N 9/1495-6 "Об использовании рекомендаций Российско-фламандской научно-практической конференции в деятельности ППМС-центров" определены основополагающие организационные принципы сопровождения:

– комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
– равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
– гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
– специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся "на стороне ребенка", защищая его интересы и права.

Там же выделены основные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:

– укрепление здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;
– преодоление затруднений в учебе;
– выбор образовательного и профессионального пути;
– решение социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;
– досуговая самореализации.

Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования.

В статье "Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка – необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования" (2000) Шилова Е.В. (Комитет по образованию Санкт-Петербурга) отмечает, что одним из механизмов на современном этапе образовательного процесса, обеспечивающим максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании, становится процесс сопровождения (помощи и поддержки), который выступает одним из социальных гарантов полноценного развития личности в процессе образования всех детей, и, прежде всего тех, которые имеют проблемы в психическом, умственном или физическом развитии.

"Под процессом сопровождения, - разъясняет Шилова Е.В., – мы понимаем обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, валеологов, социальных педагогов, педагогов - дефектологов), работающих в системе образования.

Мы полагаем, что объединение этой группы лиц в единую команду и освоение ими методов сопровождения, имеющих существенные отличия от коррекции, обучения и т.д., позволит существенно изменить содержание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки развития ребенка в образовательном процессе".

Говоря об оценке эффективности деятельности школьного психолога, М.Р. Битянова (1998) отмечает, что “успешность действия психолога напрямую не может быть измерена в каких-либо единицах реальных изменений в поведении или обучении школьника”, и определяет в “качестве цели его практической деятельности психологическое сопровождение школьников. Сопровождение же представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде".

М. Сартан (2001) предлагает свое определение: “Сопровождение – это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов цель которой – помочь ребенку сделать осознанный жизненный выбор на всех этапах его жизненного пути”.

Под психологическим сопровождением, Е.А. Козырева, докторант МПГУ, понимает систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

М.М.Семаго, кандидат психологических наук, в статье "Сопровождение – это…", опубликованной в еженедельнике "Школьный психолог" (2003. № 35), пишет: "Каких-либо конкретных технологических разработок в области сопровождения я, например, не встречал. Более того, методология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи в образовательном пространстве, а также методология сопровождения образовательного процесса, насколько мне известно, пока еще не разработаны". М.М.Семаго подчеркивает, что "Качественными критериями эффективности сопровождения являются нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне образовательных воздействий и динамический контроль показателей адаптации".

Цели, задачи, направления ППМС сопровождения в специальной (коррекционной) школе-интернате № 15 г. Краснодара

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В решении актуальных проблем специального (коррекционного) образования существенную роль играет система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения деятельности образовательного учреждения.

Под ППМС сопровождением мы понимаем систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для учащихся, педагогов, воспитателей, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, дающих возможность позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, способствующих интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в общество.

Основной целью ППМС сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате мы считаем поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы-интерната являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Особенности социального статуса обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате № 15 г. Краснодара

В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. Практика работы и изучение имеющейся литературы показывают, что проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах сейчас довольно актуальна, но четкой системы построения такой работы нельзя найти в опубликованных работах. Модель нашего ППМС сопровождения заключается в том, что при сопровождении учитывается особый социальный статус каждого обучающегося.

В данном контексте к учащимся с особым социальным статусом мы относим следующие категории обучающихся:

-дети “группы риска”;
-дети, оставшиеся без попечения родителей (опекаемые дети);
-дети-инвалиды;
-дети, находящиеся на домашнем обучении;
-дети, длительно не посещающие школу;
-дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Обратиться к такой системе построения ППМС сопровождения побудила сама практика работы, показывающая, что обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, является положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе-интернате и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в конкретной школьной среде, его социальной адаптации.

ППМС сопровождение детей "группы риска"

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

При составлении программы ППМС сопровождения детей "группы риска"мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ и Закон Краснодарского края от 07.08.2002 № 515-КЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае".

В последние годы выделена особая категория школьников, которая получила определение “дети риска". В контексте нашей работы дети "группы риска" – учащиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании.

Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, асоциального поведения в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена на достижение конечной цели – сохранение здоровья обучающегося и становление личности проблемного ребенка с адаптацией его в общество.

ППМС сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей (опекаемых детей)

В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.

Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)" (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. С.445). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

– умерли;
– лишены родительских прав, либо ограничены в родительских правах;
– признаны безвестно отсутствующими;
– недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;
– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
– уклоняются от воспитания детей;
– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Система ППМС сопровождения призвана реабилитировать и адаптировать опекаемого ребенка к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником.

Появление программы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, обусловлено необходимостью организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения опекаемых детей в школе-интернате (13 учащихся).

ППМС сопровождение детей-инвалидов

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования приоритетным направлением образовательной политики является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Для осуществления ППМС сопровождения данной категории детей была разработана "Программа работы с детьми-инвалидами МОУСКОШИ № 15 г. Краснодара".

ППМС сопровождение детей, длительно не посещающих школу

Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений.

В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказ от посещения школы?

Анализ работы с такими детьми (Кушнарева Н.Н., 2000) демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации:

  • влияние социальной среды:
1) лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
2) хронический алкоголизм родителей;
2) душевные заболевания родителей;
4) пребывание родителей в местах лишения свободы;
5) нежелание родителей заниматься воспитанием своих родителей.
  • трудности в учебе, имеющие различную этиологию:
  • недостаточная стимуляция психического развития ребенка ввиду низкого социального и материального статуса и неблагополучность семей;
  • недостатки развития познавательной сферы ввиду дефектов умственного развития.
    • нарушение детско-родительских отношений:
    1) ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
    2) завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать.
    3) неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями.

    Как вернуть ребенка в школу?

    В специальной (коррекционной) школе-интернате № 15 был разработан проект “Модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, длительно не посещающих школу”.

    Цель данной программы заключается в организации возвращения ребенка с дефектом в развитии в школу.

    Реализация программы будет способствовать сокращению количества детей длительно не посещающих в школу и отказывающихся от посещения школы.

    ППМС сопровождение детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев

    Сейчас в мире 18 миллионов беженцев. Более половины из них – дети. В сборнике “В помощь вынужденным переселенцам” даются следующие определения: “Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшие на территорию России.

    Вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия либо преследование в иных формах, так и вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин)”.

    Программа ППМС сопровождения разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев” (2001–2002 годы).

    Следует отметить, что большая часть семей беженцев и вынужденных переселенцев успешно адаптировалась на новых местах проживания, вместе с тем, ряд проблем еще имеет место.

    1. Проблемы в общении. Как взрослым, так и детям семей беженцев и вынужденных переселенцев часто бывает трудно найти подходящий круг общения. Причем чем младше ребенок (начальная школа), тем легче ему адаптироваться в классе, найти новых друзей во дворе или на улице в районе своего проживания.

    Иногда на новых местах проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев возникает негативное к ним отношение по следующим причинам:

    • вследствие обывательских взглядов соседей;
    • вследствие того, что сами семьи могут быть неблагополучными.

    2. Проблемы в учебной деятельности:

    • часто дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев не могли регулярно получать образование на своей родине, поэтому уровень обучения не соответствует возрасту (например, ребенок 10 лет вынужден обучаться во втором классе);
    • языковой барьер – часто детям приходится менять язык обучения;
    • из-за постоянных переездов у ребенка из семьи беженцев и вынужденных переселенцев бывает снижена мотивация к обучению.

    3. Социально-финансовые проблемы. Так как социально-культурный уровень жизни беженцев и вынужденных переселенцев в большинстве случаев значительно понижается вследствие потери работы, жилья, имущества, документов, в таких семьях и у взрослых, и у детей начинает развиваться комплекс неполноценности.

    4. Психологические и соматические проблемы. Перенесенные страдания, утраты в семьях беженцев и вынужденных переселенцев оставляют глубокий след на их соматическом и психологическом состоянии.

    5. Проблемы потери родных и близких. Многие дети дорого заплатили за путь беженца: они или брошены или осиротели, лишены какой-либо защиты, потому что родители или члены семьи убиты, или посажены в тюрьму.

    Реализация программы будет способствовать развитию личностных особенностей, повышению социальной компетенции, коммуникативных способностей и социальной адаптации детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

    ППМС сопровождение детей, находящихся на домашнем обучении

    Домашнее обучение детей осуществляется в соответствии с законом РФ "Об образовании".

    Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому регулируется Постановлением правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. № 861.

    Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу-интернат, образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.

    Обычно на домашнее обучение переводят ребенка, который по тем или иным показаниям не может посещать школу-интернат. Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

    ППМС сопровождение детей на домашнем обучении имеет следующие цели:

    – помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на домашнем обучении;
    – подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности совместно с другими членами общества, проведение коррекции их развития.

     

     

    Карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

    ученика специальной (коррекционной) школы-интерната № 15 г. Краснодара

    Фамилия, имя______________________ Дата рождения________ Класс____ Домашний адрес___________________________________________

    Качественные характеристики

    Олигофрения в умеренно-выраженной степени

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Олигофрения выраженной степени дебильности

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Органическое поражение ЦНС со слабоумием

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Эпилепсия со слабоумием

    Болезнь Дауна

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Социально-правовое сопровождение. Социальный педагог:

     

    Многодетная семья

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Опекаемый

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Ребенок-инвалид

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Малообеспеченная семья

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Группа риска

    На учете в ОППН

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    На учете по школе

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Длительно не посещает школу

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Асоциальное поведение

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Лечебно-оздоровительное сопровождение. Врач:

    Хронические патологии

    Хронический отит

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Тугоухость

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Бронхо-легочная патология

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Заболевания мочеполовой системы

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Заболевания желудка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Тубинфицированные

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Без хронических патологий

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Другие патологии

    Сопутствующие заболевания

    Сердечно-сосудистая патология

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Пониженная острота зрения (слабовидение)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нарушение костно-мышечной системы

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нарушение эндокринной системы

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Физическое развитие

    Отличное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Хорошее

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Удовлетворительное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Плохое

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Состояние здоровья в течение года

    Удовлетворительное (без пропусков по болезни)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Неудовлетворительное (с пропусками по болезни)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нуждается в ЛФК

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нуждается в особом охранительном режиме

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Логопедическое сопровождение. Логопед:

    Состояние речи

    Состояние артикуляционного аппарата

    Произношение

    Слоговая структура слова

    Словарный запас

    В норме

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Дефектное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    В норме

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Дефектное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    В норме

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нарушена

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Достаточный

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    В пределах обиходной речи

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Недостаточный

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Грамматический строй речи

    Нарушения чтения, письма

    Логопедическое заключение

    В норме

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нарушения

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    В норме

    123456789

    Нарушения

    123456789

    Грубое недоразвитие средств языка с преобладанием неполноценной смысловой стороны речи

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Недоразвитие средств языка с преобладанием неполноценной смысловой стороны речи

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Нарушения письма,чтения, обусловленные недоразвитием средств языка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Психологическое сопровождение. Педагог-психолог:

    Сенсомоторная зрелость

    Общая моторика тела

    Тонкая моторика рук

    Моторная ассиметрия

    Зрительно-моторная координация

    Слухо-моторная координация

    норма

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    дефект/нарушение

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Овладение сенсорными эталонами

    Цвет

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Форма

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Время

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Пространство

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Величина, часть, целое

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Внимание

    Концентрация

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Устойчивость

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Переключаемость

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Память

    Зрительно-предметная

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слухо-речевая

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Зрительно-моторная

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Краткосрочная

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Долгосрочная

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Воображение

    Репродуктивное (воссоздающее)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Творческое

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Мышление

    Наглядно-действенное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Наглядно-образное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Конструктивно-пространственное

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Словесно-логическое

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Обобщение понятий

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Установление закономерностей

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Классификация

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Последовательность событий

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Скрытый смысл

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Эмоционально-личностная зрелость

    Неуверенность

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Тревожность

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Страх

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Агрессивность

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Педагогическое сопровождение. Педагог:

    Познавательная деятельность

    Познавательная активность

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Врабатываемость

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Работоспособность

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Планирование

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Самоконтроль

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Сформированность учебных навыков

    По письму

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    По математике

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    По чтению

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Ориентировка в учебных требованиях

    Умение слушать и выполнять указания

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Принятие инструкции

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Работа по образцу

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Социально-бытовая ориентировка

    Достаточная

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Средняя

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Низкая

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Мотивация к учению

    Достаточная

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Средняя

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Низкая

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Уровень учебной деятельности (обучаемости)

    1. Усваивает учебную программу
    2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    • Усваивает и понимает частично
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    • Не усваивает и не понимает
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Самостоятельная работа

    Умеет работать самостоятельно

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Работает по образцу самостоятельно

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Требует помощи

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Воспитательное сопровождение. Воспитатель:

    Соблюдение социальных и этических норм

    Соблюдение правил поведения, этических норм

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Знает нормы и правила поведения, но не всегда выполняет

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Не соблюдает нормы поведения

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Формы поведения

    Конструктивные формы поведения

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Негативизм, заторможенность, замкнутость

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Эмоциональная неустойчивость, агрессивность

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Асоциальное поведение, склонность к правонарушениям

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Взаимодействие со сверстниками

    “Звезда” – лидер (активен в общении, есть постоянные друзья)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    “Принятый” (активен в общении, общается избирательно)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    “Изолирован” (малообщителен, недоверчив, постоянных друзей нет)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    “Отвергнут” (замкнут, ведет уединенный образ жизни в школе, нет друзей)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Взаимодействие со взрослыми

    Принимает помощь взрослого, сам оказывает помощь

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    На позиции ведомого, выполняющего инструкции

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Уклоняется от выполнения заданий

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Занятия по интересам, увлечения

    Кружки, секции

    Башмачок

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Рукодельница

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    ИЗО “Лучик”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    ИЗО “Фантазер”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Танцевальный кружок “Ритм”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Занимательная математика

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Спортивные секции

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Клуб “Школьник и закон”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Клуб девушек

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Кружок “Хозяюшка”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Вокальные группы “Солнышко”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Вокальная группа “Непоседы”

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Выразительное чтение

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    wpe17.jpg (49049 bytes)