Спецкурс для профильного химико-биологического класса "За здоровый образ жизни"

Разделы: Химия, Спорт в школе и здоровье детей


Формирование у учащихся правильного представления о природе питания, о значимости проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения – одна из главных задач данного курса.

При отборе содержания курса учитывались разделы образовательной области “Технология” подраздел “Кулинария”, программа “Химия и питание” З.И.Колычевой, спецкурс “Валеология на уроках химии” А.А.Ивченко и А.А.Макареня.

Основные цели программы:

  1. Дать представления о научно обоснованных правилах и нормах использования питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества).
  2. Формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.
  3. Формировать у школьников культуру питания и будущей здоровой семьи.
  4. Развивать у подростков стиль, направленный на психосоциальную адаптацию.
  5. Отрабатывать навыки самоконтроля и самореализации.

Программа курса адаптирована к условиям массовой школы, и ее усвоение может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средней школы.

Программа рассчитана на 136 часов, 2 часа в неделю в 10 и 11 классах, за счет регионального компонента и имеет теоретическую и практическую часть, а также учитывает интересы школьников, склонности человека к профессии. На теоретических занятиях углубляются знания о белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, учащиеся знакомятся с биологической ролью этих веществ, их утилизацией в организме, о роли в питании пищевых добавок, о лечебно–профилактической роли питания, о вредных привычках человека и их воздействии на его здоровье. Практические работы позволяют прививать не только практические умения, но и развивать самостоятельность учащихся, их познавательную активность.

Этот курс позволяет ориентировать учащихся на выбранную профессию, а так же дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, просветительской работой с младшими школьниками и родителями по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Программа соответствует государственному образовательному стандарту по химии и биологии.

При изучении данного курса можно использовать активные формы обучения: лекции, семинары, деловые игры, беседы, дискуссии, личностный тренинг и др.

Данная программа предполагает: уменьшение факторов риска употребления наркотических и психоактивных веществ, формирование здорового жизненного стиля, высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков, сознательное отношение к выбору будущей профессии.

Учащиеся должны знать:

  • современные взгляды на питание,
  • виды питания,
  • правили приема пищи,
  • правила сочетания пищевых продуктов,
  • биологическую роль, состав, строение белков, жиров, углеводов, их утилизацию в организме,
  • правила очищения организма,
  • основные факторы риска при различных заболеваниях,
  • причины быстрого старения,
  • проблемы алкоголизма, курения и наркомании,
  • вещества, загрязняющие экосистемы и их воздействие на организм,
  • меры профилактики различных заболеваний.
  • некоторые лекарственные растения Амурской обл.

Учащиеся должны уметь:

1) определять наличие белков, жиров, углеводов в продуктах,
2) определять содержание нитратов в овощах и фруктах,
3) составлять меню при различных заболеваниях,
4) вырабатывать навыки негативного отношения к вредным привычкам,
5) адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды,
6) применять на практике полученные знания.

Образовательная область “Технология”, включенная в базисный план, не содержит раздела допрофессиональной подготовки для профильного химико–биологического класса (10–11). Поэтому возникла необходимость создания компилятивной программы курса “Технологии” раздел “За здоровый образ жизни”, который позволит школьникам ориентироваться на профессии, связанные с оздоровлением человеческого организма.

10 класс, 2 часа в неделю, 64 часа.

ТЕМА 1: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА–6час.

Среда жизни человека (природная, социальная, производственная, городская, сельская). Образ жизни как фактор здоровья наряду с наследственностью и окружающей средой. Влияние факторов среды на здоровье человека. Пути поступления токсичных веществ (мутагенов, аллергенов, канцерогенов) в организм и их воздействие. Противоречие между эволюционно сложившимися адаптациями человека как биологического вида (морфоанатомическими, физиологическими, биохимическими, поведенческими; стресс как адаптационный синдром) и новым природным и социальным окружением. Механизмы адаптации: гормональная система, иммунитет, поведение, болезнь.

ТЕМА 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ – 4 час.

Вещества, загрязняющие экосистемы: ионы тяжелых металлов, удобрения, нефть и нефтепродукты, ядохимикаты, детергенты (ПАВ). Проблема накопления лекарств в организме. Опасность сенсибилизации лекарств в организме. Проблема токсификации: преобразование гербицидов в мутагенные соединения в растениях. Ограниченность самозащиты организма. Необходимость решения проблемы сохранения биосферы, пригодной для жизни человека.

ТЕМА 3: ОБРАЗ ЖИЗНИ – 2 час.

Роль сознания и психики человека, его физического, психологического и духовного здоровья. Основные факторы здоровья: питание, дыхание, двигательная активность. Факторы риска заболеваний. Причины быстрого старения организма.

ТЕМА 4: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – 20 час.

Строение и функции пищеварительного тракта. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание. Вегетарианское, видовое, естественное, раздельное и другие виды питания. Работы ученых по проблемам питания. Принципы рационального питания: умеренность, сбалансированность, разнообразие, биологическая ценность. Понятие о рациональном питании (сыроедение, вегетарианство или энергетическое питание).

Проблема смешанного и раздельного питания. Правила сочетания пищевых продуктов.

Относительная польза диетического питания.

Состав пищи. Пластический и энергетический обмен веществ в организме. Основные этапы переваривания пищи. Симбиозное пищеварение.

Роль клетчатки, балластных веществ и рафинированных продуктов в пищеварении. Роль микроорганизмов, населяющих кишечник. Изменение состава микрофлоры, нарушение функции кишечника.

ТЕМА 5: БЕЛКИ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА – 10 час.

Биологическая роль, состав, строение, функции белков. Белковосодержащая пища, ее биологическая ценность. Порядок переваривания белков. Проблема переваривания белка и процессы брожения в желудке при приеме смешанной пищи. Процессы гниения белков в толстом кишечнике, нарушение пристеночного и мембранного пищеварения. Основные реакции при утилизации белков в организме.

Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Пути повышения белковой полноценности питания.

Несовместимость мясных и рыбных продуктов. Вред, наносимый организму острой и жареной пищей.

Практикум:

  1. Изучение свойств белков.
  2. Качественные реакции на белки.

ТЕМА 6: УГЛЕВОДЫ И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ –8 час.

Строение, свойства, классификация углеводов. Биологическая роль углеводов. Биологическая ценность углеводной пищи, потребность в углеводной пище. Характеристика углеводов пищевых продуктов. Особенности утилизации углеводов в организме. Процессы брожения в желудке.

Практикум:

1. Качественные реакции на глюкозу.
2.Реакция Селиванова на фруктозу.
3. Реакция крахмала и гликогена с йодом.
4. Извлечение углеводов из биологических объектов.

ТЕМА 7: ЛИПИДЫ И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ – 8 час.

Строение, свойства, классификация, биологическая роль липидов. Биологическая ценность жиров. Характеристика жиров пищевых продуктов, их энергетическая ценность. Потребность в жирах людей разного возраста, пола, разного характера труда, разного местожительства. Фосфолипиды, их биологическая ценность. Холестерин.

Химические реакции при утилизации жиров.

Причины нарушения обмена жиров в организме человека. Проблема ожирения.

Практикум:

  1. Качественные реакции на жиры и масла.
  2. Определение насыщенности жиров.
  3. Определение йодного числа
  4. Изучение свойств жиров.

11 КЛАСС , 2 часа в неделю, 68 часов.

ТЕМА 8: ВИТАМИНЫ И ФЕРМЕНТЫ, ИХ БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПИТАНИИ –8 час

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро и водорастворимые витамины. Биологическая роль витаминов. Авитаминозы и гиповитаминозы, и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность.

Ферменты в живом организме, их характеристика, классификация, основные свойства. Роль ферментов в переваривании и усвоении пищи.

Практикум:

  1. Качественные реакции на основные витамины.
  2. Исследование изменения содержания витаминов в продуктах питания при термической обработке.
  3. Определение наличия ферментов в пищевых продуктах (амилаза, уреаза, каталаза, пероксидаза).
  4. Изучение изменения активности ферментов при кулинарной обработке продуктов.

ТЕМА 9: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ВОДА – 7 час.

Минеральные элементы. Макро и микроэлементы. Биологическая роль некоторых элементов. Содержание минеральных веществ в основных продуктах питания. Причины недостаточности некоторых элементов.

Вода в организме человека; структурированная вода, магнитная, кремневая, талая вода. Минеральные воды и их характеристика.

Практикум:

  1. Определение содержания кальция и фосфора в молоке.
  2. Определение содержания нитратов в овощах и фруктах.
  3. Определение общего содержания воды в биологических объектах.

ТЕМА 10: ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ – 5 час.

Понятие о пищевых добавках. Классификация. Основные пищевые добавки, используемые при лечебном питании. Мед, пивные дрожжи, яблочный уксус, пищевые кислоты, проросшее зерно. Съедобные дикорастущие травы.

Практикум: приготовление блюд с пищевыми добавками.

ТЕМА 11: ЯДЫ В ПИЩЕ –6 час.

Понятие об инсектицидах, накопление их в пищевых цепях. ДДТ как загрязнитель. ДДТ в пищевых цепях, аккумуляция его в природной среде.

Полигалогенированные дифенилы, винилхлорид, дихлофос как токсиканты природной среды.

Этилированный бензин и пищевые цепи.

ПВА в питьевой воде и в молоке.

Азокрасители в пищевой промышленности.

Токсичность ароматических аминов. Нитраты–нитриты–нитрозоамины. Нитрозоамины в мясных и колбасных изделиях.

Биологически активные вещества, содержащиеся в упаковочных материалах.

Проблема сроков хранения пищевых продуктов. Качество пищи и проблема получения экологически чистых продуктов питания. Необходимость включения в пищевой рацион продуктов питания, содержащих комплекс антиоксидантов.

ТЕМА 12: СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ.

ЛЕЧЕБНО–ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПИТАНИЯ –10 час

Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, “живая” и “мертвая” пища. Гигиенисты и их взгляд на питание (П.Брегг, Г.Шелтон, Н.Уокер).

Концепция чистого организма. Очищение организма и здоровье. Голодание, пост, разгрузочно–диетическая терапия.

Правила приема пищи. Питание и продолжительность жизни.

Практикум:

  1. Составление индивидуального рациона.
  2. Составление меню при различных заболеваниях.
  3. Приготовление блюд по различным рецептам.

ТЕМА 13: ДЫХАНИЕ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ – 3 час.

Состав воздуха, “гигиена” воздуха. Вред, наносимый здоровью загрязненным воздухом. Понятие о лечебно–оздоровительном дыхании (системы Бутейко К.П., Стрельниковой А.Н. и др.). Неправильное дыхание как фактор развития патологий.

ТЕМА 14: КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ – 5 час.

Универсальные средства закаливания – воздух, вода, движение. Физические нагрузки в жизни современного человека. Двигательная активность различных групп населения. Мышечная активность и метаболизм организма, физическая терморегуляция.

Механизм зависимости продолжительности жизни, роста и развития организма (изменений на клеточном и молекулярном уровне с возрастом) от двигательной активности.

Молочнокислое брожение в организме человека. Молочная кислота– причина утомляемости человека.

Мышечная активность и эмоциональное состояние человека, его умственная работоспособность. Гиподинамия.

Причины заболевания опорно–двигательного аппарата.

ТЕМА 15: ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ – 10 час

Социальная болезнь – алкоголизм. Действие этанола на организм человека. Превращение этанола в уксусный альдегид в организме человека, последствия этого. Алкоголизм и семья. Алкоголизм и потомство.

Курение – вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Курение и работоспособность. Курение и спорт. Осложнения курения.

Наркотические вещества, их вред.

ТЕМА 16: ДИКОРАСТУЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ФИТОТЕРАПИЯ– 5 час.

Лекарственные растения Дальнего Востока и Амурской области.

Правила сбора лекарственных растений. Приготовление отваров, настоек и их использование.

Фитотерапия, ее роль для здоровья человека.

ТЕМА 17: ПРОФИЛАКТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ –5час.

Лекции с привлечением врачей различных специализаций.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Газета ЗОЖ.
  2. Гроссэ Э. Химия для любознательных. Л. Химия. 1979.
  3. Гудман М.Ф. Органические молекулы в действии. М. Мир. 1977
  4. Журнал “Факультет здоровья”.
  5. Ковалев Н.И. Русская кулинария. М. Экономика. 1982.
  6. Кокарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М. Пищевая промышленность. 1982.
  7. Кудашева В.А. Чкдесная диета, или как стать стройным. М. Просвещение. 1991.
  8. Малахов Г.П. Очищение организма и правильное питание. С–Петербург. 2000.
  9. Малахов Г.П. Целительные силы. 1994.
  10. Макаров К.А. Химия и здоровье. Книга для внеклассного чтения. М. Просвещение. 1985.
  11. Несмеянов А.Н. Пища будущего. М. Педагогика. 1979.
  12. Николаев Л.А. Химия жизни. М. Просвещение. 1973.
  13. Сирота Н.А. Программа формирования здорового жизненного стиля. М. 2000.
  14. Строев Е.А. Биологическая химия. М. Высшая школа. 1986.
  15. Физиология человека под редакцией Р.Шмидта. М. Мир. 1996.
  16. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М. Просвещение. 1985.

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Газета ЗОЖ.
  2. Газета Химия. Приложение к “Первому сентября”.2000.
  3. Ивченко А.А., Макареня А.А. Спецкурс “Валеология на уроках химии”. 2000.
  4. Колычева З.И. Химия и питание. Программа кружка на интегрированной основе. (ж. Химия в школе, №4,1997).
  5. Мартыненко Б.В. Химия питания. М. Просвещение 1989.
  6. Николаев Л.А. Химия жизни. М. Просвещение. 1973.
  7. Сергеев П.В. Биохимическая фармакология. М. Высшая школа. 1982.
  8. Строев Е.А. Биологическая химия. М. Высшая школа. 1986.
  9. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. М. Высшая школа. 1994.
  10. Харлампович Г.Д. Многоликая химия. М. 1992.
  11. Шаталова Г.С. Целебное питание на основе энергетической целесообразности. М. Культура и традиции. 1995.