Графическое конструирование

Разделы: Информатика


РИСОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Все мы хотим, чтобы из наших детей получались натуры творческие и одаренные. Прекрасно понимая, что многим из ребят не хватает порой даже внимания родителей, а не только их понимания и уж тем более творческого воспитания. За бесконечной чередой дел мы постоянно не успеваем уделять время своим детям. И, приходя в школу, убеждаемся, что "к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда". [1]

Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и воображение. Рисование есть способ отражения накопленного опыта.

Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. "По мере того как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступает разочарование и охлаждение к рисованию". Люкенс, написавший исследование о рисунках детей, относит это охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения, по его мнению, наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но это новый подъем изобразительного творчества и его переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении. Большинство детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда не рисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 8-9 летнего ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием. Эти данные показывают, что в интересующем нас возрасте рисование переживает упадок и обычно забрасывается детьми.

Это охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только или при благоприятных стимулах, как, например, преподавание рисования в школе, художественные образцы дома, или при специальном даровании к этому виду творчества.

Итак, подведем итог описанному выше:

Самый удобный возраст для обучения рисованию 4-10 лет. Период, в который рисовать любят все дети.

Рисовать предметы, начиная с построения объекта геометрическими фигурами (как учат все учебники по рисованию), очень сложно. Потому что:

— трудно четко и ровно нарисовать геометрическую фигуру, что легко делает графический конструктор;
— не хватает опыта и умения разложить любой, увиденный предмет на геометрические фигуры;
— не хватает опыта и умения расположить геометрическую фигуру в пространстве;
— не хватает умения выделять основные качества изображаемых предметов (заяц – пушистый, длинные уши, круглый хвост и т.д.)

Умелое использование графического конструктора упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения.

Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта не только обогащает опыт ребенка, но и развивает внимание к окружающему. Что в итоге ведет к развитию творчества и фантазии.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ.

Обратимся к основным принципам развивающих игр по Никитину Б.П.[1]: “

1. Каждая игра - это НАБОР ЗАДАЧ.
2. Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке ВОЗРАСТАНИЯ сложности.
4. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: интересны не только ребенку.
5. Постепенное возрастание трудности задач позволяет идти вперед и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т.е. развивать свои творческие способности.
6. Нельзя объяснять способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Но совсем без объяснения некоторых моментов тоже нельзя.
7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ точного выполнения задания (точной копии рисунка)
8. Решение задачи предстает перед учеником не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
9. Нельзя отказываться от заданий на самостоятельное творчество, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого уровня.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до "ПОТОЛКА" СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться до "ПОТОЛКА" своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать "пищу" для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно;
в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию.

Таким образом, ориентируясь на основные принципы развивающих игр, выделяем основные этапы учебного процесса по теме "Графический редактор Раскрашка". Следуя принципу "возрастания сложности", выделим 5 основных групп развивающих задач:

1. Задачи, обучающие работе с редактором.
2. Элементы конструирования (этапное конструирование) и одновременно добавление элемента "маленьких хитростей"
3. Самостоятельное конструирование на основе предлагаемых моделей и образцов.
4. Итоговая работа по самостоятельному конструированию.
5. Творческая работа по созданию своих рисунков-образцов.

После выделения главных групп задач можно переходить к их формированию. И формировать задачи нужно не только осторожно (ведь у нас нет времени отложить сложную задачу "на потом" или оставить ее на время), но и с учетом возможностей не одного ребенка, а класса в целом.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.

Начнем с первой группы задач. Основная цель этой группы дать первоначальные навыки работы с редактором (работа с панелями инструментов и управление мышкой). Задания должны быть легкие, но в то же время они должны содержать "изюминку", заставляющую начинать думать САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Давайте спрогнозируем, что будет рисовать ребенок, не рисовавший ранее и тем более за компьютером. Ответ банален - домик. Желание нарисовать дом просто непреодолимо и, если не дать такой возможности на первых уроках, в последующем дети будут рисовать дом везде и всюду, как только появится свободная минута. Поэтому сбросим налет привлекательности с этого элемента, и дадим нарисовать дом прямо на первом уроке. На рисунке: дом и робот, выполненные прямоугольниками (рис. 1) .

Рис. 1

Целями этой работы являются:

1. Научить работе с мышкой:

— движение по экрану;
— установка размеров и формы курсора;
— назначение клавиш мыши.

2. Работа с палитрой.

3. Работа со смешанными цветами.

4. КОНСТУКТОРСКАЯ - навыки сопоставления и построения фигур.

Задания лабораторной работы расположены в верхней части экрана для возможности выполнения копии этой работы ниже. Такая возможность может быть дана лишь на 1 уроке, т.к. именно этот урок будет нести большой объем информации для запоминания.

Следующая лабораторная работа: дом и елка, (рис. 2) по внешнему виду немного сложнее первой, но позволяет реализовать следующие цели:

Рис. 2

1. Использование различных видов фигур.
2. Закрепление работы с палитрой.
3. КОНСТРУКТОРСКАЯ - получение новых фигур на основе данных.

Начиная с этой лабораторной работы, дети должны иметь распечатку работы перед глазами и видеть образец на демонстрационном экране и доске.

Рис. 3

Лабораторная работа №3 - "Замок" (рис.3). Последняя работа из серии домиков. Думаю, после этой работы потребность в постройке на экране различного рода жилищ у детей отпадет. Тем не менее, эта работа является не только более сложной, но уже в ней применяются элементы четвертой ступени изображения. Ненавязчиво показывая значение сочетания цветов, мы направляем развитие сознания ребенка на более сложные формы изображения предметов.

Целями работы являются:

1. Закрепление ранее полученных навыков.
2. Построение симметричных фигур с использованием прицела —F2.
3. КОНСТРУКТОРСКАЯ - "наложение цветов дает новые формы". Сложность и красота облака.

Рис. 4

Лабораторная работа №4 - "Кошка и мышка" (рис. 4). Резкий переход от изображения предметов, по сути своей геометрических, к живым, реально существующим персонажам, довольно трудный и переломный для ребенка. На этом этапе стоит сделать шаг назад ко второй ступени изображения. Главное - выделить основные элементы, характеризующие животных. Элементы, по которым сразу понятно, какое животное нарисовано.

Целями работы являются:

1. Применение элементов - кругов и овалов.
2. Закрепление построения симметричных фигур.
3. КОНСТРУКТОРСКАЯ - сочетание разных видов фигур.
4. КОНСТРУКТОРСКАЯ - применение обводки.

Вторая группа задач - этапное конструирование и "маленькие хитрости". (Ниже приведены примеры двух работ из этой группы). Этот этап является очень сложным. Основной целью этого этапа является обучение выделению основных элементов изображаемых фигур, т.е. именно обучение основам рисунка - пропорции, композиции и конструкции. Поэтому сложность рисунков наращивается постепенно от работы к работе. Цели всех следующих работ все КОНСТРУКТОРСКИЕ. Начиная со второй группы задач, мы направляем основные усилия на формирование навыков конструирования.

Рис. 5

Лабораторная работа №5 - "Чебурашка и снеговик"(рис.5)

Цель этой работы - применение "маленьких хитростей", позволяющих перейти на третью ступень изображения с элементами четвертой.

1. Наглядно показать значение обводки.
2. Как рисуется "улыбка", "переживание" и другие эмоции.
3. Как нарисовать нос снеговика (треугольник + круг).
4. Как нарисовать наклонные овалы (руки чебурашки).

По-прежнему образцы для рисунка должны быть у каждого ребенка, на демонстрационном экране и на доске (в контурах).

Рис. 6

Лабораторная работа №6 - "заяц" (рис. 6).

Рисунок третьей ступени изображения с элементами четвертой. Первая работа по обучению реалистичного изображения животных. Опять же образцы для рисунка у каждого ребенка, на демонстрационном экране и на доске (в контурах).

Цели работы:

1. Отработка умений выдерживать пропорцию.
2. Навыки наложения.
3. Элементы объемности, без которых не обойтись (лапы и голова зайца)

Рис. 7

Лабораторная работа №7 - "Белка" (рис. 7). Рисунок третьей ступени изображения с элементами четвертой. Дается, как закрепление предыдущего урока с добавлением новых на первый взгляд элементов.

Опять же образцы для рисунка должны быть у каждого ребенка, на демонстрационном экране и на доске (в контурах).

Рис. 8

Лабораторная работа №8 - "Волк и колобок" (рис. 8). Работа является переходной к третьему этапу, поэтому, несмотря на то, что образцы для рисунка у каждого ребенка, они должны быть на демонстрационном экране и на доске волка (в контурах). Пояснений никаких не дается. На этом этапе ребята уже готовы к такой самостоятельной работе. И еще немного усложним работу, добавив еще дополнительные элементы - траву, дерево, колобок и знакомые уже ребятам облака.

Третий этап - это самостоятельное конструирование по образцу. Цели этих работ все КОНСТРУКТОРСКИЕ. На этом этапе мы направляем основные усилия на закрепление навыков конструирования. На этом этапе в помощь ученику кроме образца перед глазами, можно дать образец на экране, но всякое пояснение как рисовать уже отсутствует, процесс ориентирован на самостоятельную работу. Такая работа проводится на 2-3 уроках. Рисунки 9-11

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

На четвертом этапе используются рисунки-образцы третьей ступени с элементами четвертой, но не используются уже ни демонстрационный экран, ни доска. Целью этого этапа является проверка уровня навыков конструирования. Задача этого этапа - самостоятельное конструирование животных по предлагаемому образцу.

На этом этапе мы не оказываем учащимся помощь, они уже достаточно подготовлены.

На этом уроке работа идет дифференцированно. Дети, слабо справляющиеся с заданиями, получают в образцы для работы самые простые рисунки, такие как “лягушка”(рис. 12)

Уровень выше (рис. 13-16)

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Еще уровнем выше (рис.17-19)

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Самые сложные по процессу изображения, такие как “енот” (рис. 20-23). Все рисунки в конце урока подписываются и сохраняются на диске. Лучшие работы мы распечатываем и организуем выставку рисунков.

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

И последний этап - творческий. Целью этого этапа является проверка уровня САМОСТОЯТЕЛЬНОГО конструирования. Заранее можно лишь объявить конкурс на лучший рисунок (группы, класса и среди параллели). К этому этапу ребята готовятся самостоятельно. Готовят дома рисунки-образцы, они уже не только могут конструировать на компьютере, но и могут делать наброски основных конструкций в тетради. На уроке же им остается нарисовать то, что придумано дома. Опять же рисунки подписываются, сохраняются и печатаются. Потом уже выбираются лучшие (в группе выбирают сами ребята) и объявляются победители.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию.

Возможность правильного обучения рисования "От больших основных блоков – к прорисовке" позволяют детей 7-9 летнего возраста не просто вывести на 3 ступень, но и подготовить к четвертой ступени пластического изображения.

Данная методика использования графического конструктора в школе во 2-м классе легко применима и для развития творческого мышления в семье. Получив первоначальные навыки, дети (и их родители) с удовольствием будут конструировать и дальше.

Ценным же материалом, как точкой отсчета, для этого послужат предоставляемые мной рисунки.

Тем же, кто пользуется Роботландией на уроках большой подмогой будут служить лабораторные и контрольные работы, позволяющие средствами графического конструктора Раскрашка поэтапно (шаг за шагом) просмотреть как руководство к действию получение всех предоставленных рисунков. А кому - то это поможет научиться рисовать.

Литература.

1. Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры", "Просвещение", 1990 г.
2. Первин Ю.А., Никитин А.Н. "Компьютер - инструмент искусства", модуль 6, учебник по курсу "Информационная культура", "Дрофа", М., 1998;
3. Первин Ю.А. "Программно-методический комплекс для начальной школы, Роботландия 96"
4. Запаренко В.С. "Школа рисования", "ОЛМА-ПРЕС", 2002 г.
5. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте", "Просвещение", 1991 г.
6. "Практическая психодиагностика" под редак. Д.Я. Райгородского, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2000 г.