Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики

Разделы: Физика

Классы: 9, 10, 11


При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности [4. стр. 1].

При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Г. К. Селевко говоря, что все дети "очень различны по своим психологическим данным", выделяет следующие группы детей школьного возраста:

  • малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

  • педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

  • дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

  • способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

  • одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

“Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия микрорайона и, наконец, конкретный состав учащихся школы." [3. стр.7]

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Система работы, используемая мной на уроках, представлена в виде схемы:

Блок-схема работы по технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики.

Блок-схема работы по технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики

Свою работу по технологии начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу учащихся на уроках, помочь им правильно выбрать уровень обучения.

Далее идет выделение учебного материала, отвечающего обязательному уровню усвоения по теме. Для этого можно использовать Обязательный минимум содержания образования, опубликованный в брошюрах “Оценка качества выпускников основной школы” и “Оценка качества выпускников средней (полной) школы”, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Там же опубликованы требования к уровню подготовки учеников и образцы заданий для проверки уровня подготовки. На основании данного материала перечисляются и формулируются требования к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне (ОРО).

Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.

Одновременно со списком ОРО, готовится тренировочный зачет по данной теме. Он включает в себя задания, которые в обязательной его части проверяют, на сколько хорошо усвоен ребятами обязательный уровень требований. Например, по теме “Электростатика ” дети должны знать закон сохранения электрического заряда. Для проверки предлагается определить заряд, который приобретет первоначально нейтральный шар, при соприкосновении с таким же, но имеющим заряд 4 Кл.

Дополнительная часть теста проверяет усвоение учащимися более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Такие задания оцениваются в два и более баллов в тесте. Причем критерии оценки работы учащихся по бальной шкале обязательно приводятся в начале теста.

Для отработки учебного материала, подбираются задания из учебника и задачника, по которым ведется работа по физике, заранее подбираются домашние задания по теме, которые вместе с требованиями включаются в общую таблицу.

Для совместной деятельности ученика и учителя по данной технологии желательно, чтобы каждый ученик имел у себя постоянно перед глазами и список ОРО, и тренировочный зачет. Таким образом, реализуется один из принципов технологии – открытость.

Пример 1.

Список ОРО по теме “Электростатика, 10 класс”.

Задания даны по учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева “Физика. 10”, 2000 г. и задачнику А.П.Рымкевича “Физика. Задачник. 10 – 11”, 2000г.

Что нужно знать по теме.

Задания

Параграфы

№ в тесте

1.

Знать строение атома, что такое элементарные частицы, какой заряд называется элементарным и чему он равен.  

32

1

2.

Уметь объяснять электризацию тел и обнаруживать ее.

Упр.7(1)

33

2

3.

Знать и уметь применять закон сохранения электрического заряда.  

34

3

4.

Знать и уметь применять закон Кулона.

Упр.7(5), 677, 678, 685

35,36

4

5.

Знать понятие электрического поля и его основных свойств.

Упр.8(2)

38

5

6.

Знать определение напряженности поля, формулы для ее расчета и уметь применять их при решении задач. Знать определение линий напряженности поля, уметь определять их направление. Уметь использовать при решении задач принцип суперпозиции.

694, 696, 697 (б)

39,40

6, 7

7.

Знать как ведут себя проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Знать понятие поляризации, уметь объяснять понятие электростатической защиты и физического смысла диэлектрической проницаемости среды.

704, 705, 706, 720, 723

41, 43,44

9

8.

Уметь определять энергию и работу электростатического поля, если в него помещен электрический заряд.

727, 728, 731

45

8, 10

9.

Знать понятие потенциала электростатического поля, его связь с напряжением. Уметь применять эти знания при решении задач.

729, упр. 8(6)

46

11

10.

Знать и уметь применять при решении задач связь напряженности электрического поля с разностью потенциалов. Уметь применять свойства эквипотенциальных поверхностей.

740, упр.8(7)

47

8,12

11.

Знать определение электроемкости, формулы для ее расчета, уметь применять их при решении задач. Уметь обозначать на электрической схеме конденсатор. Знать определение конденсатора.

748, 749

49, 50

13, 14

12.

Знать и уметь применять формулы для расчета энергии электростатического поля.

762

51

15

Что можно знать по теме:

  1. Уметь объяснять результаты опыта Иоффе-Милликена.
  2. Знать основные особенности теорий близкодействия и действия на расстоянии.
  3. Знать, как определяется напряженность поля заряженного шара, сферы, бесконечной пластины.
  4. Знать понятие поверхностной плотности заряда, уметь ее рассчитывать. Уметь объяснять распределение зарядов тел при их соприкосновении и затем удалении друг от друга.
  5. Знать, что такое электрический диполь, какие виды диэлектриков существуют, и чем это объясняется.
  6. Знать типы конденсаторов и уметь рассчитывать их электрическую емкость по площади, расстоянию между пластинами и диэлектрическую проницаемость среды.
  7. Уметь рассчитывать общую емкость двух и более конденсаторов, соединенных параллельно, последовательно.
  8. Знать физический смысл понятия плотности энергии, уметь рассчитывать плотность энергии электрического поля.

Задачи дополнительного уровня.

II. 679, 681, 687, 701, 709, 737, 741, 755.

III. 690, 691, 688, упр.8(1), 713, 738, 742, 756, 763.

Пример 2.

Тренировочный зачет по теме “Электростатика”. 10 класс.

Отметка

“3”

“4”

“5”

Обязательная часть

11

12

13

Дополнительная часть

 

4

5

Обязательная часть.

1. Можно ли получить заряд 6,4? 10 -19 Кл и сколько нужно для этого электронов?

А. можно, n = 4;
Б. можно, n = 0,4;
В. нельзя, n = 0;
Г. нельзя, n = 0,4.

2. При трении происходит электризация тел. Чем объясняется электризация?

А. перемещением протонов;
Б. перемещением электронов;
В. перемещением нейтронов;
Г. число частиц не меняется.

3. Два тела равного объема с зарядами величиной 10Кл и 6 Кл привели в соприкосновение и снова развели. Какой заряд установился на каждом из тел?

А. 6 Кл;
Б. 10 Кл;
В. 16 Кл;
Г. 8 Кл.

4. Два небольших заряженных шара действуют друг на друга по закону Кулона с силой 0,1Н. Какой будет сила кулоновского взаимодействия этих шаров при увеличении заряда каждого шара в 2 раза, если расстояние между ними останется неизменным?

А. 0,1Н;
Б. 0,2Н;
В. 0,4 Н;
Г. 0,05Н.

5. Какие из свойств являются свойствами электрического поля?

А. материально;
Б. существует вокруг любых тел;
В. не меняется с расстоянием;
Г. уменьшается с расстоянием.

6. Как изменится по модулю напряженность электрического поля точечного заряда при увеличении расстояния от заряда в 4 раза?

А. уменьшится в четыре раза;
Б. увеличится в 4 раза;
В. уменьшится в 16 раз;
Г. увеличится в 16 раз.

...............................................................

Дополнительная часть.

16. Как изменится электроемкость плоского воздушного конденсатора при увеличении расстояния между его пластинами в 2 раза и введением между пластинами диэлектрика с диэлектрической проницаемостью, равной 4? (2 балла)

А. увеличится в 8 раз;
Б. увеличится в 2 раза;
В. уменьшится в 2 раза;
Г. Уменьшится в 8 раз.

Каждое задание обязательной части оценивается в 1 балл. Задания дополнительной части могут оцениваться в 2 и более балов.

Готовится и картотека заданий для отработки обязательного уровня на уроках.

Если для освоения некоторых вопросов недостаточно материала основного учебника, указывается для ученика книга, в которой он может данный материал отыскать.

На основе списка ОРО, составляются требования к изучаемому материалу, которые используются при планировании цели и хода урока, отборе материала для отработки и закрепления.

Перед началом работы учащиеся знакомятся с правилами работы со списком ОРО и тренировочным зачетом, осуществления промежуточного и тематического контролей, а также выставления отметки ученику за работу по данной теме.

После окончания подготовительной работы учитель переходит непосредственно к учебной деятельности.

На первом ее этапе осуществляется ввод учебного материала и первичный контроль.

Для этого можно использовать систему диктантов по каждой теме, куда, кроме основных элементов требований, включаются понятия, величины, формулы, изученные на уроках. Не зная языка физики, нельзя научиться решать задачи и понимать явления. Слово “мед”, известно каждому, если построить с ним предложение, каждый поймет, о чем идет речь. Мы стараемся разговаривать с детьми на одном языке, а для этого необходимо знать язык физики: его основные определения, обозначения физических величин, их единицы измерения.

По завершении этапа отработки теории проводится физический диктант, включающий вопросы из ОРО и дополнительного уровня, проверяющие уровень понимания учебного материала.

Следующим шагом в работе является отработка учащимися умения решать задачи. Здесь возможны два пути: 1) если ученики уже знакомились с данной темой при изучении физики на предыдущем этапе обучения, то сразу после отработки теории, учащиеся делятся на группы по уровням, а затем переходят к индивидуальной работе по решению задач; 2) если материал изучается учащимися впервые, то сначала учитель объясняет учащимся основные приемы (алгоритмы) решения задач, после чего происходит деление их на группы и индивидуальная работа.

При закреплении умения решать задачи по теме, на основном этапе урока обязательно выделяются задания трех уровней: 1 уровень –  простейшие задания, на применение одной из основных формул; 2 уровень – несложные задачи на применение нескольких формул по данной теме; 3 уровень – задания, на применение знаний текущей и одной из предыдущих тем (иногда, олимпиадные задачи, задачи творческого характера). В задания 2 и 3 уровней включаются задачи по отработке элементов из раздела “Что может знать ученик по данной теме” из списка ОРО. Учащиеся могут начинать решение задач с любого уровня, но учитель в начале работы объясняет, что если они не до конца поняли тему, если у них возникают трудности при решении задач, лучше начать с 1 уровня, а лишь затем перейти ко второму и третьему. Если решение задач первого уровня они могут объяснить сразу, после прочтения, можно приступать к задачам второго уровня. И лишь, если задания второго уровня ученик может проанализировать и предсказать ход решения, он может приступить сразу к третьему уровню. Кроме того, если данный вид задач разбирается впервые самостоятельно учащимися, отметка за работу на уроке может не выставляться в журнал, если ребенка она не удовлетворяет. Необходимо настроить детей на то, что они должны научиться на данном уроке решать задачи по теме, а не списывать.

Задания же следующего уровня они могут решить на других уроках или дома. Это приводит к более активной работе ребят при решении задач на уроке, у них появляется желание учиться, снимается психологический барьер по отношению к задачам.

Каждый ученик выбирает уровень работы и индивидуально решает задачи. Он может обратиться за советом к ученику - консультанту данного уровня или к учителю. Он может сесть в группу с ребятами того же уровня и вместе с ними разобрать непонятную задачу.

По завершении этапа отработки умений решать задачи, проводится самостоятельная работа, по итогам которой выставляется отметка в журнал. В эту работу обязательно включаются задания трех уровней сложности и заранее учащиеся ставятся в известность о критериях оценивания данной работы.

Если данная тема разбита на блоки, то, после проведения самостоятельной работы, снова идет ввод учебного материала, отработка теории, решение задач и т.д.

В конце каждой темы, перед зачетом обязательно проводится урок обобщающего повторения. Такие уроки можно проводить, используя различные формы, например, групповую.

Ребятам можно дать на дом задания, выполнение которых они будут объяснять на уроке самостоятельно. Задания подбираются так, чтобы повторить все вопросы, включенные в ОРО и в требования дополнительной части. Задания могут быть теоретическими и практическими (с решением или демонстрацией). На этом уроке главная цель: максимально возможно повторить тему, используя тренировочный зачет и список ОРО.

После чего проводятся зачет и контрольная работа.

Зачет выполняется в тестовой форме на 2 и более варианта, причем его структура совпадает со структурой тренировочного зачета, но задания, проверяющие элементы знаний, уже другие.

Если зачет выполнен не очень удачно, ученики имеют право доработать тему самостоятельно и, ответив на вопросы учителя, или, выполнив задания учителя по тем элементам знаний, ответы на вопросы по которым, были даны первоначально не верно, могут получить более высокую отметку.

Последней пишется контрольная работа, задачи к которой подбираются, опять таки, с учетом обязательных требований к знаниям учащихся (ОРО) (задачи на три) и требований дополнительного уровня (на четыре и пять). Контрольная работа состоит из пяти заданий, первые три из которых относятся к задачам первого уровня сложности, четвертая - к задачам второго уровня сложности, пятая - к задачам третьего уровня сложности. Составляются четыре варианта заданий, и, соблюдая правило открытости и гласности, задачи для контрольной работы вывешиваются заранее, без указания вариантов, группируя их по блокам. В контрольную работу можно включить задачи, аналогичные решенным на уроках, в этом случае задачи заранее не сообщаются учащимся.

После проведения контрольной работы учащиеся разбирают и решают задачи, вызвавшие наибольшие трудности, делают работу над ошибками. После чего, (по желанию) могут написать другую работу и исправить отметку.

По итогам выполнения заданий всех видов контроля выставляется отметка за тему.

Тематический контроль должны сдать обязательно все учащиеся. Даже если ребенок долго болел, он должен проработать тему и выполнить зачет и контрольную работу.

Четвертные и годовые отметки выставляются, с учетом только тематических отметок.

Что это дает детям? Слабые ученики начинают решать задачи и анализировать учебный материал. Сильные имеют больше времени и возможностей для углубления своих знаний.

Рост качества образования, рост интереса к предмету, создание комфортности на уроке, развитие общеучебных умений и навыков, в том числе умения учиться.

“Ребенком осознается лишь то содержание воспринятого, которое выступает перед ним как объект, на который направлены его действия; лишь тот предмет, который является для человека целью его действий" [5. стр.112]. Поэтому, при организации работы учащихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, можно научить ребят добывать знания, что осуществляется при сотрудничестве учащихся и учителя, а не получать их в готовом виде.

От одной темы к другой отработка учебного материала и контроль проводятся единообразно, ученики могут заранее планировать свою работу по изучению тем предмета. И именно это больше всего нравится ученикам.

И мне кажется, что технология УДО приближает переход школы от "школы кузницы знаний" к "школе развития личности," с учетом яркой индивидуальности каждого, где комфортное пребывание детей становится такой же основополагающей целью, как усвоение основ знаний по предметам [4. стр.5].

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 1996г.

2. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. – Я.: Ярославль, 1995г.

3. Смолеусова Т. В. Идеи гуманизации на уроках. www.iro.yar.ru , 2003г.

4. Стукалова И.Н. и др. Уровневая дифференциация обучения. – Б.: АКИПКРО, 1996г.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.