Человек — сын времени и сын своей страны

Разделы: Литература


Цель:

Познакомить с очерком жизни и творчества В.М. Шукшина.
Продолжить обучение навыкам анализа художественного произведения, работе с деталью, составлению фрагмента ОСК (опорной схемы-конспекта).
Воспитывать чувство патриотизма, ценности истинных знаний, уважения к истории страны.
Оборудование: видеозаписи “Родина, которая живет во мне”, “Слово о полку Игореве”, “Калина красная”, выставка книг В. М. Шукшина, набор открыток-иллюстраций, репродукция картины В.В.Васнецова, цитаты.

ПЛАН

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок, тема которого: “Человек – сын времени и сын своей страны”. А оценивать ваши знания я буду с помощью жетонов. Экзамен у меня на учительское мастерство, у вас – на ученическое. И у героев рассказа В.М. Шукшина тоже экзамен.

Василий Макарович Шукшин. Что вы знаете о нем, видели ли вы фильмы с его участием? Это новое для вас имя, новые герои. Запишите слова, которые можно считать эпиграфом ко всему творчеству Шукшина: “Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей”. Символом творчества и жизни писателя можно считать ветку калины. Одно из главных его творений – фильм “Калина красная”. И еще одна цитата: “Искусство – так сказать, чтоб тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали “спасибо””.

А началось все в селе Сростки на Алтае, где в крестьянской семье и родился В.М. Шукшин 25 июля 1929 г. (фрагмент видеофильма “Родина, которая живет во мне”).

Что показалось вам значимым в рассказе Марии Сергеевны, матери писателя? Она говорит о таланте, одаренности маленького Васи, которые первым заметил дед. Судьба Шукшина была неразрывно связана с судьбой страны: работал в колхозе, слесарем, служил на флоте, был учителем. В 25 лет поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии на режиссерский факультет, который окончил в 1961 г. Посмотрите на фотографии, изображающие писателя. Актера, сыгравшего в 24 картинах, режиссера, постановщика, сценариста.

В 1950 году начал публиковать рассказы, составившие сборник “Сельские жители”. Книги Василия Макаровича вы можете увидеть на выставке.

Позже многие герои рассказов стали героями кинокартин “Живет такой парень”, “Ваш сын и брат”, “Печки-лавочки”. “Калина красная” – это один из самых пронзительных фильмов Шукшина. Здесь он и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли – Егора Прокудина, который, совершив преступление, возвращается в родные места. Матери он не видел 20 лет, стыд и раскаяние мучают его, потеряна связь с родной землей. Все это передает своей игрой Шукшин – актер (фрагмент видеофильма “Калина красная”).

2 октября 1974 года на съемках фильма “Они сражались за Родину” Шукшин умер. Но остались фильмы, роли, книги.

Сегодня мы будем говорить о рассказе “Экзамен”.

На какой вопрос должен ответить студент? Что за произведение он не прочел? (Обращение к набору открыток-иллюстраций, видеофильму “Слово о полку Игореве”). Сам Василий Макарович говорил об этом так: “Одно дело – летопись, другое дело – “Слово о полку Игореве”.

Каков сюжет рассказа? Внешне прост: студент не знает ответа, профессор ставит “плохо”.

Какие чувства испытывают герои рассказа? Поищите в тексте слово, которое встречается несколько раз. Это слово – “стыдно”.

Обратимся к словарям, найдем объяснение слову “стыд, стыдить, стыдиться” (индивидуальные задания по этимологическому словарю, словарю А.П. Евгеньевной, С.И. Ожегова). Общее значение данных слов: “чувство смущения, вины, позора от осознания предосудительности поступка”.

Когда и кому из героев рассказа стыдно и за что? Найдите в тексте эти эпизоды, кратко сформулируйте ответ. Составим схему, в которой связующим звеном будет слово “стыдно”.

Студент Николай.

 

Профессор Григорьев.

 

Стыдно.

 

Рассказывал неинтересно, плохо.

 

“Ягодки заочного обучения”.

 

Стыдно.

 

Опустил голову, молчал.

 

Человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение.

 

Стыдно.

 

Ставьте мне “двойку”.

 

Что вовлек себя и парня в эту школьную игру.

 

Стыдно.

 

Хотел, но не мог понять слов профессора.

 

Мне кажется, что я бывал там когда – то… давным – давно… Во времена Игоря.

 

Стыдно.

 

Не прочитано произведение.

 

Надо вернуться к “Слову о полку Игореве”.

 

Стыдно

 

Получить “хорошо” и “отлично” за плен, побег, жизнь.

 

“Это все… очень русские штучки. А вы еще “Слово…” не хотите читать”.

Мы видим, как одно-единственное слово скрепляет ткань рассказа, являясь ключом к его пониманию.

А что думает профессор, глядя на студента? Автор “Слова…” – “юноша… совсем-совсем молодой – с голубыми глазами. Злой и твердый”.

Профессор Григорьев чувствует себя частью истории, участником событий времен князя Игоря, представляет его автора, который очень похож на студента Николая. А вот у студента такого ощущения нет.

Почему? Давайте построим схему “рис.1”.

Рисунок 1

Начертим подобие ленты времени, отметив даты: создание “Слова…”, XIX, XX, XXI век. Другой вектор соответствует обществу, людям, которые живут в данное время. Сплошная линия, соединяющая два эти векторы, означает понимание, принятие “Слова…”. Оно было близко и понятно современникам, служа страстным призывом объединиться и защитить Русь. Обращаясь к “Слову…” во время военного лихолетья 1812 года, русское общество находило в нем уверенность в могуществе русского народа, веру в славное будущее России. Это обозначено на рисунке сплошной линией. Но в веке двадцатом оно, близкое и понятное профессору Григорьеву (сплошная линия), бесконечно далеко от студента Николая (пунктирная линия).

Почему? (Не знает, не читал, не может понять.) Хотя пережил и прочувствовал то, что пережил князь Игорь. Это бесконечно радует профессора – “Это хорошо, что вы меня понимаете. “Слово” надо, конечно, прочитать. И не раз”.

Сумеете ли вы понять, прочувствовать величие, осознать значимость “Слова о полку Игореве”? Мы узнаем это, когда вы будете читать его и изучать на уроках литературы. Поэтому на схеме – вопросительный знак. Вспомните тогда этот урок, эти слова.

Ответ дает и сам писатель: “Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы. Мы умели жить. Помни это”.

Как вы думаете, почему профессор поставил “плохо”? Зачем тогда расспрашивал? А подарок? Что означают, по-вашему, слова: “Учись, солдат, это тоже нелегкое дело”?

Каковы результаты вашего экзамена? Посчитайте, сколько у каждого из вас жетонов, два – поставьте 4 на эмблему с именем, три – четыре – 5, больше – две 5.

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать фрески в давно заброшенных церквях? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца?

Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек — сын времени и сын своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.

Корни родословного древа нашей культуры питают толщи столетий. Знать своё прошлое, историю государства необходимо, чтобы стать настоящим человеком, истинным сыном своего народа. Эти слова А.Н.Толстого можно считать итогом нашего урока.

Домашнее задание: аналогично поработать со словом “торопиться” в данном рассказе, прочесть рассказы “Сапожки”, “Микроскоп”.