Интегрированный урок "Сосна и ель — представители голосеменных растений"

Разделы: Биология, Информатика


Цели и задачи:

  • Изучение особенности строения и жизнедеятельности главнейших представителей голосеменных хвойных растений.
  • Воспитание интереса и любви к природе родного края и города, формирование умения исследовательской работы.
  • Овладение навыком работы с окнами; знакомство с новыми компьютерными программами Excel, Power Point.
  • Закрепление умений работы в Paintbrush и Microsoft Word.

Оборудование:

Диапроектор и рабочие слайды;
Плакат “Сосна”;
Плакат “Уссурийская тайга”;
Иллюстрация В.Васнецова “Снегурочка”;
Художественная живопись на данную тематику;
Коллекция “Виды древесины”;
Коллекция “Шишки голосеменных растений”;
Микропрепарат “Строение хвои сосны”;
Микроскоп и лабораторное оборудование;
Линейки;
Раздаточный материал “Сосна”;
Гербарии;
Образцы коры сосны и ели;
Свежие ветви сосны, ели и можжевельника;
Объемные схемы;
Таблички “Новые понятия”;
Цитаты на стендах: “Обучая других, мы обучаемся сами” Сенека
“Всю свою жизнь я любил, люблю и буду любить умственный труд” И.П. Павлов
Инструктивные карты к лабораторной работе №13.
Таблички–заголовки.

Оформление доски:

Записанное домашнее задание; дата и тема.

Цели.

Биология: Изучить условия жизни и особенности строения сосны и ели.

Информатика: познакомиться с новыми программами Excel и Power Point. Закрепить умение работать с окнами и папками в ОС Windows`95–98.

Общая и главная: показать интеграцию биологии и информатики в учебном процессе.

Алгоритм работы:

Рисунок 1

Таблички с новыми понятиями:

Голосеменные;

Электронная таблица Excel;

Сосна – Pinus silvestris

Ель – Picea abies

Графический редактор Paint

Объемные схемы.

Секторы учебного кабинета:

№1. Рабочие места.

Персональные компьютеры; рабочие и лабораторные тетради.

Инструктивные карты к лабораторной работе №13.

№2. Лаборатория.

Микропрепарат “Строение хвои сосны”;

Микроскоп и лабораторное оборудование;

Линейки;

Раздаточный материал “Сосна”;

Гербарии;

Образцы коры сосны и ели;

№3. Вернисаж.

Плакат “Сосна”;

Плакат “Уссурийская тайга”;

Иллюстрация В. Васнецова “Снегурочка”;

Художественная живопись на данную тематику;

№4. Уголок леса.

Коллекция “Виды древесины”;

Коллекция “Шишки голосеменных растений”;

Свежие ветви сосны, ели и можжевельника;

Заранее: Подготовить рабочие места; разложить карты “Цели”; разложить раздаточный материал, карандаши, линейки и инструктивные карты для лабораторной работы.

Ход урока.

Организационный момент.

Со звонком уч–ся заходят и встают у своих рабочих мест.

Учитель

Здравствуйте. Садитесь.

Запишите в дневниках домашнее задание: п.___ и конспекты.

В своих рабочих тетрадях запишите число – 23.12 и тему – “Сосна и ель – представители голосеменных растений”.

Уч–ся делают запись.

На выданной вам карте распечатан алгоритм урока. Вложите карту в свои рабочие тетради . “Рис. 1”.

А теперь посмотрим на доску.

Цели нашего урока (прочитать с доски).

Работать мы будем по алгоритму: (прочитать).

В качестве лаборанта сегодня – …

Запишите в свои тетради новые понятия: (прочитать).

Объяснение новой темы.

Сосна, ель и другие хвойные растения (обратить внимание на Лесной уголок) относятся к группе голосеменных.

Взять сосновую шишку и показать ее уч–ся.

Посмотрите, пожалуйста, на эту шишку. Как вы считаете, почему хвойные растения относят к голосеменным?

Ожидаемый ответ: Потому что семена лежат открыто на чешуйках, а не созревают внутри плодов.

Правильно. Как вы считаете, какое растение может иметь такие шишки?

Ожидаемый ответ: Сосна.

Спасибо. Да, это действительно, сосна.

Интересное сообщение о сосне подготовили …

Пожалуйста!

1 уч–ся

Рассказ о сосне с помощью гербария, плаката, образцов коры.

2 уч–ся

Рассказ о сосновой хвое с помощью объемной схемы и живой ветви.

Учитель

Спасибо.

Ребята садятся на свои рабочие места.

Запишем в своих тетрадях:

Сосны обладают большой экологической пластичностью.

То есть, способны приспосабливаться к разным условиям.

Сосна – особое дерево для нашего города. Представитель экологической группы расскажет вам о том, как сажают сосны.

Лаборант занимает место у проектора.

Учащийся

Выступление представителя экологической группы с демонстрацией двух слайдов. “Рис.2” , “Рис.3”.

Рисунок 2

Рисунок 3

Учитель

Спасибо.

Показывая на слайд. Посадка сосен – тяжелая, но благородная работа. Но так относятся к соснам не все жители нашего городка.

Я, как и вы, думаю, что тот, кто посадил сосну своими руками, никогда не принесет ей вред. Ведь сосна – единственное дерево – используемое человеком полностью! Но главную пользу она приносит, когда не срублена.

Запишем в своих тетрадях: Сосны выделяют в воздух бактерицидные вещества.

Уч–ся делают запись.

Посмотрите на наш Лесной уголок!

Вынуть и показать ветви ели.

Ель так непохожа на сосну!

Сколько сказок, песен, картин посвящено ели (Обратить внимание на вернисаж).

Показать картину Васнецова “Снегурочка”.

Всегда темно и тихо в еловом лесу.

Таким увидел лес поэт – декабрист Рылеев:

Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними;
И сосны, и ели ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли
Дебристую стену из сучьев сплели.

О ели расскажет нам … с помощью мультимедийной презентации.

Учащийся

Рассказ о ели и показ заранее сделанной учащимися мультимедийной презентации на тему “Ель”.

Учитель

С микроскопическим изучением хвои сосны и ели вы познакомитесь при выполнении лабораторной работы №13.

Внимательно изучите выданные вам инструктивные карты. “Рис.4”.

Рисунок 4

Уч–ся берут инструктивные карты со своих рабочих мест и изучают.

Цель работы – сравнить ель и сосну по типичным признакам.

Обратите внимание на три блока вашей работы.

Первый блок – работа с раздаточным материалом и заполнение таблицы.

Второй – Проверочная работа в Microsoft Word.

Вопросы для проверочного задания.

Почему в лесу нижние ветви у сосны всегда отмирают?

Ответ:

Почему во время бури ветер выкорчевывает ели с корнем?

Ответ:

Как располагается хвоя на ветках сосны?

Ответ:

Перечислите известные вам хвойные растения.

Ответ:

Третий блок – изучение микропрепарата и графического файла.

Рисунок 5

Приступаем к выполнению.

Выполнение лабораторной работы.

Итак, мы завершаем алгоритм нашей работы.

Я предлагаю вам ответить на вопросы:

    1. Какую формулу цветка имеют голосеменные растения?
    2. Объясните, чем отличаются корневые системы двух сосен, если одна выросла в лесу, а другая – в песочных дюнах?
    3. Как называется это свойство сосны?

Уч–ся отвечают на поставленные вопросы.

Очень интересные вопросы группе подготовил_________(вопросы заранее готовит ученик).

Уч–ся встает и задает вопросы.

Выслушиваются ответы, уточняются правильные.

Для получения контрольной оценки откройте в папке “Наш урок” файл “Тест” из пяти заданий. В электронной таблице перейдите на “Начало” и внимательно прочитайте правила. Будьте очень внимательны. Помните, что букву ответа вы вводите на английском языке!

Рисунок 6

Ребята работают в Excel. В это время подготовить головной компьютер для просмотра мультимедийных фрагментов.

Выставленную вам компьютером оценку поставьте в свои дневники.

Пройти и расписаться в дневниках.

Как вы считаете, сумели ли мы достигнуть все три цели нашего урока?

Выслушать ответы.

А теперь давайте посмотрим небольшие мультимедийные клипы, предоставленные нам компанией ВВС по электронной сети Интернет.

Включить мелодию Dido “Thank You”.

Просмотр клипа №1. Еловый лес.

Комментарий: Ели занимают огромные заболоченные пространства в тайге. Корни ели стелются на болотах сразу под слоем мха. Поэтому так много поваленных ветром деревьев. Ель – и корм, и жилье для многих животных.

Просмотр клипа №2. Сосновый лес.

Комментарий: Сьерра – Невада, Калифорния. Здесь, на болотах, была случайно спилена геологами маленькая, невзрачная сосенка. Когда решили посчитать ее возраст по годичным кольцам, выяснилось, что было ей 4844 года.

А это знаменитая сосна Ламберта, она достигает в высоту 120 метров, а размер ее шишки – полметра.

Просмотр клипа 33. Прорастание сосны.

Комментарий: Это редкие кадры. Вы наблюдаете прорастание семени сосны в альпийских горах. Очень красиво и как удивительно!

Всем спасибо за работу на уроке. До свидания!