Урок "Единицы времени"

Разделы: Начальная школа


100501 Герк М

Цели:

  • формирование у учащихся научного представления о времени как быстром или медленном изменении предметов,
  • явлений окружающего мира по сравнению с днями и ночами,
  • закрепление вычислительных навыков,
  • развитие логического мышления,
  • привитие любви к предмету.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: прозвенел звонок

Дети: начинаем наш урок!

Математическая разминка.

У.: не производя действий, скажите, сколько цифр в значении частного?

На доске: 552:184 7631:127

7651:217 628304:96

У.: найдите значение выражения.

На доске: 7985:1-3569:1+963:0

Д.: (деление на “0” делает бессмысленным выполнение других вычислений)

У.: Книга содержит 140 страниц. Ученик прочитал 5/7 всей книги. Поставьте вопрос для решения задачи в одно действие.

Д.: сколько страниц прочитал ученик?

На доске: 140:7*5=100(с.)

У.: измените вопрос так, чтобы последнее действие было вычитание.

Д.: сколько страниц осталось прочитать?

На доске: 140-100=40(с.)

У.: что еще можно узнать?

Д.: на сколько больше страниц ученик прочитал, чем осталось?

На доске: 100-40=60(с.)

У.: разделите числа на 2 группы.

На доске: 36м, 8кг, 300г, 14мин, 375, 3дм, 7ч, 8ц, 12.

Д.: 1-я группа – именованные числа 36м, 3дм, 300г, 8кг, 8ц, 14мин, 7ч. Вторая группа – отвлеченные числа 375, 12.

У.: что обозначают числа в первом столбике?

Д.: единицы длины, массы, времени.

У.:

“У ученицы Ленцовой Анюты
Вот уже год не хватает минуты
Сделать зарядку,
Заправить кровать,
Зубы почистить,
Пирог разжевать,
В дырку просунуть упрямый шнурок,
Прыгнуть в автобус,
Успеть на урок,
Больно смотреть на мученья Анюты,
Нет ли у вас лишней минуты?”

У.: чего так не хватало Анюте?

Д.: времени.

У.: а что такое время?

Д.: это часы, минуты.

У.: а как вы узнаете о времени?

Д.: по часам, по радио, телевизору и т.д.

У.: представьте, что часы остановились в вашем доме, классе, городах, деревнях – везде, где живут люди. Что тогда скажите о времени: оно перестанет существовать?

У.: представьте лес, полянку: трава, пенек, прыгает заяц, летают бабочки, прошуршал ежик, людей нигде нет. А время там есть?

Д.: да. Оно существует независимо от нас.

У.: а как доказать, что в этом лесу, который мы себе представили, существует время?

Д.: растут растения, день сменяется ночью.

У.: все изменяется, развивается, однако, изменения одних предметов мы замечаем, изменения других скрыты от нашего взора. Как изменяется дерево?

Д.: быстро, медленно.

У.: все ответы верны. Дерево изменяется быстро или медленно в зависимости от того, с чем его сравнивать. По сравнению с камнем дерево изменяется быстро или медленно?

Д.: быстро.

У.: а в сравнении с травой?

Д.: медленно.

У.: древнегреческий философ Гераклит, живший в 4 веке до н.э., говорил, что все течет, все изменяется. Наверное, для того, чтобы не потеряться во времени, человечество придумало для себя единицы времени. Итак, назовите их по возрастающей.

Д.: секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, годы, века или столетия, тысячелетия.

У.: ребята, перед вами лежат календарики 2003 года. Внимание! Какой год продолжается один день? (Новый Год)

- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все 12 месяцев)

- Какое время года бывает два раза в году? (Зима)

- Что случилось в Москве 31 февраля 1996 года? (В феврале нет 31-го числа)

- Назовите все месяцы по порядку.

- Какие месяцы имеют только 30 дней, 31 день?

- Назовите весенние месяцы.

- Сколько в них всего дней? (92 дня)

У.: молодцы!

Физ.минутка.

У.: отдохнули? Предлагаю задачу: в апреле того года число пасмурных дней составляло 2/5 всего числа дней в этом месяце, а число дождливых дней составляло 1/3 пасмурных, остальные дни были ясными. Сколько было пасмурных дней? Дождливых? Ясных? Какого данного нет в условии? Количества дней в апреле. Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно. (Индивидуальная помощь учащимся в процессе решения задачи)

У.: можно ли проверить ответ?

Д.: 12+4+14= 30 дней.

У.: Эдуард Николаевич Успенский, придумавший Чебурашку и крокодила Гену, родился в 1937 году. Сколько ему сейчас лет? Сделайте вычисления в тетради. Если затрудняетесь, какое данное необходимо?

Д.: сейчас 2003 год, значит писателю 66 лет. Солистке группы “Глюкоза” сейчас 16 лет. В каком году она родилась?

Д.: 2003-16=1987(г.)

У.: в какой день недели начался 2003 год? Закончился? На какой день недели в этом году приходится твой день рождения?

У.: молодцы. Ребята, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Д.: время, единицы времени.

У.: что понравилось и запомнилось на уроке? Какие мысли, прозвучавшие на уроке, показались вам интересными?