Интегрированный урок "Ты Кубань — ты наша Родина"

Разделы: География


Цели: Знакомство с краем, его историей, географическим положением, культурой. Повторение раннее изученного на уроках географии, истории, рисования.

Оформление: Рисунки детей, картина “Казаки пишут письмо Турецкому султану”, уголок “Быт казака”, прялка, изделия казацких мастериц.

Ход урока:

Звучит гимн Краснодарского края

Ученик. Стихотворение о Кубани.

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань,

Леса и поляны,

Сады и лиманы –

Всё это – Родная Кубань.

Вступительное слово учителя о целях урока:

Сегодняшний урок мы посвящаем родному краю. На уроках географии, истории, литературы, рисования, музыки мы обязательно говорим о своей Родине, о своём крае. Изучаем его, узнаём что-то новое. Вот посмотрите на выставку работ учащихся нашей школы, на рисунках ребята показали, как они видят свой край. Изобразили его красоту, богатство, разнообразие природы. А сейчас поговорим о географическом положении Краснодарского края.

Ученик о географическом положении

Край занимает территорию 76 тыс. км2 или 0,4% всей территории России. Он один из самых густонаселённых районов России, здесь проживает более 5 млн. человек - это 3,4% населения России. В состав края входят 38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, 24 посёлка городского типа, 386 сельских административных округов, объединяющих 1750 сельских населённых пунктов. Центр - Краснодар. Край расположен на юге Европейской части России. Входит в состав Российской Федерации, в Северо-Кавказский район. Южный Федеральный округ. 45 параллель делит край почти пополам. Граничит с Ростовской областью. Ставропольским краем, Адыгеей, Абхазией, и Карачаево-Черкессией. Омывается водами Чёрного и Азовского морей. Длинна морской границы 740 км., сухопутной 800 км.

Учитель: Интересна история образования нашего края.

Ученик. Об истории края.

В 2002 году исполнилось 65 лет краю, в состав России он вошёл ещё в XIX веке, заселяли его казаки - выходцы с Дона, и запорожцы в конце XVIII века. Вот таким запорожцев изобразил Репин в картине “Запорожцы пишут письмо Турецкому султану”. В 1888 году, Репин приехал в Екатеринодар, так, как считал наилучшими типажами для потомков запорожцев в войске Кубанских казаков. В станице Пашковской в это время проживали казаки-пластуны. Здесь художник написал этюды и наброски казаков Д.М.Онищенко, М.Семека и др.

Исторический эпизод передан в жанровой сцене. В ответ на предложение турецкого султана Магамета 4 вольному казачеству прекратить сопротивление и перейти к нему на службу, запорожцы пишут письмо восточному владыке, полные гнева, презрения, насмешки “Не годен ты будешь сынов крестьянских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землёю и водою будем биться с тобой...” - писали казаки султану, зная, что юмор может сразить, как сабля. На переднем плане оживлённая группа казаков, в свободных позах сидящих за столом, воодушевлённо и шумно обсуждает текст письма. Сидящий в центре атаман Серко чуть иронически усмехается, зажав зубами любимую трубку запорожцев. Запрокинув назад голову, неудержимо, раскатисто, во всё горло хохочет пожилой казак. В неистовом порыве смеха чуть не падает сидящий на переднем плане казак. В глубине видна сплошная масса казацкого войска. Казачьи пики упираются чуть ли ни в небо; плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят други ясные и могучие.

Для охраны новой пограничной линии требовались опытные воины. Такими воинами стали запорожцы. Прибывшие казаки расселились по берегам рек (в то время реки были важными естественными рубежами), на прилегающих плодородных землях и образовались станицы. В это же время стала заселяться Донскими казаками прикубанская линия. По Адреапольскому мирному договору 1829 года Черноморское побережье Кавказа отошло России. Здесь стали строить Русские укрепления.

Учитель: Как вы видите население сформировалось выходцами из разных частей России, поэтому в традициях, быте произошло переплетение разных культур.

Ученик: Рассказ о прялке: Казаки были искусстными мастерами. Обратите внимание на прялку. Прялка была верной спутницей казачки на протяжение всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком жениха. Жених дарил прялку невесте, отец- дочери, муж - жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так чтобы все видели резной, или расписной наряд прялки. Девушки усаживались на лавку, начинали прясть, затягивали песни

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ (народная песня в исполнении ученицы “Полюбила Ивася”)

Ученик: Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех работ, падавших на плечи казачки. Почти 5 месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Каждая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получить хоть 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20000 метров пряжи. Поэтому прясть, вышивать и готовить себе приданное девушка начинала уже с 6-8 лет.

Ученик о Кубанской вышивке.

На Кубани вышивкой украшались рушники, настольники, салфетки, одежда и многое другое.

В одежде вышивкой украшались те части костюма, через которые по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть в тело человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы обильно снабжённые заклинательным орнаментом (трипала, прялка, ткацкий станок), поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная часть одежды и начиналось тело человека. Особую обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца. С ними связаны все главные события жизни: Крестины, свадьба, смерть. Ритуальные, богато расшитые полотенца, приносились в качестве жертвенного дара источникам, развешивались на священных деревьях, придорожных и могильных крестах. Во время засухи, эпидемии все женщины одного селения в течении дня ткали и вышивали “объединённые полотенца” – по поверьям оно обладало магической силой и могло отвести беду от села, длина полотенца была от 2 до 4 метров. Ширина 36-40 см. Так если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносила на тарелочке по полотенцу, в знак того, что она принимает их предложение, на полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и невесте. Декоративные полотенца предназначались для убранства интерьера, изготавливались из лучшего конопляного и льняного полотна. Умение тонко прясть, искусно ткать, красиво вышивать ставилось в большую заслугу. В течение длительного времени выработались определённые приёмы исполнения вышивок и характер орнамента, колорит. Кубанские мастерицы бережно хранили характерные особенности вышивок своей местности. Основные цвета в вышивке: красные и чёрные. Иногда мастера использовали вместо чёрного синий, или серый цвет (от светло серого до холодного серо-голубоватого), основными цветами в одежде был красный. Кстати слово красный в русском языке означало красивый, прекрасный, лучший. Отсюда его разнообразные оттенки: алый, червчатый, маковый, брусничный, кирпичный.

Учитель: Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с ним.

Люлька (трубка для курения)

Тютюн (табак низкого сорта)

Чёловик (муж)

Горище (чердак)

Дывиться (смотреть)

Цыбуля (лук)

Арба (телега)

Калюжа (лужа)

Полундра (берегись)

Батрак (наёмный рабочий)

Балка (длинный овраг)

Торба (мешок)

Бобыль (одинокий мужчина)

Кочет (петух)

Дробына (лестница)

Крупчатка (белая пшеничная мука)

Тын (сплошной забор)

Баз (хоз. Двор)

Вечерять (ужинать)

Людина (человек)

Черкеска (длинный кафтан)

Баркас (большая лодка)

Вентерь (сеть)

Грубка(печь)

Рушник (полотенце)

И ещё несколько загадок.

1. Исследователь казачьего быта А.Е.Берлизов писал “Как верным боевым другом дорожили казаки конём”. Была поговорка “Сам в бричку запрягайся, а своего коня не тронь”, точно отражавшая то положение, которое занимал конь в казачьей семье... Казаки продавали коров, лишь бы купить лошадь получше. Рискуя жизнью, молодые казаки угоняли редчайших скакунов из табунов врага, чтобы пустить их в станичные табуны, повести от них племя.

Вопрос: Почему было такое отношение к коню. Какую роль играл конь в жизни казаков?

2. “Молодым офицером вступил в эту войну... Ещё далёк был его звёздный час, и кто знает, ведал ли будущий генералиссимус в свою судьбу. В боях он подметил у казаков их прекрасные качества, научился использовать казацкие приёмы засад, налётов, лобовых атак. Позже казачьи историки хвастались: Мол “Путёвку в жизнь дали ему казаки”” Вопрос: О каком человеке идёт речь, имя которого Кубань сохраняет и чтит?(А.В. Суворов)

3. “Подрастал казачонок, принимал военную присягу, становился казаком, покупали ему коня, шашку с кинжалом, Черкесску, бурку, папаху... И шло обучение джигитовке. Должен был казак уметь поднимать на седло пешего: Вдруг в бою друг-односум коня потеряет? А если ранят казака? Нужна помощь, чтобы умчать его из-под вражья огня. Учились молодые казаки соскакивать с коня и вскакивать на него на полном ходу. И был у них девиз: “Честь дороже...” Вопрос: Дороже чего была для казака честь? (Дороже жизни)

4. Серебрятся тихим утром

Листья стройных тополей.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, берег

Лучшего из всех морей!

На камнях Новороссийска,

На камнях земли моей,

По утрам сверкают брызги

Лучшего из всех морей.

Там в порту грохочут краны,

Блещут цепи якорей.

У бортов играют волны

Лучшего из всех морей.

С.Г.Эминов

Вопрос: Назовите это море (Чёрное)

5.Песок ворочая со дна,

Шумит и пенится она.

Она как будто землю пашет,

Глубоко запуская плуг,

И жёлтый пласт,

Зарёй пропахшей,

Ложится на вечерний луг.

Она не любит рек нескорых,

Не тот у рек нескорых пыл;

Там со струёй струя не спорит,

Тяжёлый будоража ил.

Течёт (она), сверкая гордо.

Мне мил над нею отблеск гроз.

И дух её высокогорный,

И глубина её борозд.

С.Н.Хохлов

Вопрос: Узнайте эту реку (Кубань)

Учитель: - Да, казак это особая философия и образ мышления. Кто из вас знает казачьи поговорки?

• Казака в степи только пуля догонит

• Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи

• Всяк свистнет, да не по-казацки

• И шашечка остра, а дух - сильнее

• Где казак - там и слава

• С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче

• Казака даже чёрт боится

• Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит

• Нет уз святее товарищества

• Казак без коня - сирота

• Кровь казачья - не водица

Учитель: А теперь отгадайте-ка бойцовские загадки:

1. Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой (сабля)

2. Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьёт. (стрела)

3. Мал мужичек - костяная ручка (нож)

4. На чужой спине едет, свой груз везёт (седло)

5. Шесть ног, две головы, один хвост (всадник на коне)

6. Какая обувь в огне изготавливается? И с ног не снимается?(подкова)

7. Погоны жёлтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе - славы (казаки)

Учитель музыки:

Пожалуй, ни в каком другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское русское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и весёлая распахнутость и тут же чисто украинская задушевность и мягкость, и добрая усмешливость над собой и близкими. И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык, и не чисто украинский, а “кубанский”. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню. И здесь, на благодатной кубанской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись адыгейские, кабардинские, лесгинские, черкесские, абазинские мелодии. Песни отражали жизнь кубанских казаков. Поэтому такое разнообразие песенных жанров: военно-бытовые и походные; свадебные; лирические, сиротские и балладные песни; шуточные и плясовые. В наше время огромная заслуга в сохранении песенных традиций принадлежит кубанскому государственному казачьему хору. С гастролями хор выступает не только в наше стране, но и зарубежом, рассказывая в песнях о подвигах казаков, прословляя кубанскую землю и его народ. Одну из подобных песен мы сейчас споём, эта песня “Славься край кубанский!”

А сейчас вспомним, что нам известно о своей малой Родине:

ВИКТОРИНА

• Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью? (По названию реки)

• Какое из морей России самое мелководное, самое маленькое, омывает наш край? (Азовское)

• Он дороже угля, дороже нефти, золота к нему относится эта характеристика (Чернозём)

• Главная природная зона края? (Степь)

• Что означают цвета Кубанского флага? (Синий- честность, преданность; Красный – храбрость; Зелёный – надежда).

• Что означают полосы Кубанского флага? (Синий – иногороднее население, Красный – казаки, Зелёный – адыгейцы).

• Как прежде назывался Краснодар? (Екатеринодар)

• Кто написал Кубанский гимн? (К.Образцов)

• Какие охранительные узоры вы знаете? (Вода, земля, земля с водой, засеяное поле, осадки)

• Кто главный исполнитель Кубанских песен? (Кубанский казачий хор)

• Кто главный руководитель Кубанского казачьего хора? (В.Захарченко)

• Назовите известного Кубанского композитора (Пономаренко Г.)

• Кто написал картину “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”? (Репин И.)

Звучит песня в исполнении всего класса: “Край ты наш Кубанский”

Заключение

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы вспомнили и узнали новое о нашем крае. Сегодняшний урок показал, что вы много знаете, ответы были правильные. В дальнейшем, я думаю, вы продолжите знакомство с краем самостоятельно по разным источникам: газетам, книгам, радио, телепередачам. Спасибо всем за урок.