Опыт внедрения метода проектов в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


100382 Груздева О

Наша школа со дня своего открытия (1993 г.) работает по программам развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью три года назад нами был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

В нашей школе проектные дни проходят один раз в четверть в форме групповой работы учащихся, причём группы могут быть непостоянны: либо это весь класс, либо создаются разновозрастные группы из учащихся разных классов (обычно 9 групп по 11-12 человек). Тогда заранее в каждом классе вывешивается список тем будущих проектов, школьники сами определяют для себя предмет исследования и записывают свою фамилию в соответствующей графе. В тот день, когда планируется проведение работы над проектами, все уроки отменяются и каждая группа занимается только своим проектом. За каждой группой закрепляется преподаватель, который работает вместе с детьми. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Поскольку для педагогов три года назад организация проектных дней была делом новым, то, изучив методику проведения проектов, мы попробовали вместе разработать и провести с детьми ряд проектных дней. Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице.

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный этап работы

педагогического коллектива по разработке вводных установок на день проектов

  • определение темы исследования;
  • выделение предполагаемых направлений работ;
  • составление распорядка дня;
  • расписание консультаций преподавателей;
  • разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.
За неделю до проектного дня
Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом
  • предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;
  • определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);
  • выдвижение гипотез и способов решения;
  • обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.);
  • распределение работы между участниками группового проекта;
  • начало работы по сбору информации.
За два - три дня до начала проекта

(в зависимости от темы)

Основной этап

  • продолжение работы по сбору информации;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
  • систематизация и анализ полученных данных;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.
В день выполнения проекта.

Заключительный этап

  • презентация проекта;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график и т.п.);
  • рефлексия.
В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы).

 

Рассмотрим подробнее работу на каждом этапе.

Работали в экспериментальном режиме, пытаясь каждый раз по-разному организовать этот день с учётом проанализированных недостатков предыдущей работы. За неделю до запланированного дня проектов собирались все педагоги и разрабатывали вводные установки для учащихся на этот день: обсуждали возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Начинали с выбора тем проектов, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед воспитателей с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка: “Вместе делаем книгу”, “Подготовка лыжных соревнований”, “Календарь школьной жизни”, “Литературный журнал”, “Загадочный мир животных”, “Древние цивилизации”, “Игры, которые помогают быть умнее”, “О космосе”, “Удивительное рядом”, “Давайте дом построим”, “Проект школьной столовой”, “Обустройство школьной территории”, “Украсим школу к Новому году”, “Творческая мастерская”, “Наша Родина – Россия”.

За два-три дня до работы над проектом педагог, работающий с группой, собирал её и знакомил с вводными установками – информацией по организации проведения дня проектов: сообщалась тема, обсуждались этапы работы, методы исследования. Если проект содержал несколько направлений работы, то участники группы должны были договориться и распределить, кто каким делом будет заниматься. Преподаватели, не занятые совместной работой с группой детей, выступали в роли консультантов. В установочном листе содержалась информация о месте проведения консультаций этими преподавателями. Библиотекарь заранее знакомился с темами проектов, чтобы успеть приготовить выставку нужных для работы книг, причём все книги расставлялись по полкам в соответствии с темами проектов, чтобы учащимся облегчить поиск нужной книги. Специально для проектного дня наша библиотека пополняется многочисленными изданиями из других библиотек. Эта работа, выполняемая нашим библиотекарем Косаревой Л.В., чрезвычайно важна для успешного проведения дня проектов, потому что наибольшую часть информации по темам младшие школьники могут получить именно в школьной библиотеке. Этот подготовительный этап очень нужен, т. к. позволяет накануне скоординировать работу группы, распределить между участниками направления работ, наметить цели, пути и способы их решения, оценив эффективность каждого, расспросить взрослых по интересующим вопросам.

Следующий день целиком посвящён работе над проектом. Участники группы в 8.30 собираются в отведённом для работы классе, обсуждают результаты подготовительного этапа, намечают дальнейший план действий и продолжают работу по сбору материала и подготовке проекта. Источники для сбора материала во многом зависят от темы. Так, например, группа, работающая над проектом “Волшебная вода”, ставила опыты и проводила эксперименты с водой и на основе собственных наблюдений делала выводы. Группа, выполнявшая проект “Давайте дом построим”, изучала архитектурно-художественные журналы и детские, хорошо иллюстрированные энциклопедии, посвящённые этой сфере деятельности человека. А Георгий расспрашивал дедушку, как построить клетку-дом для кролика, и в результате работ все увидели, пусть качающийся, неумело сколоченный, но всё-таки домик, сделанный своими руками.

По окончании работ ребята представляли свой проект перед зрителями, причём каждый раз форма представления могла меняться. Один из вариантов – выставка, организованная в музыкальном зале, на которой каждая группа выставляла результаты своей работы: макеты, рисунки, поделки, необходимые расчёты и т. д. Так, работая над проектом “Творческая мастерская”, одна из групп представила на выставке макет Кремля, сделанный ребятами из солёного теста и раскрашенный в цвета. Другая группа, представляя работу кукольной мастерской, изготовила картонные игрушки – куклы, и показала их в действии, инсценировав сказку “Каша из топора”. В результате работы над проектом “Обустройство школьной территории” получилась большая выставка разнообразных макетов. Всем понравился макет третьеклассников, на котором кроме клумб, спортплощадки, лавочек, мостика были и такие объекты, как “Ворота знаний”, “Аллея гениев”, “Болото глупости”, “Фонтан радости”, “Беседка для размышлений”. Дети придумали интересные названия и рассказали о назначении каждого объекта в весёлой форме, показывая на сцене придуманную историю из школьной жизни.

Обязательной частью каждой презентации является выступление перед публикой на сцене, когда в зале собирается вся школа и защита проектов превращается в праздник для всех. Довольно часто во время защиты проектов работает жюри.

По инициативе детей второй год успешно идёт работа над проектом “Наша Родина – Россия”, результатом которой стало создание двух книг, хранящихся в школьной библиотеке.

Содержание первой книги (2002 – 2003 уч. год):

Что мы знаем о нашей Родине? (подготовили учащиеся 2Б класса)

Флаг нашей Родины (подготовили учащиеся 2А класса)

Наш Герб (подготовили учащиеся 1А класса)

Что такое Гимн? (подготовили учащиеся 1Б класса)

Конституция России (подготовили учащиеся 3Б класса)

Москва – столица нашей Родины (подготовили учащиеся 3А класса)

Содержание второй книги (2003 –2004 уч. год):

Поволжье. Средняя полоса России (подготовили учащиеся 2А класса)

Карелия. Санкт – Петербург (подготовили учащиеся 2Б класса)

Юг России. Краснодарский край (подготовили учащиеся 3Б класса)

Север России. Арктика (подготовили учащиеся 1Б класса)

Сибирь (подготовили учащиеся 1А класса)

Дальний Восток (подготовили учащиеся 3А класса)

Форма презентации второго проекта “Наша Родина – Россия” была изменена и проходила в 4 этапа. В течение первых трёх этапов команды, в соответствии с расписанием, ходили друг к другу в гости, знакомились с выставками работ по темам, выступали с докладами, отвечали на вопросы. Третьеклассники, подготовившие выступление о Краснодарском крае, не только рассказали о минеральных источниках, но и угостили всех минеральной водой, а первоклассники, рассказывающие о Сибири, дали всем попробовать кедровые орешки. Ученики вторых классов устроили в своём классе небольшой кинозал и доставили всем зрителям огромное удовольствие, сопровождая показ слайдов о Санкт-Петербурге интересными рассказами и пояснениями. Время выступления каждой группы было ограничено десятью минутами, и было важно уложиться в это время, чтобы не нарушить график общей работы, поэтому выступление команд тщательно продумывалось, т.к. из большого объёма информации нужно было выбрать самое (по мнению команды) главное, что непременно бы заинтересовало слушателей. Детям пришлось пять раз в течение трёх дней выступать с сообщением по результатам проекта. И в этом были свои преимущества: все ребята имели возможность высказаться, а также на протяжении этих дней (после каждого этапа проводилась рефлексия) они учились не пугаться слушателей, выстраивать своё выступление с учётом времени.

Четвёртый этап презентации превратился в театрализованно-сценическое действие с деревенскими посиделками, на которых услышали предания про утёсы над Волгой, легенды про горы Сокол и Жигуль, читали стихи, пели много песен, танцевали, а закончился праздник выступлением 2Б класса. Они исполнили попурри из песен о Санкт-Петербурге: “Крейсер Аврора”, “Я вернулся в свой город”, “Город над вольной Невой” и показали слайды на фоне песни А.Розенбаума “Налетела грусть”.

Вот некоторые выдержки из разговора с преподавателями по результатам этого проекта.

Цветкова М.Е. (воспитатель 2А) – “Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее. Интересная и насыщенная велась работа, даже родители пытались участвовать, когда ребята предложили сравнить площадь Самарской Луки с площадью нашего комплекса”.

Орлова И.В. (воспитатель 1Б) – “Сначала Вика стеснялась выступать, а на третьем этапе презентации почувствовала уверенность в себе и великолепно рассказала о животных Крайнего Севера. Дети были активны, заинтересованы, выполнили огромное количество разнообразных работ – вылепили из пластилина фигурки зверей, нарисовали картинки с видами Севера, познакомились с культурой народов, населяющих этот край, выучили много стихотворений по этой теме, составили кроссворды для гостей – участников проекта. Родители говорят, что впечатление такое, будто дети побывали на Севере”.

Аникина В.Л. (учитель 2Б) – “Класс проработал свою тему, все погрузились в разной степени. Ребята оценили труд других групп. Первый день презентации был тревожным, второй – со знанием дела, третий – ты знаешь, попробовал и умеешь. Учили детей работать, это было время новизны и высочайшего включения”.

Представляем Вашему вниманию одну из установок на день проектов. Надеемся, что это будет полезно педагогам, осваивающим метод проектов в начальной школе.

Установка на день проектов 23 октября (2002 – 2003 уч. год)

Дорогие ребята!

В нашей жизни бывают дни, когда хочется делать приятное людям, поднимать им настроение, приносить радость, просто дарить подарки. А если подарок сделан своими руками, да на высоком профессиональном уровне, то это вызывает всеобщий восторг и уважение к мастеру, изготовившему сие чудо. Когда видишь в витринах магазинов, на выставках красивые платочки с вышитыми краями, или изящные вязаные кофточки, или загадочные глиняные игрушки и многое другое, то невольно поражаешься трудолюбию, изобретательности, таланту людей. А ведь всему этому можно научиться.

Совсем недавно начался учебный год, и многие из вас уже попробовали свои силы в изготовлении поздравительных открыток, поделок из бумаги и картона. Существует много секретов, выработанных в различных народных промыслах, искусством которых можно овладеть. И как здорово, если бы у нас в школе появилась творческая мастерская, в которой можно было бы научиться полезному занятию и своими руками творить шедевры, удивлять и радовать работой себя и других.

Первый проект, над которым мы будем работать в этом учебном году – “Творческая мастерская”. Давайте все вместе подумаем, какой она должна быть и, возможно, создадим её в школе.

Каждая группа будет работать по пяти направлениям, предварительно распределив обязанности между участниками игры.

Направления работ:

    1. Планировка и содержание работ творческой мастерской.
    2. Составление расписания работы творческой мастерской.
    3. Помощь мастерской в оснащении учебного процесса.
    4. Подробная разработка содержания дел одной студии (на выбор). Технология изготовления какой-либо поделки в этой студии. Представление этой поделки на презентации.
    5. Презентация проекта.

В вашем распоряжении: библиотека, компьютерный класс, ксерокс. За консультациями по возникающим вопросам обращайтесь в библиотеку и к преподавателям.

Работу групп будет оценивать жюри по каждому из пяти направлений (max 6 баллов). Первые три группы, представившие самые лучшие проекты, будут награждены дипломами нашей игры.

Распорядок дня

8.30 – 12.00 работа в группах (с перерывом на прогулку в 10.00)

12.00 – 13.00 подведение итогов работы группы, оформление выставки проектов (муз. зал)

14.00 – 15.00 презентация проектов (музыкальный зал)

15.00 – 15.30 анализ работы группы

Успехов вам, ребята!

1. Планировка и содержание работ творческой мастерской

Необходимо продумать, где будет располагаться мастерская, из каких студий состоять, придумать им названия, рассчитать её площадь; обратить внимание на расположение окон, дверей, столов, стульев или лавок, исходя из количества учеников (100 чел.) и мастеров (?)

С помощью условных обозначений изобразить на листе ватмана всё то, что по вашему мнению, может и должно находиться в мастерской, а на отдельных листах нарисовать эскизы некоторых студий.

Подумать, чем будет заниматься каждая студия. Описать (кратко) содержание работ каждой студии в рамках мастерской, материалы и инструменты, необходимые для изготовления поделок.

Результат работы:

  • План помещения и расположения мебели в нём или макет (могут быть оба варианта) с указанием названий студий.
  • На отдельном листе написать ваши предложения по расположению мастерской, расчёты площади, содержание работ каждой студии (кратко) с указанием используемых в работе материалов и инструментов.

Критерии оценки:

  • Реальность воплощения проекта.
  • Детальность проработки.
  • Доступность применяемых материалов и инструментов.
  • Оригинальность решений.
  • Качество и аккуратность исполнения.

2. Составление расписания работы творческой мастерской

Необходимо составить расписание с учётом учебной нагрузки и распорядка дня. Продумать вопросы о количестве занятий в неделю, по каким дням будет работать мастерская, время работы студий. Согласовать расписание мастерской с медицинскими работниками.

Критерии оценки:

  • Оптимальность (учёт учебной нагрузки).
  • Соответствие медицинским требованиям (согласовано с медработниками).
  • Аккуратность и грамотность.

  3. Помощь мастерской в оснащении учебного процесса

Подумать, какие поделки, таблицы, макеты и т.д. можно изготовить в мастерской для использования их на различных уроках в целях оптимизации учебного процесса.

Результат работы:

  • Список или описание с указанием предмета, для которого делается пособие или что – то ещё.

Критерии оценки:

  • Соответствие поделки предмету, для которого изготавливается.
  • Подробность описания.
  • Аккуратность и грамотность.

4. Подробная разработка содержания дел одной студии на выбор.

Технология изготовления какой – либо поделки в этой студии.

  1. Среди студий, представленных на вашем плане, выберите одну и проработайте более подробно:
  • узнайте историю возникновения данного направления (если возможно);
  • напишите о той продукции, изготовление которой собираетесь осваивать;
  • её применение;
  • материалы и другие средства, необходимые для производства;
  • другую интересную информацию.
  1. Опишите технологию изготовления конкретной, выбранной вами поделки (можно использовать схемы, рисунки и т.п.).
  2. Освойте эту технологию и сделайте сами поделку, которую покажите всем на презентации.

Результаты работы:

  • Подробное описание работы одной из студий.
  • Описание технологии изготовления конкретной поделки с использованием схем, рисунков.
  • Изготовленная поделка.

Критерии оценки:

  • Подробность описания;
  • Доступность (должна быть понятна всем).
  • Соответствие технологии выбранной поделке.
  • Аккуратность и грамотность.

5. Презентация проекта

Подготовить выступление по теме проекта. В своём выступлении вы можете сообщить, в чём оригинальность вашего проекта и как проходила работа над ним. Читайте стихи, пойте песни, частушки, делайте инсценировки как известных авторов, так и собственного сочинения. Возможны сольные и групповые выступления.

Результат работы:

  • Выступление перед публикой на сцене.

Критерии оценки:

  • Содержательность выступления.
  • Артистизм.
  • Сила воздействия на зрителей (захватило ли выступление зал).

По окончании проектного дня дети выпускают стенную газету, в которой освещают работу над проектом с использованием фотоматериала, отснятого взрослыми в течение дня проектов.