"Любите геометрию". Лабораторные работы по геометрии в 7–8-х классах

Разделы: Математика

Классы: 7, 8

Ключевые слова: геометрия


С 7-го по 11-й класс вы изучаете геометрию. Не секрет, что геометрия для некоторых из вас входит в категорию “трудных” предметов. Это просто потому, что вы не видите практическую сторону геометрии. А геометрия и наша жизнь очень тесно между собой связаны. Все, что окружает нас в жизни, в той или иной степени связано с понятием или с законом из геометрии. Поэтому с малых лет учитесь мыслить и тогда вы будете знать, куда же приложить свои знания. Подходите к каждому делу творчески, с определенной долей фантазии. Воплощайте свои идеи, мечты в реальность, сочиняйте, творите, выдумывайте. Таким образом, вы будете развиваться, а что развивается, то и достигает совершенства.

На страницах этого альбома – стихи о геометрии. Их я посвящаю вам, дорогие мои ученики. Любите геометрию.

Геометрия

Геометрия - это предмет,
Где все измеряют подрят.
Решают, ищут, находят
В интересных задачах ответ.
Лучи, углы и отрезки,
Прямые и разные точки,
Играют тут важную роль,
В них и спрятана вся соль.
Здесь признаки и аксиомы,
Помнить и знать все обязаны мы,
Чтобы задачи и теоремы,
Могли без труда доказать сами мы.
Свойства фигур изучаем мы здесь,
Самых различных – с углами и без,
Научимся площади их вычислять,
И формулы все запоминать.

Треугольник

Фигуры крепче в мире нет,
В нем три угла и три вершины,
Да три стороны в разлет.
Догадались или нет
О треугольнике речь идет.
Судьбою нашей правят звезды,
А треугольником – углы.
Взяв управление в узды,
Не допускают в нем вражды,
Прямые, острые углы.
А высоты, биссектрисы и медианы,
Упруги как струны святого органа,
Что ими гордится любая вершина.
Решая задачи не забудь никогда,
Что пересекаются они в одной точке всегда.

Четырехугольники

Четырехугольники – вы разнолики,
Но углов у вас ровно - четыре,
Трапеция, ромб и квадрат,
Прямоугольник им тоже ведь брат.
Их вес в геометрии очень высок,
Хоть грамма не весит никто.
Даже параллелограмм, наш, дружок
От грамма не взял ничего.
По две диагонали они все имеют,
Можно запомнить, а можно и нет
Пересекаться которые могут,
При этом делясь пополам.
Фигурами их наградила природа,
Стройны, крепки и дружны.
Их свойства – сплошная легенда,
Читайте, учите – они вам нужны.

Круг

Мудрая точка поведала другу,
Как однажды ходила по кругу,
Где множество точек плетут небосвод,
Образуя окружность, ведут хоровод.
На небесном своде том – разноцветная радуга,
Раскинула спектр цветов,
На окружности той образовалась дуга,
Только без гаммы цветов.
Пляшут все вокруг точки одной,
Называют ее Центром и зовут всех с собой,
Через Центр проходит и диаметра путь,
От Центра исходит и Радиуса суть.
Суть эта в том, что диаметр тут
Длиннее вдвойне, чем радиус, ну и пусть.
А два радиуса если проводим,
Два сектора здесь мы находим.
Мостами дружбы служат хорды,
Отсекая часть круга там – сегменты.
А диаметр тоже хорда, друг,
И отсекает он целый полукруг.

Лабораторные работы по геометрии (7-8-е классы)

Источником любых знаний, открытий являются наблюдения, сравнения, практические опыты.

На уроках геометрии тоже можно проводить лабораторные работы, которые можно использовать как средство открытия, проверки, повторения свойств геометрических фигур, как средство развития творческих способностей учащихся, для отработки умений и навыков пользования геометрическими инструментами и т.д.

Предлагаемые лабораторные работы можно проводить в виде демонстрации, фронтально, группами и т.д.

В результате, учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа проделанной работы. Они учатся также ставить проблемы и разрешать их, делать логические выводы, развивают свою интуицию.

Лабораторные работы- как один из видов самостоятельных практических работ активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач.

7 класс
Тема. Смежные углы

Цель. Определить значение суммы смежных углов

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Нарисуйте три пары различных смежных углов.
  2. Обозначьте их 1 и 2.
  3. Измерьте градусные меры данных смежных углов.
  4. Результаты измерений занесите в таблицу.
  5. Сделайте вывод.

Тема. Вертикальные углы

Цель. Сравнить вертикальные углы.

Оборудование. Линейка, транспортир

Указание к работе.

  1. Нарисуйте 3 пары пересекающихся прямых.
  2. Обозначьте в них пары вертикальных углов 1.2,3,4.
  3. Измерьте градусные меры этих углов.
  4. Результаты измерений занесите в таблицу. Сравните углы 1 с3, 2 с4.
  5. Сделайте вывод.

Тема. Свойства равнобедренного треугольника

Цель. Сравнить углы при основании равнобедренного треугольника.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 равнобедренных треугольника АВС, с основанием АС.
  2. Измерьте градусные меры углов А и С.
  3. Результаты измерений занесите в таблицу.
  4. Сравните углы А и С.
  5. Сделайте вывод

Тема. Накрест лежащие углы

Цель. Сравнить накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Нарисуйте 3 пары параллельных прямых.
  2. Проведите через них секущие.
  3. Отметьте получившиеся накрест лежащие углы 1,2,3,4.
  4. Измерьте данные углы.
  5. Результаты измерений занесите в таблицу.
  6. Сравните пары накрест лежащих углов.
  7. Сделайте вывод.

Тема. Соответственные углы.

Цель. Сравнить соответственные углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Проведите 3 пары параллельных прямых и секущие к ним.
  2. Отметьте образовавшиеся соответственные углы.
  3. Измерьте данные углы.
  4. Результаты измерений занесите в таблицу.
  5. Сравните пары соответственных углов.
  6. Сделайте вывод.

Тема. Односторонние углы

Цель. Определить сумму односторонних углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Начертите 3 пары парллельных прямых и секущие к ним.
  2. Отметьте образовавшиеся односторонние углы 1 и 2, 3 и 4
  3. Измерьте градусные меры данных углов
  4. Результаты измерений занесите в таблицу
  5. Сделайте вывод

Тема. Сумма угла треугольника.

Цель. Определить сумму углов треугольника.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 треугольника АВС.
  2. Измерьте градусные меры углов А.В.С.
  3. Результаты измерений занесите в таблицу.
  4. Найдите сумму углов А.,В,С.
  5. Сделайте вывод.

Тема. Соотношение между сторонами и углами треугольника

Цель. Установить зависимость размеров сторон от размеров противолежащих ему углов треугольника.

Оборудование. Линейка, циркуль, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте треугольник по 3 сторонам.
  2. Измерьте углы треугольника.
  3. Ответьте на вопросы.

а) Какой из углов самый наибольший?
в) Против какой стороны находится этот наибольший угол?
с) Который из углов треугольника самый наименьший?
д) Против какой стороны находится этот наименьший угол?

  1. Сделайте вывод.

Тема. Неравенство треугольника

Цель. Показать практически, что в треугольнике каждая сторона должна быть меньше суммы двух других сторон

Оборудование. Четыре палочки с длинами 11 см, 24 см, 30 см, 40 см, пластилин

Указание к работе.

  1. Возьмите за основание треугольника палочку длиной 40 см, и прилагая к ней поочередно другие палочки “постройте” треугольник.
  2. Аналогичную работу проделайте, меняя основания.
  3. Каждый случай зафиксируйте схематически в тетради.
  4. Для каждого случая найдите сумму боковых сторон и сравните с основанием.
  5. Сделайте вывод.

Тема. Сумма острых углов прямоугольного треугольника

Цель. Найти значение суммы острых углов прямоугольного треугольника.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 прямоугольных треугольника.
  2. Измерьте градусные меры острых углов А и В.
  3. Результаты измерений занесите в таблицу.
  4. Сделайте вывод о сумме острых углов прямоугольного треугольника.

Тема. Свойства прямоугольного треугольника

Цель. Определить зависимость между длиной катета противолежащего углу 30o и гипотенузы.

Оборудование. Линейка, циркуль, транспортир

Указание к работе.

  1. Постройте 3 прямоугольных треугольника по острому углу 30o и гипотенузам, равным 6, 8, 10 см.
  2. Измерьте длины катетов противолежащих 30o в построенных треугольниках.
  3. Сравните их с гипотенузами.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Окружность

Цель. Вывод определения окружности

Оборудование. Доска размером 18*15, в центре которой прибит гвоздь с ниткой и мел.

Указание к работе.

  1. На нитке сделать пометку, длиной около 6 см, считая от гвоздя.
  2. Отметить это расстояние при разных положениях нити вокруг гвоздя.
  3. Ответьте на вопрос: какая фигура получилась?
  4. Закончите предложение “Получилась фигура, состоящая..."

8 класс

Тема. Сумма углов выпуклого многоугольника

Цель. Вывод формулы, выражающей сумму углов выпуклого многоугольника.

Оборудование. Линейка.

Указание к работе.

  1. Постройте 5 выпуклых многоугольников.
  2. Из одной вершины проведите диагонали.
  3. Сравните число сторон многоугольника с числом получившихся треугольников.
  4. Выразите сумму углов каждого многоугольника через сумму углов треугольника.
  5. Сделайте вывод о сумме углов выпуклого многоугольника.

Тема. Сумма углов выпуклого четырехугольника

Цель. Найти сумму углов выпуклого четырехугольника.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 выпуклых четырехугольника АВСД.
  2. Измерьте углы А, В, С, Д.
  3. Результаты измерений занесите в таблицу.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Свойства параллелограмма

Цель. Сравнить противоположные углы параллелограмма.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 параллелограмма.
  2. Измерьте углы.
  3. Сравните градусные меры противолежащих углов.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Свойства равнобедренной трапеции

Цель. Сравнить углы при основании равнобедренной трапеции.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 равнобедренные трапеции.
  2. Измерьте углы при основании.
  3. Сравните результаты измерений.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Деление отрезка на n равных частей

Цель. Научить делить отрезок на равные части, применяя теорему Фалеса.

Оборудование. Линейка, циркуль.

Указание к работе.

  1. Постройте отрезок АВ.
  2. Постройте луч АК, не совпадающий с АВ.
  3. На луче АК отложите п равных отрезков.
  4. Через точку В и последнюю проведите прямую.
  5. Через концы отрезков, отложенных на луче АК проведите прямые, параллельные первой прямой.
  6. Сравните отрезки, получившиеся на отрезке АВ.
  7. Сделайте вывод.

Тема. Подобие треугольников

Цель. Сравнить углы подобных треугольников.

Оборудование. Линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте пары подобных треугольников.
  2. Измерьте углы у данных треугольников.
  3. Сравните полученные данные.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Средняя линия треугольника

Цель. Сравнить среднюю линию с основанием.

Оборудование. Линейка, циркуль.

Указание к работе.

  1. Постройте треугольник.
  2. Постройте все средние линии.
  3. Измерьте стороны треугольника и средние линии.
  4. Результаты измерений занесите в таблицу.
  5. Сравните результаты и сделайте вывод.

Тема. Касательная к окружности

Цель. Определить угол, который образует касательная с радиусом проведенным в точку касания.

Оборудование. Циркуль, линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 окружности.
  2. Проведите к ним касательные.
  3. К точкам касания проведите радиус.
  4. Измерьте углы, образованные радиусом и касательной.
  5. Сделайте вывод.

Тема. Вписанный угол

Цель. Сравнить градусные меры вписанного и центрального углов, опирающихся на одну и ту же дугу.

Оборудование. Циркуль, транспортир, линейка.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 окружности с центрами в точке О.
  2. Отметьте на каждой из них точки А, В, С.
  3. Образуйте вписанный угол АВС и центральный угол АОС.
  4. Измерьте градусные меры этих углов.
  5. Результаты занесите в таблицу.
  6. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Тема. Вписанный угол

Цель. Сравнить вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу.

Оборудование. Циркуль, линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте окружность.
  2. Постройте 3 вписанных угла, опирающихся на одну и ту же дугу.
  3. Сравните эти углы.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Вписанный угол

Цель. Определить градусную меру вписанного угла, опирающегося на диаметр.

Оборудование. Циркуль, линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Постройте окружность произвольного радиуса.
  2. Постройте 3 вписанных угла, опирающихся на диаметр.
  3. Измерьте эти углы.
  4. Сделайте вывод.

Тема. Свойство биссектрисы угла

Цель. Сравнить расстояние от биссектрисы до сторон угла.

Оборудование. Линейка, циркуль.

Указание к работе.

  1. Постройте угол.
  2. Постройте биссектрису этого угла.
  3. На биссектрисе отметьте точки и от них опустите перпендикуляры к сторонам угла.
  4. Измерьте полученные расстояния.
  5. Сравните результаты.
  6. Сделайте вывод.

Тема. Описанный четырехугольник

Цель. Сравнить суммы противоположных сторон в описанном четырехугольнике.

Оборудование. Циркуль, линейка.

Указание к работе.

  1. Постройте окружность, опишите вокруг нее четырехугольник.
  2. Измерьте стороны четырехугольника.
  3. Результаты измерений занесите в таблицу.
  4. Рассмотрите 3 случая и сделайте вывод.

Тема. Вписанный четырехугольник

Цель. Определить сумму противоположных углов вписанного четырехугольника.

Оборудование. Циркуль, линейка, транспортир.

Указание к работе.

  1. Впишите в окружность четырехугольник АВСД.
  2. Рассмотрите 3 случая.
  3. Измерьте углы четырехугольника.
  4. Результаты измерений занесите в таблицу.
  5. Сделайте вывод.

Тема. Средняя линия трапеции

Цель. Установить связь средней линии с основаниями трапеции.

Оборудование. Линейка, циркуль.

Указание к работе.

  1. Постройте 3 трапеции.
  2. Проведите средние линии.
  3. Измерьте средние линии и основания трапеции.
  4. Сравните значение средней линии со значениями оснований.
  5. Сделайте вывод.