Разработка урока по природоведению в 1-м классе "Снег и лед"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;
  • формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;
  • показать значение снега и льда;
  • развивать воображение, наблюдательность;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • снег и лёд,
  • стаканы, блюдца,
  • квадраты цветной бумаги,
  • карточки,
  • текст (рис. № 1).

Рис.1

Рис. 1

Ход урока

I . Организационный момент.

1. Приветствие учителя.

2. Звучит музыка. Появляются Льдинка и Снежинка (рис. № 2, 3) .

 

Рис. 2

Рис. 3

Снежинка: В небе зародилась из капельки воды
Звездочка резная дивной красоты.
Хрусталиком искристым с неба прилечу,
Сяду и растаю, если захочу.
Льдинка: И я тоже капелькой чистой была.
А когда замерзла, словно замерла.
Тоже я искристая, ростом невеличка.
Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!
Снежинка: А вот и нет !!
Я – из солнца, серебра !!
Ты же – мутная вода!
Просто замарашка !!
Тоще Тоже мне, близняшка.
Льдинка: Да опомнись !! Вот так да !!
Все же, я твоя сестра !!
Учитель: Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?
О чем они вас просят?
Дети : Доказать, что они родные сестры.
Учитель: Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты.

II. Новый материал.

1) Практическая работа.

Опыт 1.

Учитель. Положите в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставьте их на некоторое время в сторону (рис.  4).

Рис. 4

Опыт 2.

Учитель. Ребята, а какой ваш любимый цвет? Может быть, он есть среди квадратов цветной бумаги у вас на столе? А какой цвет у снега? Найдите квадрат, по цвету соответствующий снегу. Покажите. Верно. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии. Попробуйте продолжить.

А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.

Опыт 3.

Учитель. Возьмите блюдце. Положите на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?

Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

Учитель. А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается? А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Дети. Снег - рыхлый, лёдд - плотный.

Опыт 4.

Учитель. Установим еще одно свойство льда. (Учитель роняет лёд. Лёд раскалывается) Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?

Дети. Лёд -– хрупкий.

Учитель. Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?

Дети. Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.

Далее завершается работа по первому опыту.

Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?

Дети. Снег и лёд- это замёрзшая вода.

Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?

Дети. Да, доказали.

2) Обобщение по таблице.

Свойства

Цвет

Прозрачность

Действие тепла

Другие свойства

Снег Белый Непрозрачный Тает, превращается в воду Рыхлый
Лёд Бесцветный Прозрачный Тает, превращается в воду Плотный, хрупкий

Учитель: Чем похожи снег и лёд? Чем отличаются друг от друга?

III. Физминутка.

Снежинка: Как люблю во время вьюги
Я по воздуху летать.
Льдинка: А я люблю, когда ребята
Начинают льдом играть.
Снежинка: Обожаем мы движенье,
Если музыка под стать.
Льдинка: Всех ребят без промедленья
Приглашаем танцевать.
Снежинка: Встаньте дружно. Не зевайте
И за нами повторяйте.

IV. Новый материал (продолжение)

3) Снег и лёд в природе

Снежинка: В природе мы царим везде
На благо матушке – земле.
Льдинка: Услышать мы хотим сейчас
Где вы ещё встречали нас ??
Снежинка: Представьте нам без промедленья
Другие наши проявления.
1) Учитель: Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь?

а)

Снег с берёзы повалился
На Андрюшу комом – хлоп !!
Из Андрюши получился
Рыхлый беленький ….. (сугроб)

б)

На стекле вдруг вырос лес
Полный сказок и чудес,
Появились белы горы
То морозные ….. (узоры)
Учитель: А в какое время года можно наблюдать эти явления природы?
Нужно выбрать, какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.

4) Карточка

Учитель. Нужно выбрать, какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.

(Самостоятельная работа.)

1) сосулька

2) снегопад

3) иней

роса

снег, лед

дождь

4) пурга

5) метель

6) гололёд

 

Учитель:

Проверим. (Дети называют с места, учитель заполняет на доске.)

Учитель:

А почему вы не выбрали дождь и росу? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель:

На что похож рисунок, получившийся в результате нашей работы?

Учитель

Проверим. А почему вы не выбрали дождь и росу? На что похож рисунок, получившийся в результате нашей работы ?

Дети:

На снежинку.

Учитель:

Посмотрите, как много в нашем снежном царстве разных красивых снежинок. А вот какие ещё бывают снежинки по форме : столбик, запонка, игла, крупа, ёж, пластинка, звезда (рис. 5, 6, 7, 8).

 

 

 

Рис. 5, 6, 7, 8

5) Значение снега и льда для человека

Звонит телефон.

Запись диалога на магнитофоне:

Алло, говорите.... Это дворник.

Здравствуйте. Снег опять засыпал двор, сугробы намело. Хорошо – мусора не видно. Но что же это такое, с другой стороны. Вчера убирала, сегодня опять убирать. Спину из-за этого снега не разогнёшь!!

Звонок.

Алло. Я водитель грузовика. Вы там всё про снег, да про лёд. Это, конечно, хорошо, грязи нет, машину мыть не надо. Только вот плохо, что скользко очень, гололедица, машину так и заносит.

Учитель:

Ну, вот они какие: снег и лёд. И хорошо с ними, и плохо. Давайте и мы выскажем своё мнение. Что плохого в том, что есть на свете снег и лёд, чем они вам мешают? А что хорошего скажите в защиту снега и льда?

На доске заполняется схема:

ХОРОШО ПЛОХО

+

-

+

-

+

 

+

 

Вывод: Хорошего в том, что есть снег и лёд, всё же больше, чем плохого.

6) Значение снега и льда в природе

Снежинка: Мы рады, знаем, что нужны
Ваши слова для нас важны.
Льдинка: Только мы везде бывали, многое видали.
А что узнали, то вот нарисовали.
(Указывают на доску)
Снежинка: Теперь вопрос, он важен вроде.
Нужны ль мы матушке – природе?
Льдинка: Земле, деревьям и кустам,
Животным, рыбам?
Ответьте нам.

Дети доказывают значимость снега и льда для всего живого в природе в зимнее время года (пользуясь рисунком на доске) (рис. 9).

Дети объясняют смысл пословицы "Много снега – много хлеба".

Дети читают текст В.Архангельского "Снежная шуба":

В суровые, морозные зимы под снежной шубой в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер в снег падают тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики так делают, и куропатки, и глухари - самые большие птицы наших северных лесов.

Да и не только птицы прячутся в снегу. Прячется мышонок под снегом. Всю зиму под снегом лежит в берлоге медведь. В снежном домике укрывается в непогоду и зайчишка. И маленький зверь бурундук спит в ямке под кореньями деревьев, закрытый снежным одеялом.

Дети отвечают на вопросы учителя:

  • Какое ещё значение имеет снег?
  • Почему рассказ так называется?

7) Обобщение

Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы.

V. Итог урока

Учитель: Что нового узнали, ребята, побывав в нашем царстве снега и льда ? А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки ?
Дети: Да, хотим.
Учитель: Вдруг подуло теплым ветром,
В небе солнце заискрилось,
Все сугробы потемнели –
В город к нам пришла весна.
Что же стало с нашей Льдинкой?
Льдинка: Я ужасно огорчилась,
Что Снежинка не признала
Факт, что я её сестра…
Снежинка: И под солнышка лучами
Льдинка плакала от горя.
И, растаяв, превратилась
Снова в капельку воды.
Льдинка: И Снежинка, между нами,
Победив со мною в споре,
Капелькой влилась весною
В полноводные ручьи.
Учитель: Тут и встретились сестрёнки
Среди миллиона капель.
Сразу же узнав друг друга
Засмеялись, обнялись.
Снежинка: И о том, что будем вместе
Летом с неба ливнем падать,
Льдинка: А зимой кружиться в небе
Снегом белым, поклялись.
Учитель: Пусть хранят вас амулеты
В знак добра, любви к природе,
Чтобы вас "зимы приветы"
Грели при любой погоде.

Снежинка и Льдинка дарят детям амулеты (рис. 10).

Рис. 10