Использование способа диалектического обучения в преподавании биологии. Конспект урока "Тип членистоногие"

Разделы: Биология


Задачи урока:

Образовательно-развивающие:

– обобщение знаний по данной теме,
– повторение опорных понятий (тип Членистоногие, класс Насекомые, отряд Двукрылые, отряд Жесткокрылые, отряд Перепончатокрылые, головогрудь, брюшко, линька, мальпигиевые сосуды, паутина, хитин, челюсти, крылья, глаза, хелицеры, конечности, беспозвоночные животные, имаго);
– развитие умений оперировать с понятиями:
* определение понятий,
* деление понятий,
* ограничение и обобщение понятий,
* отношение между понятиями,
* нахождение и разрешение противоречий.

Воспитательные задачи:

– формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философский категорий:
* общее – особенное – единичное
* единство – многообразие
* причина – следствие
* первичное – вторичное
– развитие умения работать в группе постоянного состава,
– привитие интереса к биологическим знаниям.

Тип урока: обобщение знаний.

Методы обучения: диалектический, связанный со словесно-догматическим и словесно-наглядным.

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.
По характеру деятельности учителя: проблемный.

Оборудование:

На доске:

– на магнитах прикреплены понятия (Тип Членистоногие, линька, хелицеры, челюсти, паутина, хитин, глаза, крылья, мальпигиевые сосуды, имаго, конечности),
– таблицы с изображением представителей животных типа Членистоногие,

на столах команд:

– папка №1 с понятиями (отряд Жесткокрылые, класс Насекомые, подтип Трахейнодышащие, тип Членистоногие, царство Животные, подтип Жабродышащие, класс Паукообразные, подтип Хелицеровые, класс Ракообразные),
– пакет №2 с заданием “Природа мудра. А мы?”
– пакет №3 с заданием “Круги Эйлера”
– пакет №4 с рисунками представителей отряда Двукрылые, Отряда Перепончатокрылые, отряда Чешуекрылые.
– лист для опорного конспекта.

На столе учителя:

– пакет №1 с карточками названиями представителей (Паук птицеед, Речной рак, Майский жук),
– пакет №2 с понятиями (имаго, нимфа, зеленые железы, мальпигиевые сосуды, мокрица, муха, бабочка, саранча, пчела, хелицеры, хитин).

Класс поделен на три команды. За каждый правильный ответ ученик записывает себе один балл в карточку участника конкурса. Члены команды, занявшей I место, добавляют себе к сумме баллов еще 2 балла. Члены команды, занявшей II место, соответственно – 1 балл. Чтобы получить за урок отметку “5” надо набрать 9 – 10 баллов, “4” - 7 – 8 баллов, “3” - 5 – 6 баллов. Баллы фиксируются в карточке участника конкурса (Приложение 1).

Задание 1. Аукцион понятий.

Команды по очереди раскрывать содержание понятий. Если у команды задержка 30 сек., то право раскрыть содержание передается следующей команде. Итак, до тех пор, пока все понятия не будут сняты с “аукциона”. ( Приложение 2.)

Задание 2. Логическая цепочка по систематике.

Представитель каждой команды, взяв со своего стола папку №1, подходит к столу учителя и достает из пакета №1 со стола учителя карточку с названием представителя типа Членистоногих. Используя карточки с понятиями из своей папки, составляет логическую цепочку по систематике данного представителя.

Например, Царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие, класс Насекомые, отряд жесткокрылые, Жук, Майский жук.

Задание 3. Логический квадрат или биологические “Крестики-нолики”.

Учащиеся говорят названия изученных отрядов класса Насекомые. Затем, используя содержимое пакета №4, составляют на доске логические квадраты 3 на 3 из изображений представителей насекомых отрядов Двукрылые, Перепончатокрылые, Чешуекрылые. Квадрат составляется так, чтобы по вертикали (по горизонтали) было по одному представителю каждого отряда

 Рис. 1.

Задание 4. “Природа мудра. А мы?”

Учащиеся вынимают из пакета №2 задание:

Команда 1. Мокрица – наземная среда обитания.

Команда 2. Паук серебрянка – водная среда обитания.

Команда 3. Хитиновый покров – рост Членистоногих.

Находят противоречие и говорят, как природа разрешила это противоречие.

Например, хитиновый покров не растягивается и не растет, а животное должно расти. Природа “придумала” процесс линьки.

Задание 5. Третий лишний.

Учащиеся вынимают из пакета №3 задания:

Команда 1. А – мальпигиевые сосуды, Б – нимфа, В – органы выделения.

Команда 2. А – стадия взрослого насекомого, Б – имаго, В – хитин.

Команда 3. А – развитие с полным метаморфозом, Б – линька, В – развитие с неполным метаморфозом.

Определяют основание деления, отношение между понятиями, отображают их кругами Эйлера

Рис. 2

Например, лишнее понятие – нимфа. Основание деления – выделение. Отношение – подчинение.

 Задание 6. “А знаете ли, Вы?”

Учащимся предлагается придумать сравнение по внешнему, внутреннему строению, образу жизни представителей типа Членистоногих, используя карточку “Сравнение”. Каждое сравнение начинается словосочетанием “А знаете ли, Вы?”, затем словосочетание из карточки “Сравнение”. Побеждает та команда, которая скажет последнее сравнение.

Карточка “Сравнение” (разработана сотрудниками Красноярского ИПК Зориной В.Л., Гончаруком А.И., Ботовым М.И.)

  1. По сравнению с …
  2. Так же, как и …
  3. Как …, так и …
  4. Сравнивая …, можно сказать …
  5. Кроме … еще
  6. Помимо …
  7. Больше чем …
  8. Не только …, а и …
  9. Наряду с …
  10. Если …, то …
  11. В отличие от …

Например, А знаете ли Вы, что в отличие от паукообразных у насекомых два сложных глаза.

Задание 6. Опорный конспект “Тип Членистоногие”.

Учащиеся, используя опорные сигналы, составляют свой вариант опорного конспекта. Затем каждая команда защищает свой проект. На основе всех проектов создается общий конспект.

Рис. 3

Учащиеся подсчитывают баллы, оценивают свою работу. Карточки участника конкурса сдаются учителю.

Приложение 1.

Карточка участника конкурса

________________________________

(фамилия, имя) баллы

1. Аукцион понятий  
2. Логическая цепочка  
3. “Крестики-нолики”  
4. “Природа мудра. А мы?”  
5. А знаете ли, Вы?  
6. ОК  
7. Призовые баллы  
  Итоговая сумма  

Приложение 2.

понятие Содержание
паутина вещество, выделяемое пауками и некоторыми паукообразными из паутинной бородавки, застывающее на воздухе в виде нитей, используемое для постройки убежищ, ловчих сетей, яйцевого кокона, выстилки норок, расселения молоди.
Хитин сложный полисахарид беспозвоночных животных, составляющий основу наружного скелета членистоногих и компонент клеточных стенок у грибов и некоторых зеленых водорослей.
конечности органы тела животных, выполняющие функции передвижения, осязания, захвата пищи и т.д.
челюсти видоизмененные конечности, выполняющие функции захвата и измельчения пищи.
хелицеры первая пара головных конечностей у паукообразных, выполняющая функции челюстей
крылья насекомых специализированные органы движения, служащие для полета, являющиеся выростами покровов и расположенные на средне - и заднегруди, имеющие различное строение (перепончатые, чешуйчатые, кожистые)
мальпигиевые сосуды выделительные и осморегулирующие органы у паукообразных, насекомых, многоножек, представляющие собой слепые выросты кишечника на границе между средней и задней кишкой.
личинка стадия жизненного цикла большинства беспозвоночных животных и некоторых позвоночных животных, у которых запасы питательных веществ в яйце недостаточны для завершения морфогенеза.
линька процесс смены наружного покрова и различных его образований у животных.
имаго взрослая половозрелая стадия развития насекомых и ряда других членистоногих, в которой они, как правило, не линяют и не растут.
глаза образования, обеспечивающие восприятие зрительных раздражителей.